Найти в Дзене
ARTПатруль

Топ 10 натюрмортов. Еда на картинах великих художников.

Изображение пищи неизменно привлекало внимание художников, что привело к созданию множества прекрасных натюрмортов. Со временем, будь то изобилие блюд на столе или скромный набор продуктов, подобное представление стало отдельным видом искусства. В XVI столетии, когда религиозные мотивы уступили место светским, в нидерландской жанровой живописи центральное место заняла еда – натюрморты, рыночные сцены, кухонные интерьеры. Питер Артсен, известный как один из пионеров этого направления, посвятил свое творчество изображению обыденной жизни простого люда: крестьян, прислуги, торговцев. Зритель словно переносится из полотна в полотно: то в "Мясную лавку" (1551), то в "Обильную кухню" (1570), где столы гнутся под тяжестью огромных окороков и рыб, разделанного мяса, коровьих голов и колбас, внушительных головок сыра и пирамид из плодов и овощей; то на "Крестьянский праздник" (1551), где исполняют "Яичный танец" (1552), наполненный скрытыми аллюзиями и значениями; то в "Блинную" (1560) или к "К
Оглавление

Изображение пищи неизменно привлекало внимание художников, что привело к созданию множества прекрасных натюрмортов. Со временем, будь то изобилие блюд на столе или скромный набор продуктов, подобное представление стало отдельным видом искусства.

10. Питер Артсен «Сцена на рынке», 1569

Питер Артсен «Сцена на рынке», 1569 © Hallwyl Museum, Stockholm
Питер Артсен «Сцена на рынке», 1569 © Hallwyl Museum, Stockholm

В XVI столетии, когда религиозные мотивы уступили место светским, в нидерландской жанровой живописи центральное место заняла еда – натюрморты, рыночные сцены, кухонные интерьеры. Питер Артсен, известный как один из пионеров этого направления, посвятил свое творчество изображению обыденной жизни простого люда: крестьян, прислуги, торговцев. Зритель словно переносится из полотна в полотно: то в "Мясную лавку" (1551), то в "Обильную кухню" (1570), где столы гнутся под тяжестью огромных окороков и рыб, разделанного мяса, коровьих голов и колбас, внушительных головок сыра и пирамид из плодов и овощей; то на "Крестьянский праздник" (1551), где исполняют "Яичный танец" (1552), наполненный скрытыми аллюзиями и значениями; то в "Блинную" (1560) или к "Кухарке" (1559), чей вид и осанка напоминают императрицу, нанизывающую туши на вертел с величием и суровостью.

Рынок с его многочисленными участниками – продавщицей овощей, торговцем дичью, мясником – представляет собой отдельную, излюбленную тему Артсена, позволяющую ему бесконечно варьировать любимые сюжеты и эпизоды. Во всех его лавках и на рынках всевозможные продукты занимают большую часть пространства и играют доминирующую роль, в то время как человеческие фигуры отодвигаются на второй план.

9. Флорис Ван Дейк «Натюрморт с сырами», 1615

Флорис Ван Дейк «Натюрморт с сырами», 1615 © Rijksmuseum, Amsterdam
Флорис Ван Дейк «Натюрморт с сырами», 1615 © Rijksmuseum, Amsterdam

«Breakfast piece», так называется тип натюрморта, зародившегося в 1610 году в Харлеме и Антверпене. Флорис ван Дейк был в числе пионеров, изображавших так называемые "завтраки", персональные сервировки, где еды было настолько много, что ее хватило бы на целую семью. В центре стола, покрытого восточной скатертью, возвышалась пирамида сырных головок. Вокруг располагались корзины, наполненные фруктами и хлебом, блюда с оливками и орехами, а также графин и бокалы, наполненные вином.

8. Франс Снейдерс «Фруктовая лавка», между 1618-1621

Франс Снейдерс «Фруктовая лавка», между 1618-1621 © Государственный Эрмитаж
Франс Снейдерс «Фруктовая лавка», между 1618-1621 © Государственный Эрмитаж

«Фруктовая лавка» входит в серию из четырех картин фламандского
художника, знаменитого своими потрясающе изобильными натюрмортами:
«Лавка дичи», «Овощная лавка» и «Рыбная лавка». Фламандский натюрморт —
это праздник жизни, торжество природы. В своих натюрмортах Снейдерс
не только воспевал изобильную природу, но и зашифровывал в них разные
смыслы. В «Фруктовой лавке» все имеет свое символическое значение:
и знатная дама, выбирающая персики, и лающая у ее ног собачка,
и обезьянка, опрокидывающая корзину с фруктами. И конечно, невозможно
оторвать взгляд от массивного деревянного прилавка, ломящегося от корзин
со всеми мыслимыми фруктами.

Кажется, все, что растет и плодоносит, есть во «Фруктовой лавке»: виноград и смоква, гранаты и апельсины, лимоны и сливы, черешня и груши, персики, яблоки и ежевика. «Полная драгоценных яств кладовая», — так называл картины Снейдерса Левинсон-Лессинг.

7. Джузеппе Арчимбольдо «Лето», 1573

Джузеппе Арчимбольдо «Лето», 1573 © Musée du Louvre, Paris
Джузеппе Арчимбольдо «Лето», 1573 © Musée du Louvre, Paris

Джузеппе Арчимбольдо, итальянский художник, декоратор и маньерист, выделялся как один из самых оригинальных и остроумных творцов своей эпохи. Он прославился созданием портретов, радикально отличающихся от всего, что было прежде. Его работы можно одновременно считать и натюрмортами, поскольку "лица" в них складываются, словно мозаика, из фруктов, овощей, перьев, рыбных плавников, грибов и растений. В эпоху Ренессанса люди обожали головоломки, загадки и необычные вещи, поэтому Арчимбольдо скорее отвечал запросам времени, нежели был чудаком.

"Лето" является частью серии "Времена года", представляющей собой аллегорию этапов человеческой жизни: детство, юность, зрелость и старость. В "Лете" юность представлена сочными фруктами, спелыми овощами и ягодами: айвой, персиками, вишней, виноградом, малиной, ежевикой, огурцом, помидором, баклажаном, обрамленными колосьями пшеницы.

При жизни Арчимбольдо пользовался огромной популярностью, однако после его смерти его имя было почти забыто. Интерес к его творчеству возродился в 1930-х годах и с тех пор не угасает. Произведения Джузеппе Арчимбольдо можно увидеть в музеях Вены, Инсбрука, Мадрида, Лувре, Галерее Уффици, а также в собраниях Швеции и США.

6. Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с фарфоровым кувшином, гранатом и виноградом», 1763

Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с фарфоровым кувшином, гранатом и виноградом», 1763 © Musée du Louvre, Paris
Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с фарфоровым кувшином, гранатом и виноградом», 1763 © Musée du Louvre, Paris

В то время как французская живопись славилась своим великолепием и декоративностью, натюрморты и бытовые зарисовки Жана-Батиста-Симеона Шардена поражали своей лаконичностью и непритязательностью. Более того, они отличались почти математической точностью: каждый объект в композиции тщательно расположен, исключая любые случайные элементы. И все же, несмотря на эту скромность, натюрморты Шардена обладают особым очарованием.

Под кистью художника обыденные предметы домашнего обихода обретают жизнь, раскрывая перед зрителем картины повседневной жизни парижан из третьего сословия. За тщательно выстроенной сценой – кувшин вина, пара бокалов, фрукты – проступает фрагмент этой обыденности, с ее устоями, обычаями и событиями, предназначенными для совместного переживания.

5. Иван Хруцкий «Грибы, рыба и овощи», 1838

Иван Хруцкий «Грибы, рыба и овощи», 1838 © Киевский национальный музей русского искусства
Иван Хруцкий «Грибы, рыба и овощи», 1838 © Киевский национальный музей русского искусства

Иван Хруцкий, русский художник второй половины XIX века, в основном прославился в русском искусстве благодаря своим работам в жанре натюрморта, изображающим цветы и фрукты. Его произведения отражают преемственность художественных традиций и отличаются исключительной тщательностью исполнения, напоминающей полотна старых мастеров. Натюрморт «Грибы, рыба и овощи» по своей атмосфере, колористике и стилю имеет много общего с голландскими натюрмортами XVII века.

Вещи, изображенные на натюрмортах Хруцкого, не обладают сложным символизмом, но при этом многое говорят зрителю. Простые предметы домашнего обихода, овощи, грибы, ягоды и фрукты передают атмосферу жизни в небольшом поместье в сельской местности в период второй трети XIX века, напоминая о летней свободе и домашнем тепле.

Созерцая картину «Грибы, рыба и овощи», почти реально ощущаешь текстуру каждого изображенного объекта: грубость плетеной корзины, бархатистость грибных шляпок, свежесть рыбы и гладкость медной тарелки. Можно даже уловить аромат леса, сосновой хвои, реки, ощутить близость к природе и гармонию с ней.

4. Пьер Огюст Ренуар «Лук», 1881

Пьер Огюст Ренуар «Лук», 1881 © Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Williamstown
Пьер Огюст Ренуар «Лук», 1881 © Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Williamstown

Хотя натюрморт не являлся центральным жанром для импрессионистов, он присутствует в творчестве почти каждого представителя этого течения. Ренуар, создавший за свою жизнь около 1880 натюрмортов, не был исключением.

Фруктово-овощные композиции Ренуара не всегда отличаются гастрономической логикой, но всегда поражают богатством цвета, света и создают ощущение "аппетитности". Он часто писал их сразу после работы над портретами, чтобы отвлечься и восстановить силы, возможно, поэтому они кажутся такими изящными и непринужденными. Натюрморт "Лук" отличается простотой и сдержанностью. Шесть луковиц и две головки чеснока изображены с большим мастерством, текстура предметов передана виртуозно, а округлые бока луковиц выглядят глянцевыми. Несмотря на лаконичность, в натюрморте ощущается тепло и яркость Средиземноморья – картина была написана во время путешествия Ренуара по Италии.

3. Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918

Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 © Государственный Русский музей
Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 © Государственный Русский музей

Удивительно, как душевное, насыщенное цветом и светом искусство Кустодиева сохранило свою выразительность даже тогда, когда болезнь ограничила его подвижность. По словам художника, его спасала "чудесная страна воспоминаний" – образы и люди ушедшей эпохи, сохранившие свой неповторимый аромат. "Купчиха за чаем", написанная Кустодиевым в голодном Петрограде 1918 года, является ярким и характерным примером такого живописного воспоминания о пышных красавицах, теплых летних вечерах, торжественных чаепитиях и о жизни, прекрасной в своей неспешности и размеренности.

В этом натюрморте Кустодиева царит изобилие, но оно не выглядит вульгарным. Мраморные плечи дородной купчихи, огромный, сверкающий самовар, источающий жар, сочный арбуз, пироги и фрукты, ластящийся кот – это не лубок, а воплощенная на холсте мечта. Мечта о жизни, какой она могла бы быть.

2. Кузьма Петров-Водкин «Утренний натюрморт», 1918

Кузьма Петров-Водкин «Утренний натюрморт», 1918 © Государственный Русский музей
Кузьма Петров-Водкин «Утренний натюрморт», 1918 © Государственный Русский музей

Мир предметов в натюрмортах Петрова-Водкина, словно обособленная вселенная, удивительно точно отражает эмоциональное состояние окружающей действительности. Взгляд на безмолвные объекты, расположившиеся на столе (собака – единственный "живой" персонаж, ускользающий от внимания в первую очередь), мгновенно передает настроение текущего утра. Складывается ощущение, что кто-то только что был за столом и ненадолго отошел, оставив недопитый чай и нетронутую еду. Впереди – летний день, сулящий, возможно, небольшое путешествие или даже приключение, о чем свидетельствуют фонарик и спички на столе. Преданный пес не отходит от стола, ожидая возвращения хозяина и, вероятно, угощения.

Вероятно, за пределами этой идиллической картины скрывается что-то более суровое, недоступное нашему взору, и можно бесконечно размышлять о возможных событиях этого летнего дня. Ясно лишь одно: Петров-Водкин мастерски, посредством простых предметов, сумел поведать историю жизни, с ее радостями и тревогами.

1. Зинаида Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», 1923

Зинаида Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», 1923 © Музей изобразительных искусств, Нижний Тагил
Зинаида Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», 1923 © Музей изобразительных искусств, Нижний Тагил

Зинаида Серебрякова – одна из первых и самых почитаемых в России профессиональных художниц, представительница "новой волны" мирискусства. В ее творчестве создано множество очаровательных женских и детских образов, она часто рисовала мужа, себя и детей, передавая атмосферу дома и теплоту семейного очага. Практически все семейные портреты представлены в виде жанровых сцен, в которых важную роль играет натюрморт. Картина "На кухне" не является исключением.

Главная трудность в детском портрете – избежать приторности и излишней сентиментальности. Серебряковой это удалось: дети на ее полотнах не играют навязанную взрослыми роль, а живут своей важной жизнью, полной серьезных и интересных занятий. Именно такой предстает на картине и младшая дочь художницы, Катя. Повседневный быт возведен здесь в ранг красоты и гармонии, все пронизано любовью и теплом, так что даже рыбы на переднем плане не кажутся холодными. Идеализированная реалистичность, с которой выписаны все детали натюрморта, подчеркивает: в семейном кругу нет незначительных мелочей, все важно и ценно.

Информация взята из открытых источников

Ставьте и лайки и поделитесь в комментариях вашим любимым натюрмортом!