Ведь сам понимал, как сложно играть в таком возрасте.
В июне 2025 года двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Фетисов дал большое интервью обозревателю «СЭ» Александру Львову. В отрывке ниже — рассказ Фетисова о рекорде Овечкина и его дальнейшей карьере.
Интересно, как бы я сыграл против Овечкина
— Начнем разговор с события, которое потрясло весь спортивный мир, — мы порадовались за Александра Овечкина, сумевшего превзойти достижение великого Уэйна Гретцки, которое считалось вечным. Насколько близко ты с ним знаком?
— Приоткрою небольшой секрет — я фанат Овечкина. Для меня не так много хоккеистов, которых тянет смотреть на льду, но Сашка — особый случай! Его игра бурлит такой невероятной жаждой победы, что восхищает даже фанатов противника. А это дорогого стоит. И я очень рад, что мы дружим. Удивительный парень: весь в родителей, чье воспитание чувствуется во всем — выдержанный, скромный, умеет слушать. Мама — двукратная олимпийская чемпионка, которая знает цену победам. Чему и сына научила. А еще и уважению к тем, с кем он общается.
Как-то Александр позвонил и, чего я не ожидал, со мной разговаривал на «вы». Оказалось, в свое время ему объяснили, что «тыкать» старшим товарищам можно только на льду. А вот за его пределами, будь любезен, обращайся на «вы».
— Приятно слышать.
— И особенно чувствовать, что это искренне. Ведь сейчас частенько как бывает: кто-то тебе улыбается, а у самого камень за пазухой. Здесь же — все от души. А для меня его рекорд особенно радостен, потому что последние три года я его мотивировал на штурм этой неприступной вершины. Ведь сам играл до 40 лет и понимал, как сложно все это было сделать. Кстати, мы с Гретцки закончили примерно в одно время. И для нас, как и для всех остальных, было понятно, что превзойти мегарекорд Уэйна будет нереально тяжело.
И вот появился русский бунтарь по фамилии Овечкин, который до этого Кубок Стэнли выиграл, о чем мечтает каждый уважающий себя хоккеист. Выиграл — и чуть успокоился. Вот и пришлось его встряхнуть, объяснить, что теперь пора попытаться сделать невозможное — замахнуться на вечный рекорд Гретцки и остаться в истории на все времена. Горжусь, что он все это принял и поверил. Помню, перед тем как Александр уезжал в Штаты перед этим сезоном, посидели, пожелал ему удачи. Но никто тогда не думал, что он в 39 лет забьет почти пятьдесят шайб и все получится.
— Ты следил за гонкой за рекордом все это время?
— А как же. Вообще, если хочешь долго играть, нужно обязательно ставить перед собой цели. Без этого просто закиснешь. Я не знаю дальнейших планов Александра после окончания контракта — вернется ли в Москву или останется в НХЛ. Но, мне кажется, ему надо остаться и играть. Играть еще и потому, что нужно 40 с небольшим шайб до абсолютного рекорда, который пока принадлежит Гретцки — это его суммарные голы в регулярном чемпионате и розыгрыше Кубка Стэнли. Но для этого надо будет потерпеть еще пару сезонов.
— То есть ты считаешь, что ему надо оставаться в НХЛ?
— Да. И добиться еще одного невероятного достижения. Уверен, что ему такое по силам. Если, конечно, он будет так же нацелен взять и эту высоту. Об этом мы частенько говорим с Сашей. Это наш хоккейный мир, наша жизнь. Летом мы вместе катаемся: он приходит к нам в клуб легенд, где играем три раза в неделю. Хотя он и мегазвезда мирового уровня. И всем с ним приятно общаться. А еще частенько перезваниваемся. Вот он, когда из Кубка Стэнли выбыл, позвонил, хотя настроение у него было неважным. А успокаивать в таких случаях бессмысленно. Понятно, что вместе с рекордом добыть еще и Кубок Стэнли стало бы потрясающей концовкой сезона. Но в хоккее, как и в жизни, все непредсказуемо. Потому надо быстрее забыть неудачу, сделать выводы и уже сегодня готовиться к следующему сезону.
— Роль тренера-психолога — новая грань таланта Вячеслава Фетисова?
— Не мне судить. У нас с Сашей все по-дружески и общее понимание по всем направлениям. Надеюсь, что ему полезно и приятно со мной общаться. А я горжусь своим скромным участием в том, что он сотворил это грандиозное событие в мире спорта, которое навсегда останется и в истории мирового хоккея. Этот рекорд еще лет сто никто не побьет.
— Судя по твоим советам Овечкину, «Динамо» сейчас не стоит ждать своего героя?
— Ты знаешь, очень тяжело приходится всем, кто возвращается оттуда. Обычно им предстоит очень непростая трансформация. Да и партнеры другие. Тем более от Александра станут ждать больших результатов. У него еще будет время сыграть такой официальный матч, как я в 51 год, сказав спасибо родному «Динамо» с болельщиками, которые поддерживали его. Но это будет его решение. И мы у себя с легендами эту тему тоже постоянно обсуждаем. И все пришли к мнению, что, скорее всего, ему будет непросто.
— А ты не спрашивал Александра, куда его больше тянет — в «Динамо» или еще поиграть в НХЛ?
— Вот когда встретимся, тогда и будем обсуждать. Наверняка он будет интересоваться и моим мнением.
— Сейчас в НХЛ немало звездных нападающих. Рекорд Овечкина позволяет теперь считать его лучшим форвардом НХЛ?
— Как правило, чаще всего сравнивают великого Гретцки и того же Овечкина. Но это неблагодарное дело, поскольку они совершенно разные по стилю нападающие. Прелесть хоккея в том, что в него играют разные люди — большие и маленькие, мощные и не очень. И добиваются успеха по-разному — кто-то за счет головы, кто-то — таланта, а кто-то берет работоспособностью.
Сейчас вот все восхищаются игрой Никиты Кучерова. Он другого стиля, чем Овечкин, но забивает и отдает. Очень креативный парень. И с ним все хотят играть, на нем вся команда держится. Или лидер «Миннесоты» Кирилл Капризов.
Но, думаю, среди нынешних игроков того, кто побьет рекорд Овечкина, еще нет. Мы же говорим о достижении, которое требует 20 лет карьеры как минимум. И забивать в среднем по сорок пять шайб за сезон — невероятно трудная задача. Но на этом же хоккей не заканчивается. Это только один из рекордов. А есть еще командные победы, кубки и так далее. Радует, что наши ребята, которые выросли в разных концах России, на виду в такой мощной лиге.
— Ты в свое время, когда с Овечкиным там общался, наверняка говорил ему: «Давай, давай, давай! Надо побить этот рекорд!» Может, этим ребятам тоже нужна такая встряска и они подтянутся?
— Надо настраивать того, кто может. Одно дело абстрактно с кем-то говорить, убеждать. Здесь никакая мотивация не сработает, если сам хоккеист не сможет выходить на каждую игру и выкладываться в ней на 101 процент. Ему ведь по 45-50 голов каждый сезон надо забивать. И, конечно, еще элемент везения должен присутствовать. А везет, как известно, сильнейшим.
— Никогда не прикидывал, как бы пришлось защитнику Вячеславу Фетисову играть против крутого форварда Александра Овечкина?
— Конечно, прикидывал. Мне же интересно, как все на самом деле было бы. Вот есть у него любимая точка, откуда Сашка забивает. Когда работал тренером в НХЛ, каждому хоккеисту перед очередным матчем помогали разбирать в деталях игровые особенности соперников. Вплоть до мелочей, чтобы знал, каким образом его можно остановить. Наверняка то же самое говорят и про Овечкина, про его любимую точку, но он делает свое дело.
— Так в чем его уникальность как нападающего?
— Саша — настоящий голеадор, рожденный забивать. Это тоже очень редкое качество.
— То есть он непредсказуем для соперника?
— В том-то и дело, что предсказуем. Вот весь фокус в том, что и вратарь, и защитники, и тренер противника знают, откуда он будет бросать, но он все равно забивает. Потому что это Овечкин! Вот почему мне было бы особенно интересно встретиться с ним на льду и попробовать его остановить.
И здесь работает не только фарт, который ему помогает. Саша очень собран, нацелен на ворота и ищет любой шанс забить. Отсюда и уникальное чувство момента. И голы. Это очень напоминает немецкого футболиста Герда Мюллера, который, не обладая большим талантом, всегда оказывался там, куда в штрафной отскакивал мяч. И отправлял его в ворота. А это уже талант от Бога, данный форварду, рожденному забивать.
Читайте также:
- «Схватил нож и в живот». Как чемпиона мира лишил жизни бандита прямо в морге