Найти в Дзене

Матапан 1941. Часть первая: "Ловушка"

Целый год ходил и присматривался к этой книге, и вот свершилось - купил! С творчеством Александра Больных я знаком по отличной работе "Крейсера. Иллюстрированная энциклопедия." Достаточно легкий ироничный стиль, местами весьма острый на язык, делал чтение интересным и затягивающим. Ведь автор учился у самого Владислава Крапивина и начинал как писатель фантаст, но в 90-е сменил жанр, перейдя в военно-историческую литературу. Как подобает хорошей исторической работе, в книге нашлось место для воспоминаний обеих сторон. И начинается она с возмущенных строк итальянского адмирала Анжело Иакино (в других источниках Якино) - нашего первого "героя". В лучших немецких традициях в своих послевоенных мемуарах итальянский командующий пытается оспорить у англичан само название битвы Последние называют ее "Бой у мыса Матапан", итальянцы же настаивают на операции "Гавдос". ... мы полагаем, что операция, длившаяся три дня и в ходе которой между прочим имело место два затяжных сражения, не может б

Целый год ходил и присматривался к этой книге, и вот свершилось - купил! С творчеством Александра Больных я знаком по отличной работе "Крейсера. Иллюстрированная энциклопедия."

Достаточно легкий ироничный стиль, местами весьма острый на язык, делал чтение интересным и затягивающим. Ведь автор учился у самого Владислава Крапивина и начинал как писатель фантаст, но в 90-е сменил жанр, перейдя в военно-историческую литературу.

И так весна 1941 года

Как подобает хорошей исторической работе, в книге нашлось место для воспоминаний обеих сторон.

И начинается она с возмущенных строк итальянского адмирала Анжело Иакино (в других источниках Якино) - нашего первого "героя". В лучших немецких традициях в своих послевоенных мемуарах итальянский командующий пытается оспорить у англичан само название битвы

Последние называют ее "Бой у мыса Матапан", итальянцы же настаивают на операции "Гавдос".

... мы полагаем, что операция, длившаяся три дня и в ходе которой между прочим имело место два затяжных сражения, не может быть обобщена одним названием...

И вообще, по мнению адмирала, итальянский флот почти выиграл сражение, только этот злосчастный ночной бой испортил все впечатление.

Адмирал Анджело Иакино возглавлял итальянские силы на борту Линкора "Витторио Венето".
Адмирал Анджело Иакино возглавлял итальянские силы на борту Линкора "Витторио Венето".

Спор по датировке не случаен. Итальянская версия предлагает начать сражение с провала англичан - в результате атаки диверсантов 10-й флотилии MAS фатальные повреждения в бухте Суда получил тяжелый крейсер "Йорк" и потоплен танкер "Перикл". Согласитесь, это уже хоть какой-то размен: один тяжелый крейсер на три своих. Но об этом ниже.

Первые условно "безэкипажные" катера со взрывчаткой. После направления на цель моряк спрыгивал с катера, который дальше двигался самостоятельно.
Первые условно "безэкипажные" катера со взрывчаткой. После направления на цель моряк спрыгивал с катера, который дальше двигался самостоятельно.

Самое необычное в данной атаке - использование катеров со взрывчаткой, которые до последнего момента управлялись пилотами. Они покидали свои суденышки уже на виду у противника... и тут же попадали в плен. Ни о какой эвакуации даже не думали, по сути для них это была дорога в один конец.

К чести англичан, выловленным из воды виновникам диверсии был предложен горячий чай и виски... Вода же холодная март месяц.

Вишенкой на торте стало письмо которое пленному командиру итальянской группы вполне официально удалось отправить родственникам попутно сообщив результаты атаки командованию. О таком уровне гуманизма к пленным в боях на Тихом океане и наших морях можно было только мечтать.

Кстати, немцы английских диверсантов расстреливали на месте.

Противостоял итальянскому флоту адмирал Эндрю Каннингхэм на флагманском линкоре "Уорспайт".
Противостоял итальянскому флоту адмирал Эндрю Каннингхэм на флагманском линкоре "Уорспайт".

Но вернемся к предстоящему сражению. Здесь флот, как это часто бывает, попал в зависимость от действий сухопутных войск. Вялотекущее вторжение итальянцев в Грецию должно было получить новый импульс благодаря участию немецких дивизий.

Одновременно Англия, успокоенная своими успехами в Северной Африке, начала переброску своих сил в Грецию морскими конвоями в рамках операции "Ластр" , за реализацию которой отвечал второй наш "герой" - командующий британским флотом на Средиземном море адмирал Эндрю Каннингхэм.

План итальяснкой опирации.
План итальяснкой опирации.

Стремясь ослабить противника, немцы потребовали от итальянского флота нанести удар по стратегически важным перевозкам англичан в Грецию. Верховное командование итальянского флота "Supermarina", конечно же, не могло отказать. Так и зародилась идея рейда быстроходных сил флота против конвоев.

Как это иногда бывает и англичане и итальянцы мыслили примерно одинаково - необходимо загнать противника в ловушку. Итальянцы рассчитывали перехватить британский конвои, которых к моменту их выхода в море, конечно же, уже не было. Англичане, заранее узнав о рейде итальянцев рассчитывали перехватить их.

При этом обе стороны обладали огромным массивом разведывательной информации - как агентурной (в Александрии на законных основаниях присутствовал японский консул), так и авиационной (разведывательные полеты выполнялись регулярно и немцами и итальянцами). Кроме того, активно читались шифровки друг друга с разной степенью успеха.

Наш герой - флагман итальянской эскадры в бою у Матапана "Витторио Венето" смутно виднеется на втором плане. Его заслоняет систершип "Рома", последний и самый неудачливый из линкоров класса "Литторио".
Наш герой - флагман итальянской эскадры в бою у Матапана "Витторио Венето" смутно виднеется на втором плане. Его заслоняет систершип "Рома", последний и самый неудачливый из линкоров класса "Литторио".

Так что 26 марта началось движение - Итальянский флот вышел в море! Англичане об этом знают от того конвое в море уже нет, спустя сутки вечером 27 мая английские корабли покинут Александрию. Началось движение навстречу друг другу.

Первыми контакт установили эскадры крейсеров утром 28 мая, завязавшийся бой больше походил на танец с повторяющимися движениями.

Вначале англичане, учитывая что их силы были представлены легкими крейсерами "Орион", "Аякс", "Перт" и "Глостер" которые явно уступали своим противникам - итальянским тяжелым крейсерам: "Триест", "Тренто" и "Больцано" (203-мм орудия против 152- мм), решил отступить наведя противника под пушки идущих позади линкоров. Английский адмирал Придхем-Уиппел, развернул свои крейсера на Восток.

Итальянский адмирал Сансонетти через некоторое время, поняв что преследование затягивается решил проделать то же самое... и теперь уже англичане гнались за итальянскими крейсерами на запад.

Появившийся на горизонте "Витторио Винетто" даже не особо смутил англичан, они приняли его за своего! Обе стороны не знали что у противника есть линкоры.

Британский флагман линкор "Уорспайт", поступил на службу  Королевского флота в далеком 1912 году. Несмотря на одинаковый с "Витторио Венето" калибр орудий 381-мм, значительно он уступал  противнику в скорости хода.
Британский флагман линкор "Уорспайт", поступил на службу Королевского флота в далеком 1912 году. Несмотря на одинаковый с "Витторио Венето" калибр орудий 381-мм, значительно он уступал противнику в скорости хода.
Внутреннее устройство "Уорспайта"
Внутреннее устройство "Уорспайта"

Попытка запросить принадлежность линкора закончилась многометровыми столбами воды от падений 381 мм снарядов, окружившими легкие крейсера королевского флота.

Английским кораблям вновь пришлось спасаться бегством на запад.

Легкий крейсер "Глостер". С его борта  адмирал Придхем-Уиппел доложит об обнаружении итальянского флота.
Легкий крейсер "Глостер". С его борта адмирал Придхем-Уиппел доложит об обнаружении итальянского флота.

Несмотря на активную стрельбу, итальянцам так и не удалось достичь попадании. Все вышеперечисленные метания эскадр проходили на предельных скоростях того времени, корабли маневрировали разгоняясь до 30 узлов (примерно 60 км/ч). С Востока же неспешно, со скоростью 20 узлов, иногда разгоняясь до 22, ползли ветераны Ютландского сражения линкоры: "Уорспайт", "Вэлиант" и "Барэм", намереваясь принять участие в еще одном генеральном сражении.

Продолжение следует ...