Найти в Дзене

Как доводить проекты до конца или почему не надо этого делать

Оглавление

Как превратить ваш «разброс» в суперсилу.

Должна вам признаться: я бросаю проекты, когда иссяк запал. Помните, как в мемчике:

Не знаю - кто автор. Нашла в интернете.
Не знаю - кто автор. Нашла в интернете.

Но я научилась это делать без чувства вины. Свежий пример: весной придумала сделать рисованный дневник первых цветов с датами начала цветения, засушенными цветочками, но до конца не довела, стало не интересно, ушла волна.

Я уже давно нашла способы превращать «разброс» в суперсилу. Готова поделиться с вами.

Но сначала немножко теории.

Сканеры и дайверы - разные способы познания мира

Есть теория о людях сканерах и дайверах суть которой - в разных способах познания, освоения мира, разных типах мышления. Эти термины ввела американская писательница Барбара Шер.

Сканеры — это «исследователи», которые обожают пробовать новое, легко загораются идеями, но редко углубляются в одну надолго. Для них мир — это шведский стол, где хочется попробовать всё.

Дайверы (divers, «ныряльщики») — те, кто концентрируется на одной области годами, стремясь к мастерству. Они получают удовольствие от глубины, а не широты.

Главное отличие. Сканеры не ленивые и не нерешительные — их мозг просто устроен иначе. Они думают «а что, если…?», а дайверы — «как сделать это идеально?».

Пока дайверы 10 лет шлифуют один навык, сканеры, как Леонардо, создают свою «Мону Лизу» и проводят еще 1000 разных других экспериментов. Доводить до конца? Да! Но лишь то, что даёт радость здесь и сейчас.

В книгах Барбары Шер подчеркивается, что оба типа — это норма, но общество чаще одобряет дайверов, тогда как сканеры чувствуют себя «странными».

Между тем сканеры – это потенциальные полиматы (от греч. πολυμαθής — «много» и μαθής — «занятия»). Универсалы, которые глубоко осваивают несколько областей и создают на их стыке нечто новое. У них гибкое мышление, они способны находить аналогии между, казалось бы, далёкими областями (например, между биологией и дизайном).

Как вы понимаете, разница в фокусе: полиматы осознанно копят знания, а сканеры наслаждаются процессом. Но между тем, если научиться комбинировать интересы, «разброс» может стать преимуществом.

Есть еще одно красивое определение полимата: Человек эпохи Возрождения. Ведь именно тогда появились гении, которые не просто знали все понемногу, а создавали новое на стыке областей (искусства, науки, философии, ремесел).

Леонардо да Винчи подвизался в анатомиии, инженерии, живописи, а Микеланджело в скульптуре, поэзии, архитектуре. (Вот здесь у меня есть статья про список to do Леонардо. Загляните, если интересно) В эпоху Возрождения культ разносторонности - это был идеал образованности. Философ Пико делла Мирандола писал: «Человек может стать тем, кем он пожелает».

В нашу эпоху, эпоху междисциплинарных проектов (например, биоинформатика или дизайн-мышление) полиматы ценны. Они способны видеть картину целиком, что помогает решать сложные задачи.

Важно подчеркнуть: сканеры — это не «недостаточные полиматы», а люди с особым подходом к познанию. И это можно использовать на пользу! Секрет в адаптации стратегии: дробить проекты на мини-этапы, разрешать себе цикличность и сочетать интересы Помнить, что даже незавершённые проекты — это ценный опыт, а не провал.

Давайте попробуем применить эту стратегию на практике.

Ниже несколько идей, которые я сама применяю в практике рисования. Но уверена, что их можно применять в любом виде деятельности, если вы тоже кто-то вроде сканера.

Смените определение «законченности». «Завершить» ≠ «довести до совершенства».

Если у вас нет законченных 10 картин, но есть альбом с 5 набросками – это уже результат. Даже если нет финала, но есть накопленный опыт.

Совет. Помните Правило 80%? Проект готов, если он дал нужные эмоции/знания.

Идея анти-перфекционистского микса. Суть: Сознательно добавлять в проект «чужеродный» элемент. Рисуете пейзаж? Вклейте и обыграйте какой-то абсурдный кусочек: описание из коробки с лекарством, билет в кино. Пусть они станут частью пейзажа.

Мини-проекты вместо грандиозных планов. Разбивайте большие идеи на шажочки.

Проект из маленьких шажочков: быстрые наброски-впечатления в альбоме-гармошке.
Проект из маленьких шажочков: быстрые наброски-впечатления в альбоме-гармошке.

Не вести блог, а написать 5 статей на тему, которая будет интересна прежде всего себе. Не научиться рисовать акварелью, а освоить три акварельных приема, исследовать следы от кисти на бумаге. Не «выучить язык», а «разобрать 3 песни на испанском».

Цикличность — ваш друг.

Разрешите себе возвращаться к проектам через время. Если сейчас «не идет», лучше отставить и вернуться, чем делать через силу. Для художника это могут быть сезонные папки с идеями, скетчами, обрывками, набросками.

Связывайте интересы в гибриды. Комбинируйте занятия, чтобы не скучать.

Идеи. Дневник-палитра. Можно вести скетчбук, где каждый разворот — микс интересов. Пример: с одной стороны – акварельная картинка цветка, увиденного в путешествии, с другой – стихи или несколько строк эссе. Если это не охраняемое растение, можно его засушить и приклеить вместе с ботаническим описанием.

Живой архив. Суть: Физический объект и цифровой слой. Например: альбом с рисунками цветов и QR-код на каждом развороте, который ведет на плейлист, который звучал во время рисования. (сервисов формирования QR много в интернете)

«Незавершёнка» как стиль. Собирайте коллекцию «почти готовых» проектов — это уже арт-объект. Фиксируйте процесс, промежуточные идеи. Почему я смешала краску А и В и что из этого получилось (потом это станет историей). Ограничивайте намеренно время на наброски и скетчи чтобы «не замучить» картинку.

Есть физические инструменты для сканеров.

Например, скетчбуки с кармашками (для разных идей). Или альбомы идей с листами без четкой структуры.

У меня есть цифровой блокнот, куда записываю цитаты, промельки идей. Иногда возвращаюсь к этому архиву, чтобы «вырастить» новую идею.

Итак, сканерство — не недостаток, а авангардная стратегия познания, проверенная веками. Сканеры — это не «несобранные люди», не «те, кто бросают», а те, кто пробуют». Они - наследники титанов Возрождения. Их сила – в таком же любопытстве!

Я надеюсь вернуться к проекту с первоцветами следующей ранней весной, а пока рисую летние цветы). А у вас были проекты, которые вы оставили, но они вас чему-то научили?