В первой части материала о влиянии Вашингтона на российскую политику девяностых годов мы проследили по тексту рассекреченной в конце 2024 года телеграммы Посольства США в Москве. С оригиналом телеграммы можно ознакомиться по ссылке https://nsarchive.gwu.edu/briefing-book/russia-programs/2024-12-18/long-telegram-1990s-whose-russia-it-anyway-toward-policy. Напомним, автор телеграммы ведущий политический аналитик, начальник внутриполитической секции посольства США в Москве Э. Уэйном Мерри в марте 1994 г. представил подробный аналитический отчёт о состоянии дел в России.
Первая часть документа это подробный разбор актуальных политических событий тех лет и анализ возможного развития внутриполитической ситуации в более или менее выгодном для США направлении. Дух и философия текста телеграммы демонстрируют готовность американской стороны пристально отслеживать политические события и настаивать на проведении многих решений во внутренней суверенной политике России выгодных, прежде всего, для американской стороны.
Вторая часть телеграммы посвящена вопросу возможности возрождения единого государства в любой политической форме в границах СССР и необходимости выработки стратегии жестокого пресечения любых подобных поползновений. Мерри указывает на целесообразность поддержания сепаратистских настроений в бывших республик СССР как важнейшую политическую меру, которая в случае ситуации защиты интересов США должна перерастать в военизированное противление. Здесь он повторяет и, можно сказать, исследует возможности применения на практике теоретических постулатов Збигнева Бжезинского. Первейшее значение в том далеком 1994 году он отдает развитию сепаратизма и национализма на Украине. Из документа отчетливо видно как начинает выкристаллизовываться в американском политическом классе идея войны между Украиной и Россией. К слову сказать, тогда для российского общества полностью абсурдный и лишенный логике политический бред, ставшей, к сожалению, реальностью благодаря в том числе и таким аналитическим отчетам, которые капля за каплей формировали мнение экспертного сообщества политических кругов и выжимали необходимые для работы в этом направлении финансы.
Публикация телеграммы Мерри дает редчайшую возможность увидеть, как формировалась американская политика и стратегия не со слов журналистов и экспертов, а на основании официальной переписки. Декларация подобных идей о необходимости для США поддерживать антирусские настроения на Украине, ужесточать положения русскоговорящих граждан, в конечном итоге привела к много миллиардному вливанию в политические антирусские проекты, двум «цветным революциям» и наконец к войне. Подобные аналитики, следуя логике Бзежинского, противопоставляли выживания Америки как мировой сверх державы и объединение в любом виде (формальное или не формальное) России и Украины. С их точки зрения, без Украины Россия не может рассматриваться как влиятельная европейская держава. Масса документов, которые нам могли бы показать истинные цели и задачи США, скрыты, и мы их никогда не увидим. Счастливая случайность и решение суда дали возможность убедиться в верности некоторых теорий заговора и отследить, как 30 лет назад зародилась стратегия «глубинного государства» по Украине, приведшая в 2022 году к войне.
В первых строках Мерри пишет, что «из-за ошибок советского периода Россия может пасть и падет обязательно. Советское достояние — это статус и благополучие двадцати пяти миллионов этнических русских за пределами России. Ключевой страной для устойчивости России является Украина, где проживают примерно половина из них. Несмотря на серьезные препирательства мало кто из россиян хотя бы начинает понимать глубину национальных чувств этнических украинцев или враждебность по отношению к Москве в большинстве западных и центральных областей страны».
Но далее автор делает очень интересный посыл, фактически поддержки украинских нацистов: «русские имеют желание как преобладающая этническая группа в Крыму и восточной Украине воссоединиться с российской "родиной. Крым и восточная часть Украины, безусловно, являются наиболее опасными зонами потенциальных конфликтов на территории бывшей советской империи, по своей значимости уступая только локальным конфликтам на Кавказ. От других государств бывшего Советского Союза, безусловно, нельзя ожидать, что они будут оценивать своего российского соседа иначе, чем с тревогой, поскольку все они знакомы с плотоядными традициями русского медведя. Должна ли Россия сейчас вести себя соответствующим образом как это было в прошлом? Если мы будем считать возрождение российского империализма неизбежным, Соединенные Штаты фактически останутся без конструктивной российской политики. В таком случае наша стратегия была бы ограничена возобновлением сдерживания на других географических линиях с последующим возобновлением американо-российской взаимной враждебности и потенциальной угрозой, возобновление термоядерного противостояния и террора».
Даже из таких небольших отрывков текста телеграммы Уэйна Мерри видно, как в 1994 году американцы, изучая ситуацию на Украине, исходили из необходимости поддержки националистов. Для них все, что могло хоть как то способствовать поддержанию духа единства территории и общности исторической судьбы народов, означало враждебное США, ведущее к усилению ядерного противостояния держав. В то время, когда Россия отказалась от риторики и практики холодной войны, американские аналитики продолжали существовать и формировать будущее исходя из ее постулатов и логики. Даже если речь шла о многовековых традициях и естественном желании на своей родной земле говорить на родном языке, они оценивали это как проявление «империализма», враждебное США.
Разрушение России и СССР, предательство русских за пределами РФ, потакание интересами США — это по представлениям Мерри оказывается «созидательная политика»!
Цинизм заключается в том, что в это же время США и Европа обрушились на сербов за то, что они «ущемляли» права национальностей в бывшей Югославии. Одновременно они запланировали и начали поддержку нацизма на Украине. Русских можно и нужно избавлять от своей идентичности и языка, лишать истории и земли.
Аналитики США понимали уже в 1994 году, что русские на Украине не смирятся с украинским нацизмом, а Россия будет вынуждена вступить в конфликт. Вывод был сделан уже тогда - нужно шаг за шагом готовиться к противостоянию с Россией и войне на Украине. А ведь у власти тогда еще находились Ельцин и полностью лояльные США политики типа Козырева и Чубайса. Ничего не предвещало возрождения России в 2000гг. Наоборот, многим на Западе казалось, все - погибла Россия! Однако мы видим из материала, что в уже 1994 году, задолго до прихода Путина к власти, глубинное государство США увидело, что объективно изменить Россию они не смогут.
Тогда и началась активная работа на Украине по формированию националистического сознания по всем направлениям от школьных учебников до «своей» элиты. У нас модно говорить, что китайцы работают вдолгую, но мы видим, что и американцы тоже заглядывают на десятилетия вперед.