Найти в Дзене
DIKARSHINA

JWL, VIA и TÜV: главные «знаки качества» на дисках

В каталоге DIKARSHINA вы часто видите выгравированные аббревиатуры JWL, VIA или TÜV. Это не маркетинговый ход, а официальные международные стандарты безопасности колесных дисков. Разбираемся, откуда они появились, что проверяют и почему без них не стоит выбирать колёса. Все три регламента проверяют диски на усталостную прочность (радиальную и корнеринговую), удар о «бордюр» и соответствие геометрии. Отличаются лишь статус и жёсткость контроля: JWL — минимально допустимый уровень, VIA — добровольный «второй взгляд», TÜV — самый строгий пакет испытаний, регламентированный директивой ECE R124. После серии аварий с ранними литыми дисками в начале 1970-х Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии (MLIT) ввело норму Japan Light Alloy Wheel. Методики закреплены уведомлением №899 (1983), а датой зарождения считают 1973 год. JWL (Japan Light Alloy Wheel) задаёт обязательные для дорог общего пользования требования к легкосплавным дискам: радиальная и корнерная усталость, уда
Оглавление

В каталоге DIKARSHINA вы часто видите выгравированные аббревиатуры JWL, VIA или TÜV. Это не маркетинговый ход, а официальные международные стандарты безопасности колесных дисков. Разбираемся, откуда они появились, что проверяют и почему без них не стоит выбирать колёса.

Что объединяет JWL, VIA и TUC

Все три регламента проверяют диски на усталостную прочность (радиальную и корнеринговую), удар о «бордюр» и соответствие геометрии. Отличаются лишь статус и жёсткость контроля: JWL — минимально допустимый уровень, VIA — добровольный «второй взгляд», TÜV — самый строгий пакет испытаний, регламентированный директивой ECE R124.

-2

JWL: японский фундамент.

После серии аварий с ранними литыми дисками в начале 1970-х Министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии (MLIT) ввело норму Japan Light Alloy Wheel. Методики закреплены уведомлением №899 (1983), а датой зарождения считают 1973 год.

JWL (Japan Light Alloy Wheel) задаёт обязательные для дорог общего пользования требования к легкосплавным дискам: радиальная и корнерная усталость, ударный тест «поребрик», а также проверку геометрии. Тесты проводит сам производитель под угрозой штрафов и отзыва изделий

Что проверяют?

Производитель обязан у себя на стендах пройти:

  • радиальный усталостный тест — 500 000 циклов под номинальной нагрузкой;
  • корнеринговый (биаксиальный) тест;
  • удар падающим грузом, имитирующий наезд на бордюр.

Без клейма JWL невозможно легально продавать диски даже внутри Японии; зарубежные импортеры, включая Россию, используют его как «минимальный фильтр» брака.

VIA — независимый арбитр из Японии.

В 1987 г. инженеры и учёные учредили Japan Vehicle Inspection Association — некоммерческую организацию, дублирующую JWL-испытания уже на собственных стендах.

Из-за возможных злоупотреблений с самомаркировкой появилась VIA — Vehicle Inspection Association некоммерческая ассоциация, дублирующая JWL-тесты, но уже на собственных стендах . Только пройдя испытания, диск получает штамп VIA и заносится в открытый реестр.

Что проверяют дополнительно?

  • точность химсостава сплава;
  • повторяемость результатов для партий из разных форм;
  • соответствие выгравированных нагрузок фактическим.

VIA-марка — лучший способ защититься от подделок: в реестре легко найти номер формы и проверить легитимность вашего комплекта

Статистика показала, что VIA-сертифицированные диски имеют на 20–25 % меньше рекламаций, поэтому крупные бренды считают штамп обязательным аргументом в европейском и российском маркетинге.

-3

TUC/TÜV — «европейский паспорт» для дисков.

Истоки

Первый предок TÜV возник ещё в 1869 г. как союз инспекторов паровых котлов; позднее организации объединились в Technischer Überwachungs-Verein и взяли под контроль автомобильную технику.

TÜV (SÜD, Nord, Rheinland и др.) вырос из немецких паровых инспекций XIX века, а с 1980-х занимается и колёсами: проверяет их на усталость, удар и соответствие директиве ECE R124 .

Особенность TÜV-сертификата — ABE/KBA-Gutachten: помимо прочности, указываются допуски для конкретных моделей авто (сверловка, вылет, нагрузка). Это почти «бумажный ПТС» колеса в Евросоюзе

Сегодня подразделения TÜV SÜD, Nord и Rheinland проводят:

  • радиальную и корнеринговую усталость;
  • биаксиальный удар;
  • коррозионные циклы;
  • аудит завода раз в 12 месяцев.

После прохождения тестов выпускается ABE/KBA-Gutachten — документ, где для каждой модели авто указаны допустимые параметры диска. Без ABE установка неоригинального колеса в Германии незаконна.

Интересный момент

TÜV проверяет не только диски, но и процесс их отливки: изменение сплава или термообработки без повторной сертификации приводит к отзыву ABE.

В условиях глобальной логистики наличие TÜV-сертификата ускоряет таможенное оформление в ЕС и облегчает электронную регистрацию летних или зимних колёс в РФ.