Согласитесь, за те 188 лет, которые прошли с дня гибели Александра Сергеевича Пушкина, о его жизни написано ну очень много. Особенно о женщинах, которые его окружали, родных и близких - мать Надежда Осиповна, бабушка Мария Алексеевна, жена Наталья Николаевна, дочери Мария и Наталья. Сам поэт оставил нам свой "донжуанский список" из 113 имен, многие его романы хорошо известны и описаны самыми разными авторами, как пушкиноведами, так и просто писателями или любителями творчества поэта. Но жизнь одной близкой родственницы поэта, матери его жены, как- то осталась в стороне от внимания широкой публики. Осмелюсь попробовать восполнить этот пробел.
С самого начала, буквально с зачатия, жизнь ее не вписывалась в рамки обычных правил того времени. Её отец полковник Иван Александрович Загряжский, проходивший службу в Дерпте (сейчас это эстонский Тарту) и имеющий в Москве законную жену и четверых детей, увлекся и влюбил в себя замужнюю блестящую красавицу, дочь лифляндского помещика Ульрику Поссе. Влюбленная Ульрика оставив законного мужа и маленькую дочь пошла под венец с Загряжским, не подозревая, что он давно женат. Венчавший их священник был подкуплен, а свидетелями были подвыпившие сослуживцы полковника. Узнав, что Ульрика беременна, Загряжский нашел нетривиальный выход из ситуации. Он отвез беременную любовницу в свое подмосковное имение Ярополец, где познакомил с законной семьей, женой и детьми.
Трезво рассудив "пусть бабы сами разбираются", полковник срочно ретировался к месту службы. Жена полковника Александра Степановна Загряжская оказалась на редкость благородной женщиной, она приняла беременную Ульрику и взяла все хлопоты и заботы о ней и родившейся девочке на себя. Девочку назвали Натальей, она считалась "воспитанницей" Загряжского. Когда Наташе было шесть лет, родная мать Ульрика Поссе умерла. Приняв в семью ребенка, прижитого неверным мужем и воспитывая Наташу наравне с родными детьми, Загряжская смогла добиться для девочки равных прав на наследство, как для законных детей. Незаконнорожденная Наташа стала Натальей Ивановной Загряжской. Даа, в наше время такое, пожалуй, уже не встретишь.
Когда дети подросли, семья перебралась в Петербург, где совсем юная Наташа вместе с о старшими единокровными сестрами была принята во фрейлины императрицы Елизаветы Алексеевны жены Александра I. Юная, стройная, не столь красивая как мать, но все же очень привлекательная фрейлина пользовалась успехом у мужчин.
И вот, наконец, девушке выпал счастливый шанс. На одном из придворных балов она познакомилась с молодым красавцем, любезным, хорошо воспитанным, знающем несколько языков, играющем на скрипке и даже пишущем стихи. Это был Николай Афанасьевич Гончаров, наследник старинного известного рода промышленников, поднявшихся еще при Петре I на торговле парусиной для флота и имеющих в Калужской губернии Полотняный завод и бумажную фабрику. Молодой красавец был недавно принят на службу в коллегию иностранных дел в Петербурге. По всем меркам это была блестящая партия для Наташи. Венчание проходило в церкви Зимнего дворца, на церемонии присутствовала императорская семья. Вдовствующая императрица Мария Федоровна подарила новобрачной бриллиантовые украшения.
Вскоре после свадьбы молодожены покинули столицу. Сначала Николай Афанасьевич был назначен секретарем к московскому генерал-губернатору, а затем, получив отставку переехал в Калужскую губернию, где ему предстояло приводить в порядок Полотняный завод и бумажную фабрику. Дело в том, что его отец Афанасий Николаевич Гончаров не слишком вникал в работу предприятий, больше любил красивую жизнь, женщин и поездки за границу. Николаю Афанасьевичу удалось навести порядок в делах, положить конец воровству на предприятиях, уволить нерадивых работников и решить возникшие финансовые проблемы.
А в 1812 году, когда в страну вторгся Наполеон, ему пришлось вывозить семью в Тамбовскую губернию, где в августе 1812 года родилась младшая дочь Гончаровых Наташа, или ласково Таша. Погуляв в Европе и вернувшись домой, Афанасий Николаевич начал вмешиваться в только что налаженные сыном дела Полотняного завода, между ними начались конфликты. В 1815 году семья Гончаровых,в которой было уже шестеро детей, переехала в Москву. Однако. дед настоял, чтобы его любимица младшая Ташенька осталась у него. Наталье Ивановне, уже тогда ощутившей всю сложность и зависимость их финансового положения, ничего не оставалось, как согласиться. Таша прожила у дедушки шесть счастливых лет, у нее было все самое лучшее: няньки, куклы, гувернантки, наряды из Парижа, дед ведь знал толк в моде. Ее учили музыке. языкам и даже шахматам. У деда были прекрасные лошади и девочку даже "посадили в седло".
Незадолго до переезда в Москву произошло событие, которое вскоре сильно изменило семейную жизнь супругов Гончаровых. Николай Афанасьевич упал с лошади и сильно ударился головой, после чего у него начались нервные припадки. Кроме того, на фоне постоянных напряженных отношений с отцом он начал снимать стресс известным русским способом. Просторная усадьба Гончаровых находилась на Большой Никитской в престижном районе, где селилась московская знать. После переезда в Москву, увы, нервные припадки только участились. Хотя в доме старались держать спиртное подальше от хозяина, но порой обеды завершались тем,что после трапезы Наталья Ивановна давала знак детям быстро подниматься наверх, в мезонин и прятаться за крепкими дверьми.
Все осталось в прошлом - блестящий красавец-муж, любовь, семейное счастье, достаток, наконец. Ей с трудом приходилось сводить концы с концами, чтобы достойно содержать семью и пятерых детей. Исчезла обворожительная улыбка, прекрасные глаза не светились больше счастьем. в них была грусть, а иногда откровенная тревога. Характер Натальи Ивановны стал портиться, она стала раздражительной, мелочной, порой несдержанной. Не осталось былого аристократического лоска. Много времени она проводила в домашней молельне, окружила себя монахинями и странницами, которые клеветали друг на друга, вызывая гнев и раздражение, порой доставалось и детям.
Шли годы, подрастали дочери, настала пора вывозить их в свет, не ударив в грязь лицом. Бальные наряды, украшения, экипажи требовали больших затрат. Из Полотняного завода помощи приходило все меньше и меньше, фактически девушки были бесприданницами, что конечно удручало мать. Наконец, самая младшая восемнадцатилетняя Натали, в 1831 году выходит замуж за знаменитого поэта Александра Пушкина, вынужденного одолжить тёще деньги на приданое невесте. В день свадьбы в доме не оказалось даже денег, чтобы оплатить карету от дома невесты на Большой Никитской до храма Большого Вознесения у Никитских ворот, хотя, по московским меркам, это совсем близко. Пушкин выдал тёще еще тысячу рублей. Не отменять же из-за такой мелочи свадьбу.
Любимый дедушка, изрядно промотавший свое состояние, дарит внучке в качестве свадебного подарка "медную бабушку", бронзовую статую Екатерины II, когда-то в былые времена процветания заказанную, но не востребованную, поэтому хранящуюся в подвале дома в Полотняном заводе. Долго потом Пушкину пришлось возиться с этим подарком, пока наконец удалось продать за совсем небольшие деньги. После замужества младшей дочери Наталья Ивановна окончательно расстается с неадекватным супругом. Николай Афанасьевич остался в Москве с немногочисленной прислугой, а она переехала в усадьбу Ярополец, доставшуюся ей в наследство от отца, туда, где она впервые появилась еще находясь в утробе родной матери.
Двух старших дочерей, оставшихся старыми девами ( Екатерине 22 года, Александре 20 лет) Наталья Ивановна отправляет в усадьбу Полотняный завод, где доживает дед и пытаются управлять и налаживать разваливающееся производство ее старшие сыновья. Авось, в Калужской губернии женихи не так разборчивы и ее дочери найдут свое женское счастье. Мечты. мечты...
В 1834 году младшая дочь Натали уговаривает мужа Александра Пушкина пригласить к ним в Петербург ее старших сестер, прозябающих в провинции. Увы, Пушкин, который сначала был категорически против, поддался на уговоры и уступил. Все-таки предчувствия не обманывали поэта, это была роковая ошибка, которая через три года привела к трагическим последствиям.
Когда зимой 1836-37 года в Петербурге завязалась подлая интрига и происходили трагические события, Наталья Ивановна благополучно проживала в Яропольце, по свидетельствам соседей заливала приступы тоски алкоголем и утешалась обществом собственных лакеев. Она даже не приехала на свадьбу старшей дочери Екатерины, которая выходила наконец замуж в 28 лет. А буквально через месяц случилось то, что мы все знаем как дуэль Александра Пушкина и Жоржа Дантеса. А для Натальи Ивановны Гончаровой это была личная трагедия - муж ее старшей дочери Екатерины убил на дуэли мужа младшей дочери Натальи. Сложно даже представить, как это все можно пережить. Вскоре Екатерина вместе с высланным из России мужем уезжает на его родину в Сульц, а Наталья оставшись в 25 лет вдовой с четырьмя детьми уезжает в Полотняный завод в сопровождении средней сестры Александрины, так и не нашедшей в столичных гостиных своего семейного счастья.
Наталья Ивановна выдержала все горести и испытания, посланные судьбой, она прожила еще одиннадцать лет. Умерла в 1848 году, пережив старшую дочь Екатерину на пять лет.
Словно злой рок преследовал дочерей этой женщины, зачатой и родившейся в незаконном фальшивом браке. Как говорится в одном старинном пророчестве: ГРЕХИ ОТЦОВ ПАДУТ НА ДЕТЕЙ
#19 век#семейные отношения#интересные факты#Пушкин и Натали