Найти в Дзене

Как «измерить» железную дорогу

В этом году отмечается юбилей подписания Метрической конвенции. Международный договор для обеспечения единства метрологических стандартов был заключён в Париже 150 лет назад. Благодаря унификации единиц длины, массы и времени стала возможна стандартизация не только научных исследований, но и торговли, строительства и промышленности. В наши дни метрология (наука об измерениях) явно или неочевидно затрагивает всё: счетчики воды в квартирах, сверхчувствительные датчики на АЭС, мензурки в лабораториях. Понятно, что на железной дороге без метрологии и метрологов никуда: от правильной калибровки и поверки средств измерения / зависит надежность подвижного состава и инфраструктуры. А значит, своевременная доставка грузов и безопасность пассажиров. Измерительные технологии являются неотъемлемой частью железнодорожного транспорта с момента его появления. Последние 20 лет в составе РЖД работает собственная Мет­рологическая служба. Центры метрологии есть на всех 16 дорогах. Под их опекой – несколь

В этом году отмечается юбилей подписания Метрической конвенции. Международный договор для обеспечения единства метрологических стандартов был заключён в Париже 150 лет назад. Благодаря унификации единиц длины, массы и времени стала возможна стандартизация не только научных исследований, но и торговли, строительства и промышленности.

В наши дни метрология (наука об измерениях) явно или неочевидно затрагивает всё: счетчики воды в квартирах, сверхчувствительные датчики на АЭС, мензурки в лабораториях. Понятно, что на железной дороге без метрологии и метрологов никуда: от правильной калибровки и поверки средств измерения / зависит надежность подвижного состава и инфраструктуры. А значит, своевременная доставка грузов и безопасность пассажиров.

Метролог за работой
Метролог за работой

Измерительные технологии являются неотъемлемой частью железнодорожного транспорта с момента его появления. Последние 20 лет в составе РЖД работает собственная Мет­рологическая служба. Центры метрологии есть на всех 16 дорогах. Под их опекой – несколько миллионов средств измерений, в том числе более 20 тысяч так называемых эталонов. А также десятки тысяч единиц испытательного оборудования.

Значимость работы метрологов растет, потому что и сами измерительные приборы становятся всё более сложными. Например, в арсенале железнодорожников – электронные путеизмерительные шаблоны, системы дистанционного мониторинга состояния инфраструктуры, электронные системы контроля состояния подвижного состава. В компании применяются современные метрологические вагоны-лаборатории, мобильные высоковольтные поверочные лаборатории и весоповерочные вагоны нового поколения.

На Свердловской магистрали в Центре метрологии трудятся более 200 человек. Центр аккредитован на проведение работ по 8 видам измерений.

Весоповерочный вагон
Весоповерочный вагон

Например, в лаборатории на станции Шарташ в Екатеринбурге метрологи работают с эталонным оборудованием весоповерочных вагонов, предназначенных для поверки вагонных и автомобильных весов на всем полигоне СвЖД. Ведь лишний вес опасен не только для человека, но и для поезда. Специалисты следят, чтобы оборудование всегда работало точно. Это гарантия того, что вагоны с перегрузом на пути не попадут.