Дорогие друзья!
Наша сегодняшняя заметка о китайском театре посвящена роли и значению боевого искусства кун-фу в пекинской опере. Хорошее и интересное изложение этой темы мы находим в статье «Китайская опера и боевое искусство кун-фу» (автор У Лиян, журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики», серия: Познание, №3 март 2018 г.), которую и возьмём за основу в нашем изложении.
Нам с вами уже очень хорошо известно, что батальные сцены – это неотъемлемая часть постановок на исторические сюжеты, и все амплуа традиционного китайского театрального жанра включают в себя мастерство владения боевыми приёмами. Безусловно, театральный жанр благодаря этому только выигрывает и приобретает свою уникальность и грандиозную зрелищность.
В «Очерках из истории развития традиционной китайской оперы» (Чжоу И-бай. Очерки из истории развития китайской оперы//Шанхай: Древняя книга. —1979. —С.22.) говорится, что первая запись об элементах боевого искусства в музыкально-драматической постановке появилась в династию Хань (汉, 206 г. до н. э. – 220 г.). В данную эпоху была популярная пьеса «Хуан-гун из Дунхая», где главная сюжетная линия завязана на конфликте двух персонажей. Прошло примерно 300 лет с эпохи Хань, и в исторических хрониках «Записи о Трёх царствах» (三国志 sānguózhì, официальные исторические хроники периода Троецарствия 三国 220 – 280 гг., автор Чэнь Шоу 陈寿 Chén Shòu) появилась история создания ещё одной знаменитой постановки. Согласно хронике, при императорском дворе служили два учёных — Сю Ци и Ху Цянь, у которых были скверные отношения. Император однажды узнал об этом и с намерением их помирить, тайно высмеять и предостеречь приказал придворной труппе сочинить сатиру на двух учёных, изобразив неприязнь и борьбу между ними. На одном из придворных пиров труппа исполнила новую постановку, в которой ярко и убедительно было изображено противостояние Сю Ци и Ху Цяня. Создатели той постановки прибегли к приёмам боевых искусств для демонстрации конфликтных ситуаций и подняли выразительность и зрелищность представления на новый уровень. Изначально в драму были заимствованы элементы кун-фу в их первозданном виде, но со временем они сильно изменились.
В последствии многие театральные труппы прославились именно благодаря виртуозному исполнению трюков кун-фу на сцене. В эпоху Мин (明, 1368 – 1644) элементы кун-фу, используемые в опере, стали сложнее и разнообразнее, а в эпоху Цин (清, 1644 – 1911) приёмы кун-фу проникли во все новые региональные жанры китайской музыкальной драмы. Это, в свою очередь, повысило требования к артистам китайской оперы, которые обязаны были владеть этими приёмами.
Интересный факт: в эпоху 清 развитие во многих отраслях шло очень быстро, в том числе и в транспортной коммуникации – железные дороги активно строились, и перевозки становились безопаснее. В результате охранники, которых раньше нанимали для сопровождения людей и грузов, оставались без работы и шли… в театр! Да, наряду с артистами, которые с раннего детства воспитывались в актёрских династиях и в специальных школах обучались театральному, музыкальному и боевому мастерству, в китайской опере выступали и бывшие охранники, потому что также обладали высокой степенью боевой подготовки для исполнения сложных трюков.
Кун-фу в музыкальной драме демонстрирует искусство владения собственным телом, показывает красоту и возможности человеческого тела, однако пластика должна подходить конкретному персонажу; при этом эстетика боевого искусства совмещается с эстетикой сценического – актёр должен одновременного им соответствовать. Например, выражение глаз актёра в сочетании с навыками кун-фу способно выразить характер и темперамент героя более глубоко и ярко.
В Древнем Китае театр был самым доступным способом передачи информация, ибо книги были доступны только небольшому кругу образованных людей, поэтому он выполнял важные функции нравственного воспитания. В этой связи кун-фу делало более выразительным и зрелищным представление, в котором справедливость побеждала зло, утверждались моральные нормы, например, уважение по отношению к другим, честность, самоотверженность, благородство.
В процессе своего исторического развития китайская опера постоянно испытывала влияние боевых искусств, например, в ритмическом плане. Движения кун-фу находят отражение в музыкальном сопровождении оперного действа. Например, движение «таньцзы-гун» (毯子功, tǎnzi gōng, сальто), которое выполняется строго в соответствии с музыкой: актёр должен отыграть борьбу, падения и кувырки и сделать сальто, точно укладываясь в музыкальный фрагмент.
Конечно же, в театральных постановках используются традиционные для кун-фу виды оружия, когда в ходе батальной сцены необходимо продемонстрировать различные техники ведения боя, как, например, при исполнении движения «дашань-шоу»: актёры ударяют друг друга ногами и перекидываются друг с другом оружием.
И в наши дни сценическое искусство кун-фу в китайской опере представляет собой одну из самых зрелищных частей представления. Подводя итог, скажем, что китайская опера и боевое искусство кунфу — это достояние китайской культуры, и в наше с вами время театральные сражения и оперное искусство, соединяясь вместе, в целом сохраняют и транслируют культурный код многотысячелетней китайской истории.
В нашей следующей заметке мы рассмотрим несколько региональных жанров китайской оперы, которые пользуются наибольшей популярностью в наши дни.
Не пропустите!
Автор рубрики,
Окладникова Дарья