Найти в Дзене
Черное золото

Колтюбинг.

Колтюбинг (Coiled tubing – спиральная труба) – это перспективная технология в нефтегазовой промышленности. Впервые колтюбинг был реализован с целью транспортировки нефтепродуктов. Так, для снабжения союзнических войск топливом во время второй мировой войны был проложен первый спиральный трубопровод по дну пролива Ла-Манш.

О технологии сооружения современных подводных спиральных трубопроводов можно почитать в статье: «Рулонный трубопровод».

Дальнейшее развитие колтюбинговые технологии получили в смежных отраслях нефтегазовой промышленности: бурении, геофизике, подземном ремонте.

В этой статье посмотрим, как производят подземный ремонт колтюбинговой установкой. О традиционном способе подземного ремонта нефтяных скважин подробнее можно почитать в статье: «Подземный ремонт скважины».

Типовая колтюбинговая установка подземного ремонта представляет собой агрегат, смонтированный на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости.

Типовая колтюбинговая установка в транспортном положении. Снимок взят из https://immunocap.ru/photo/oborudovaniya-ustya/83
Типовая колтюбинговая установка в транспортном положении. Снимок взят из https://immunocap.ru/photo/oborudovaniya-ustya/83

Колтюбинговая технология для проведения подземного ремонта основана на применении в качестве рабочего инструмента единой безмуфтовой насосно-компрессорной трубы (НКТ). Гибкую прямошовную НКТ изготавливают из высокопрочной стали с различной толщиной стенки и наружным диаметром от одного до пяти дюймов (25,4 мм – 127 мм). Такую непрерывную НКТ малого диаметра вводят внутрь колонны насосно-компрессорных труб скважины специальным транспортером.

При колтюбинговом способе скважина находится под давлением, поэтому устьевая арматура оборудуется герметизирующим устройством. Входная группа для гибкой НКТ напоминает знакомый любому нефтянику лубрикатор для спуска в скважину глубинных приборов на проволоке (манометра, термометра).

Скважинный лубрикатор с лебедкой на базе автомобиля ГАЗ-66А. Рисунок взят из https://helpiks.org/5-16967.html
Скважинный лубрикатор с лебедкой на базе автомобиля ГАЗ-66А. Рисунок взят из https://helpiks.org/5-16967.html

Только глубинные приборы опускаются в скважину под собственным весом, а гибкая труба проталкивается инжектором.

Колтюбинговая установка на скважине в развернутом положении. Рисунок взят из https://avto.god-tigra.ru/inzhektor-koltyubingovoy-ustanovki-eto
Колтюбинговая установка на скважине в развернутом положении. Рисунок взят из https://avto.god-tigra.ru/inzhektor-koltyubingovoy-ustanovki-eto

Инжектор или транспортер представляет собой механизм с одной или двумя двойными тяговыми цепями. На цепях установлены прижимные плашки. С внутренней стороны плашки имеют цилиндрическую выемку, соответствующую наружному радиусу гибкой НКТ. А внешняя сторона плашек образует непрерывную плоскость.

Фрагменты двойных цепей двухцепных инжекторов с прижимными плашками. Снимки взяты из https://vuz-24.ru/nex/vuz-28471.php
Фрагменты двойных цепей двухцепных инжекторов с прижимными плашками. Снимки взяты из https://vuz-24.ru/nex/vuz-28471.php

Ролики гидроцилиндров, прокручиваясь по внешней стороне плашек прижимают их к трубе.

Вращаясь, ведущие звездочки приводят в движение цепи, а прижимные плашки, плотно обнимая с двух сторон трубу проталкивают ее в скважину.

Принципиальная схема инжектора с двумя цепями. Рисунок взят из https://vuz-24.ru/nex/vuz-28471.php
Принципиальная схема инжектора с двумя цепями. Рисунок взят из https://vuz-24.ru/nex/vuz-28471.php

Барабан колтюбинговой установки оборудуется специальным вертлюгом. Вертлюг позволяет прокачивать по гибкой НКТ жидкость или газ при одновременно вращении барабана. Гидроприводной барабан имеет тормозную систему и трубоукладочное устройство, обеспечивающее плотную и равномерную намотку трубы.

Стингер, гузнек или направляющая дуга предназначена для плавного изгиба гибкой НКТ и ввода ее в инжектор.

Таким образом, колтюбинговой установкой можно производить газлифтную эксплуатацию скважины и различные ремонтные работы:

- промывку песчаных пробок;

- удаление жидкости из газовой скважины;

- кислотные обработки призабойной зоны пласта;

- гидроразрыв пласта;

- перфорацию и многие другие работы.

То есть, используя колтюбинговую технологию можно выполнять весь комплекс подземных ремонтных работ, как и с обычной, сборной колонной НКТ.

Но при колтюбинге значительно сокращается время на проведение работ, так как скважину не нужно глушить. Безмуфтовая сплошная труба может работать с герметизацией устья до давления 70 МПа. Ремонт без глушения позволяет избежать загрязнения призабойной зоны пласта жидкостью глушения.

Не нужно демонтировать-монтировать устьевую арматуру.

Не нужно развинчивать-свинчивать, укладывать на мостки НКТ при спуско-подъемных операциях. Закрытая система циркуляции обеспечивает безопасное и безубыточное обращение рабочих и пластовых флюидов. Поэтому не загрязняется околоскважинная территория.

Подземный ремонт скважины колтюбинговой установкой. Снимок взят из
https://azotnye-stancii.ru/cherry-services/koltyubingovye-operacii
Подземный ремонт скважины колтюбинговой установкой. Снимок взят из https://azotnye-stancii.ru/cherry-services/koltyubingovye-operacii

Также кроме ремонтных работ колтюбинговую технологию применяют в бурении и для добычи высоковязких нефтей.

Далее читаем следующую статью: «Нефтепромысел под крышей.»