Прибалтийские территории продолжают уверенно держать лидерство в ЕС по части отмены всего русского. Если в других странах Старого Света накал охоты на русскую культуру несколько спал, то в Прибалтике снижать набранные темпы не собираются.
«Это не конец. Это начало»
10 июня 2025 года в Таллине официально прекратил свое существование Русский театр Эстонии. С этого дня он получил новое название — «Сюдалинна», что означает в переводе «Театр в центре города».
В опубликованном на сайте учреждения заявлении художественного руководителя Дмитрия Петренко утверждается: «Театр ориентируется на общеевропейские ценности — свобода, терпимость, любовь. Это не конец. Это начало».
Видимо, терпимостью и свободой объясняется острое желание властей Эстонии избавиться от слова «русский» в названии учреждения культуры.
Раздражение у националистов Русский театр вызывал давно, но лобовая атака на уровне властей началась с 2022 года. Однако сразу сделать это не получилось из-за протестов внутри самого коллектива.
Дело в том, что в постсоветский период Русский театр Эстонии у либеральной части российской общественности считался примером «правильной европеизации», как русского искусства, так и этнических русских вообще.
Как всё начиналось
Сам театр был создан в 1948 году по инициативе эстонского режиссера Каарела Ирда, возглавлявшего тогда Комитет по делам искусств при Совете министров Эстонской ССР.
Инициатива была признана полезной, и в новую труппу направили целый курс выпускников ГИТИСа 1948 года. Это заложило крепкую основу театра, который на протяжении десятилетий держал марку, опираясь не только на русскую классику, но и на произведения западных авторов, а также эстонских драматургов.
Как известно, Прибалтика считалась «советским Западом», и там на творческие эксперименты смотрели либеральнее, чем в Москве и Ленинграде. В свое время режиссерские постановки в Таллине осуществляли Андрей Тарковский и Роман Виктюк.
Оплот «правильных русских»
В советские годы коллектив назывался Государственным русским драматическим театром Эстонской ССР, а в годы независимости был переименован в Русский театр Эстонии.
Понятно, что коллектив, зависящий от финансирования правительства Эстонии, не мог выбиваться из общей линии официального Таллина. Так что вопросы ограничения прав русского населения республики труппа не поднимала. Наоборот, Русский театр должен был доказывать, что никакой русофобии в республике нет. Соответственно, работали в коллективе в основном те, кто эту точку зрения разделял.
В 2017 году открытый конкурс на должность художественного руководителя Русского театра Эстонии выиграл Филипп Лось.
Он считался идеальным представителем либеральной творческой интеллигенции России — один из основателей театра «Школа современной пьесы», ученик Иосифа Райхельгауза не только преуспел в профессии, но и всегда выступал с жесткой критикой российской власти. Эту точку зрения он не менял, поддерживая «несистемную» оппозицию, а в начале 2022 года осудив СВО.
«Тухлая облезлая русофобия»: бунт Лося с последующим подавлением
Но в сентябре 2022 года Лось вышел из себя. На своей странице в Facebook* он написал: «Знаете, почему меня, русского еврея, живущего в Эстонии всего (уже?) пять лет, так оскорбляет и выбешивает вся эта бесконечная возня с санкциями против русских? Когда под бодрые здравицы о поддержке украинского оружия и победе Добра над Злом из всех щелей вдруг полезла тухлая облезлая русофобия. И никто не зажимает нос и не говорит громко: "Фу!". Удачный момент, не правда ли? Расквитаться за всё, растоптать все свободы и права граждан Российской Федерации, как будто у нас без того своих проблем маловато».
А дальше режиссер и вовсе позволил себе предположение, куда все это может зайти: «Когда-то, совсем недавно, помнится, они так же ретиво уничтожали в Эстонии евреев...».
Никакие заслуги на почве либерализма Лосю не помогли — работы в Эстонии он лишился моментально. Весной 2025 года стало известно, что творческое будущее он связывает с Израилем.
Эпоха заката
Нынешний худрук, 44-летний Дмитрий Петренко, в отличие от Лося, никакого «российского следа» не имеет. Уроженец Риги из числа тех «европеизированных русских», которые учились и строили карьеру в условиях самого настоящего латвийского апартеида. Петренко в этом преуспел, поэтому с самого начала было ясно, что любая, самая тухлая, русофобия его не смутит.
Объясняя то, почему театр перестает быть Русским, Петренко заявляет: «Театр должен быть инструментом интеграции общества (в самом широком смысле), а не сепарации. Единство общества — одна из художественных задач театра... Театр должен быть интересен не только русскоязычным зрителям. Темы, формы, имена и названия будут привлекать эстоноязычную публику».
Вообще-то, Русский театр Эстонии привлекал, в том числе, и эстоноязычную публику, на протяжении семи десятков лет. Даже сама идея его создания принадлежала, как уже говорилось, не русским, а самим эстонцам. Из 61 театра, существующего в Эстонии, только Русский театр ставит пьесы на русском языке. И это при том, что треть населения столицы Эстонии составляют этнических русские, а русскоязычных в Таллине — свыше 40%. Но Петренко, ничтоже сумняшеся, объявляет: «В одном только Таллине живут около 150 тысяч русскоязычных жителей, большинство из которых не являются аудиторией нашего театра». Но проблема, наверное, не в том, что русские не хотели идти в Русский театр, а в том, что сам коллектив сейчас пытается больше понравиться властям, а не публике.
Охота на людей
Все попытки Петренко придать происходящему респектабельность рушит директор театра Анне-Ли Пяйв, которая заявляет: «Вопрос стал из-за того, что идёт война, и у многих наличие слова "русский" в названии вызывает отторжение. Мы не говорим сейчас, это хорошо или плохо, это констатация факта».
Госпожа Пяйв на сто процентов подтверждает правоту уехавшего в Израиль Лося.
А чтобы труппе бывшего Русского театра было еще веселее, объявлено, что его бюджет будет урезан государством на 15%, что означает неизбежные увольнения.
Те самые параллели, о которых говорил Филипп Лось, становятся все более явственными. Такие же персонажи, как Дмитрий Петренко, выполняют в Прибалтике функции «юденрата», который в годы Второй мировой войны обеспечивал самоуправление евреев в гетто до момента отправки обреченных на уничтожение.
Эстония близка к повторению самых темных времен. На днях в Таллине полиция едва не задержала капитана сборной Израиля по футболу Эли Дасу, который на пресс-конференции с благодарностью высказался о времени выступлений за московское «Динамо». Игрока от тюрьмы спасли израильские официальные лица и представитель ФИФА, однако, судя по всему, никаких санкций на официальный Таллин за это налагать не собираются.
А уж то, что делают с русскими и русской культурой в стране-члене ЕС, вообще никого не беспокоит. Холокост ведь тоже не особенно беспокоил европейцев до тех пор, пока Красная армия не сломала хребет Третьему Рейху.
* Принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ