Он начинал с чувственных женских образов и натюрмортов, полных скрытой страсти, но сегодня бросает вызов нашему восприятию симметрии. В этой статье вы узнаете, почему новые картины Александра Луфера одновременно завораживают и тревожат - и как простой трюк с зеркалом превращает банальные предметы в произведения искусства.
Александр Луфер появился на свет 21 ноября 1965 года в Фрунзе (ныне Бишкек). Начальное образование он получил в Киргизском государственном художественном училище, а затем продолжил путь в сферу искусства на факультете декоративно-прикладного искусства Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета. С тех пор Луфер активно участвует в творческой жизни - за его плечами не только персональные проекты, но и участие в многочисленных групповых выставках. Сегодня он живет и работает в Санкт-Петербурге, совмещая архитектуру и живопись.
В прошлом Луфер был преданным исследователем обнаженной натуры. Его картины - чувственные, яркие, порой откровенные - напоминали экзотические полотна Гогена. Даже когда речь шла о натюрмортах, он умел придать фруктам некий эротический подтекст, превращая их в метафоры желания.
“Современная молодая и красивая женщина в жанре, натюрморт и, иногда, портрет, но это не связанно с тем, что меня не привлекают другие темы и жанры, просто пока мне хватает нерешенных задач в рамках этих тем. Не могу согласиться с теми, кто считает эти темы несовременными, нарочито коммерческими или инфантильно ученическими”. - цитата Александра Луфера
Однако серия работ под названием “До и после” стала поворотным моментом в его творчестве. Луфер решительно уходит от классической фигуративности и сосредотачивается на том, что часто вызывает у человека двоякие чувства - на абсолютной геометрической симметрии. Художник берет за основу самые разные предметы: дизайнерскую утварь, декоративные фигурки, рыцарские доспехи и даже известную скульптуру Жозефа Шинара - бюст мадам Рекамье.
Суть эксперимента в том, что Луфер разделяет изображение на две части, зеркально отражает одну половину и соединяет их, создавая новые формы. В этом оптическом фокусе наш взгляд, сначала сбитый с толку, вдруг обнаруживает некую гармонию, пусть и вызывающую довольно неоднозначные эмоции.
И хотя основное внимание приковано к странной, но притягательной симметрии, не менее поражает и невероятная техника исполнения - тончайшая работа со светом и тенью, тщательно выверенные мазки, доведенные до ювелирной точности. Все это Луфер пишет маслом, превращая каждый диптих в самостоятельное художественное событие.
Художник считает, что не стоит бояться новых технологии, а нужно впускать в искусство. Он уверен, что вторгаясь в процесс творчества, они не разрушат основы. Александр призывает активно пользоваться теми огромными возможностями, которые дает прогресс.
Александр Луфер - тот самый художник, который не боится меняться и идти наперекор зрительским ожиданиям. От обнаженных телесных образов до почти математической строгости симметрии - его путь в искусстве похож на путешествие из плотского в абстрактное, из очевидного в тревожное. Он словно задает зрителю вопрос: что по-настоящему красиво - органика природы или искусственная выверенность?
Сегодня, когда искусственный интеллект учится рисовать, а цифровые эффекты захватывают выставочные залы, подобный разговор становится особенно актуальным. Луфер работает с маслом, вручную, но его произведения могли бы ввести в заблуждение - настолько они “похожи” на продукт нейросетей. Это и делает его искусство особенным: оно балансирует на грани между ремеслом и технологией, традицией и будущим.
Пишите в комментариях что ближе вам? Традиционные кисти и краски или безупречность и точность цифровых инструментов? Вы за живое несовершенство или идеальную, выверенную геометрию?
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.