Найти в Дзене

Проклятие братьев Стругацких. Дождемся ли мы приличной экранизации?

Прочитав тут некоторое время назад новость о готовящемся силами компании "Марс Медиа" сериале на основе повести "Отель "У погибшего альпиниста" (коротко: режиссер — Александр Домогаров-младший ("Пиковая дама: Зазеркалье", "Пальма"), в главных ролях — Евгений Цыганов, Сергей Маковецкий, Александр Балуев, Светлана Ходченкова, Алена Михайлова), поймал себя на мысли, что перенос творчества братьев Стругацких на экраны — занятие как будто изначально бесперспективное и неблагодарное. Главном образом потому, что вроде как нет позитивного примера. Не скажу, что видел прям вот все экранизации Стругацких. Потому что не видел. Но кое-какие все же довелось лицезреть. И ни одна мне не показалась минимально адекватной исходному материалу. Вот даже не близко. "Сталкер" Тарковского, 1979 год. Как самостоятельное произведение — наверное, большое кино. Хотя вот Сарик Андреасян не согласен. Но как экранизация — полная неудача. Какое отношение эта заунывная хтонь имеет к живой, динамичной, остроумной книж

Прочитав тут некоторое время назад новость о готовящемся силами компании "Марс Медиа" сериале на основе повести "Отель "У погибшего альпиниста" (коротко: режиссер — Александр Домогаров-младший ("Пиковая дама: Зазеркалье", "Пальма"), в главных ролях — Евгений Цыганов, Сергей Маковецкий, Александр Балуев, Светлана Ходченкова, Алена Михайлова), поймал себя на мысли, что перенос творчества братьев Стругацких на экраны — занятие как будто изначально бесперспективное и неблагодарное. Главном образом потому, что вроде как нет позитивного примера.

Не скажу, что видел прям вот все экранизации Стругацких. Потому что не видел. Но кое-какие все же довелось лицезреть. И ни одна мне не показалась минимально адекватной исходному материалу. Вот даже не близко.

"Сталкер" Тарковского, 1979 год. Как самостоятельное произведение — наверное, большое кино. Хотя вот Сарик Андреасян не согласен. Но как экранизация — полная неудача. Какое отношение эта заунывная хтонь имеет к живой, динамичной, остроумной книжке — решительно непонятно.

-2

"Дни затмения" Сокурова, 1988 год. Ну это просто страх. Что здесь осталось от заявленного в качестве, кхм, первоисточника "Миллиарда лет до конца света", самой, может быть, сюжетно интересной и триллерной вещи Стругацких, — такая же тайна, как и в предыдущем пункте. Нудное, претенциозное, до обморока скучное кино, как любят на Берлинском кинофестивале.

-3

"Гадкие лебеди" Лопушанского, 2006 год. Такое ощущение, что этот фильм вообще снимала нейросеть. Это исчерпывающее описание.

-4

"Обитаемый остров" Бондарчука, 2008 год. Низкопробный боевичок, не следа не оставивший от интеллигентной интонации братьев и вообще их авторского посыла. Дорого-богато, но бессмысленно.

-5

"Трудно быть Богом" Германа, 2013 год. Возможно, вообще самый мерзкий и отвратительный российский фильм в истории, буквально гадящий на наследие Стругацких, уж извините.

-6

Да, были еще какие-то там советские телепостановки, польские телеспектакли, чешские ТВ-сериалы. Венгры тоже, говорят, чего-то снимали. Но не суть.

Поразмышляв, я прихожу к выводу, что многие из тех, кто брался снимать по Стругацким, почему-то не считали нужным досконально следовать авторскому тексту, а главное — авторскому настроению. Подстраивались под что угодно, кроме, собственно, основы в виде книжки. Под жанр фильма, его бюджет, под свое режиссерское видение, а точнее — под свое эго, под запрос аудитории. Дух, тон, атмосферу, вот эти мясо, жилы, плоть и кровь творчества братьев, игнорировались за ненадобностью. Мы здесь, типа, создаем нечто свое. Во-первых, так себе создаете. Во-вторых, с какой стати прикрываетесь именами других людей? Как-то это все неправильно.

Может, у вас получится?
Может, у вас получится?

Что же касается грядущего сериала по "Отелю", могу сказать следующее: эта вещь — пожалуй, самая киношная в творчестве братьев. Да она уже написана так, будто это готовый сценарий. Снимать можно прямо по тексту, ничего не редактируя и не адаптируя. Это самая уютная (ну, наряду, может быть, с "Хромой судьбой") книжка Стругацких, одна из самых интересных в чисто событийном понимании. Просто — хорошая. Да, кого-то взбесит разгадка, кто-то сочтет, что для качественного детектива это слишком простенько. Но тут как с вопросом о Матиссе. Я рисую не женщин, я рисую картины.

Жду с осторожной надеждой. Но ни на что не надеюсь.

А вы подписывайтесь на наш ностальгический Telegram-канал! Там еще больше всякого разного.