История русской эмиграции — это история потерь, бегства и нового начала. Особенно драматичным стал 1922 год, когда по решению советской власти из страны были высланы 81 представитель интеллигенции — оппозиционеры, философы, ученые и изобретатели. Это событие вошло в историю под названием «философский пароход». На самом деле таких рейсов было несколько, но все они символизировали одно: в новой Советской России не было места для инакомыслия. Впрочем, волна эмиграции началась задолго до этого — с революции 1917 года и Гражданской войны, в результате которых страну покинули около двух миллионов человек. Причины были разные: страх перед большевиками, утрата привилегий, экономическая катастрофа, уничтожение привычного уклада жизни.
Всего в XX веке выделяют три основные волны эмиграции. Первая охватила период после революции и Гражданской войны. Вторая — после Второй мировой, когда уезжали бывшие военнопленные, угнанные в рабство, заключённые концлагерей. Третья волна пришлась на время перестройки и распада СССР, когда эмиграция стала легальнее, а мотивы — более экономическими, но не менее острыми: поиски свободы, бегство от цензуры, репрессий и нестабильности. Но эмиграция из России существовала и до большевиков. Например, князь Андрей Курбский покинул страну ещё в XVI веке. В XIX веке выезд усилился — особенно среди еврейского населения из-за нарастающего антисемитизма и погромов.
Жизнь эмигрантов за рубежом редко была простой. Люди уезжали без знания языка, без средств к существованию, без уверенности в завтрашнем дне. Многие оказывались в лагерях беженцев. Норвежский учёный Фритьоф Нансен предложил решение — так называемые «паспорта Нансена», международные документы для лиц без гражданства. Основными центрами русской эмиграции стали Константинополь, Берлин, Париж. Там создавались газеты, школы, церкви, литературные журналы. Русская культура продолжала жить в изгнании: эмигранты стремились сохранить язык, традиции, историю.
Во время Второй мировой войны многие русские оказались за границей не по своей воле. Их угоняли на принудительные работы, сажали в лагеря. После войны далеко не все смогли или захотели вернуться в СССР — слишком высок был риск репрессий. Они тоже остались за границей и стали частью второй волны эмиграции. Именно среди них были активные участники культурной жизни — писатели, учёные, журналисты, которые пытались воссоздать в эмиграции «новую Россию».
Позднесоветская эмиграция проходила уже в других условиях. Выезд был возможен, но ограничен. Люди часто уезжали на ПМЖ под видом туристов или эмигрировали по еврейской, немецкой и греческой национальной линии. С началом перестройки границы открылись шире. Многие воспользовались этим, чтобы начать новую жизнь на Западе, спасаясь от безработицы, политической нестабильности и преследований.
История русской эмиграции — это не просто бегство. Это одновременно боль и надежда, трагедия и культурный подвиг. За границей русские продолжали создавать, писать, преподавать, формируя образы своей родины вдали от неё. Эмиграция стала неотъемлемой частью российской истории — частью, которую нельзя забывать.