Борис Хлебников удивительный режиссер в контексте отечественного кинематографа. За свою карьеру он снял много прекрасных работ, за которые получал премии, награды и внимание кинотусовки. Удивительным образом массовому зрителю это имя не было знакомо до 2017 года, когда в прокат вышла маленькая драма про жизнь обычных врачей в небольшом городе. Приз зрительских симпатий на национальном кинофестивале «Кинотавр» обеспечил начальный интерес аудитории. После просмотра картину начали не напрямую сталкивать с другим фильмом о сложной жизни на просторах нашей страны, который вышел в том же году. «Нелюбовь» Звягинцева удивительно полярным образом демонстрировала безысходное холодное отчаяние, тогда как «Аритмия» не смотря на присутствующую в ней хтонь умудрялась дарить надежду и тепло своим зрителям. Своеобразный «Барбигеймер» от мира отечественных драм показал, насколько по-разному можно взглянуть на актуальную действительность и как можно рассказывать истории в сеттинге, в котором самым главным художником до сих пор остается Алексей Балабанов. «Аритмия» не могла похвастаться той же степенью визуального великолепия, что «Нелюбовь», но она смогла влюбить в себя людей и очаровать их. По итогу зритель был скорее за теплый взгляд «Аритмии», чем за невыносимую жестокость «Нелюбви». Люди в России готовы что угодно продать за эфемерную задушевность, присущую самым искренними и трогательным произведениям нашего искусства. «Аритмия» обладала этим качеством сверх меры и показывала, что мир можно не просто терпеть, а даже по-настоящему любить.
Олег – молодой врач, работающий на скорой помощи со своим напарником фельдшером Димой. Олег идеалист, стремящийся помогать людям всеми возможными способами. Начало фильма вообще может настроить на чересчур позитивный лад. Комичный эпизод со старушкой и пулькой от игрушечного пистолета вызывает улыбку, но буквально в следующем эпизоде нам демонстрируют совершенно другую сторону главного героя. Он совершенно не приспособленный к жизни алкоголик, у которого разваливается брак с женой Катей. Такой дуальный способ раскрытия героя создает цельный объемный образ, все еще способный вызывать эмпатию. В этом контексте особенно интересна фигура супруги, потому что она так же работает в медицине и ежедневно спасает жизни. В отличие от своего мужа она гораздо лучше приспособлена к трудностям жизни, и у нее больше нет сил смотреть на саморазрушение Олега. Еще больше ее гнетет безразличие, с которым он к ней относится. Пережить равнодушие становится совершенно невозможно, Катя решает развестись с мужем. С этой точки нас поведет извилистая тропа нарратива, которая будет регулярно менять тон и отношение зрителя к героям фильма.
Большая удача «Аритмии» состоит в меткой и почти функциональной режиссуре. В некоторых эпизодах картина буквально похожа на медицинский процедурал с регулярными эпизодами у разных пациентов, но между этими частями нам дают максимально бытовую и понятную картину отношений супругов. Количество работы и усталости столь велико, что они едва успевают обменяться хоть парой слов между очередными многочасовыми сменами. Невысказанность, утомление и бесконечная отчужденность разводит некогда близких людей так далеко, что кажется, будто у истории просто не может быть хоть сколько-нибудь жизнеутверждающего финала. Но среди всей этой на первый взгляд непроглядной тьмы теплится огонек надежды. Фильм очень бережно несет этот едва теплящийся огарок и не дает ему потухнуть, чтобы дать зрителю мимолетную веру в хорошее. От картины остается очень уютное ощущение, несмотря на натуралистичную демонстрацию всех ужасов работы на скорой помощи и очевидную несправедливость, преследующую героя.
Огромная заслуга в этом впечатлении лежит на плечах актерского состава. Александр Яценко пронзительно играет искреннего врача героя с ясными глазами, который совершенно не в состоянии жить эту жизнь нормально. Ирина Горбачева вообще играет лучшую роль в карьере. Ее Катя невероятно живая, естественная и понятная женщина, которой хочется искренне сопереживать. Она пластична, обаятельна, но вместе с тем очевидно умна и серьезна. У героини достаточно времени в кадре, чтобы продемонстрировать широкий спектр переживаний. Тандем не позволяет зрителю отвести от себя глаз и приковывает все внимание. За их живыми искренними диалогами бесконечно интересно следить. В этом огромная заслуга так же мастерски написанного сценария. Не слишком сложная фабула нашпигована выразительными и естественными репликами, которые поднимают достоверность картины крайне высоко. Общий впечатляющий уровень текста касается не только центральной пары. Весь второстепенный состав выписан очень тщательно и с большим вниманием к деталям. Даже новый начальник Олега, который по началу кажется очевидным антагонистом, получает эпизод, который делает его фигуру сложнее и многограннее.
В картине вообще нет очевидно отрицательных и положительных персонажей. Главным вестником этого дуализма становится именно Олег. В одной сцене он самоотверженно проводит сложные манипуляции, чтобы спасти жизнь ребенку. В другой беспардонно портит жизнь уже почти бывшей жене своим отвратительным поведением. «Аритмия» наполнена такими эпизодами. Выработать однозначное отношение к персонажам крайне сложно, потому что у всех есть как очевидно положительные, так и совершенно нелицеприятные стороны. На фоне очень естественно показанного быта такой набор героев смотрится особенно выигрышно. Хлебников намеренно лишает место действия четкой определенности. Лишь в одном кадре мы можем косвенно узнать, где на самом деле происходит действие картины. Благодаря такому подходу мир «Аритмии» кажется бесконечно близким и знакомым. Ситуации из фильма очень легко транслировать в собственный быт и узнать в россыпи второстепенных персонажей своих знакомых или просто людей, которых когда-то встречал.
«Аритмия» может показаться визуально невыразительным фильмом. Он решен понятно и на первый взгляд даже антиэстетично. Но это не так. В картине хватает очень выразительных кинематографических кадров, которые и отличают хорошее выверенное кино. Самые восхитительные операторские решения достались тесным бытовыми и интимным сценам. В такие минуты «Аритмия» расцветает простой человеческой красотой. Небольшое количество желтого света от лампы вырисовывает черты лица героев, обводит их силуэты, а тени скрывают весь остальной мир, оставляя персонажей только наедине друг с другом.
Массовый успех и признание зрителей показали, что таким картинам как «Аритмия» российский зритель все еще рад. От осознания этого факта на душе становится немного теплее. Искренняя, тихая и невероятно трогательная история отношений двух людей смогла найти отклик в сердцах всех, кто готов был открыться этой волшебной картине. «Аритмия» – штучное кино, которое следует ценить, любить и вспоминать как прекрасный пример того, на что на самом деле способно отечественное кино. Если вы не против немного погрустить, но в то же время меланхолично улыбнуться с надеждой на будущее, этот фильм однозначно для вас.