Евгений Павлович Леонов народным артистом был не столько по званию, сколько по безмерной люби и популярности среди народов всего Советского Союза. Об этом говорит тот факт, что памятники Леонову до сих пор стоят не только в Москве, но и в Казахстане, Дилижане и в центре Тбилиси.
Взрослым ему пришлось стать рано
Во взрослую жизнь Евгений вступил в 14 лет. Началась война, большинство рабочих ушло на фронт, и он с братом пошёл устраиваться на завод. Уже через неделю смышлёному мальчишке доверили вытачивать на станке детали для "Катюши". Три года Евгений Петрович провёл у станка, внося свой личный вклад в победу.
В конце войны его взяли в приборостроительный техникум. Здесь начал раскрываться его талант. Стихи Зощенко и Чехова, которые Женя читал со сцены, преподаватели и студенты слушали с открытым ртом, затем устраивали ему овации.
Учёба в техникуме и в студии Большого театра
На втором курсе техникума Евгений узнал о наборе в экспериментальную студию при Большом театре. Перед приёмной комиссией стоял маленький, неуклюжий, курносый человек. Он начал с вдохновением читать отрывок из стихотворения Блока "В ресторане".
Как только Женя начал произносить первые строчки, члены комиссии не могли сдержать смеха. На них произвела впечатление трагическая безнадёжность чтеца, его серьёзный голос при явно комичной внешности. Евгений попал на курс Андрея Гончарова.
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на жёлтой заре — фонари.
Несколько лет пришлось провести в массовке
После получение диплома Евгению повезло. Он был принят в театр имени Станиславского. Однако, несколько лет он играл исключительно в массовых сценах. Михаил Яншин, став главным режиссёром театра, предложил Евгению роль Лариосика в "Днях Турбиных".
Успех Леонова был ошеломляющий. Критики его наперебой хвалили, коллеги при встрече одобрительно хлопали по плечу. Равнодушным оставался только Яншин. Лишь после смерти учителя Евгений Леонов узнал, что великий артист считал его своим лучшим учеником.
Первые роли в кино
Затем молодого артиста стали приглашать в кино, но роли ему давали малозначительные. В 1961 году, когда артисту исполнилось 35 лет, он сыграл буфетчика Шулейкина в комедии "Полосатый рейс". Картину посмотрели более 45 миллионов зрителей и Евгения Леонова люди стали узнавать на улице.
Артист небольшого роста, неуклюжего телосложения, с лысеющей головой и хрипловатым голосом для режиссёров был идеальной находкой на комедийные роли. Однако, Леонов доказал, что легко может сыграть любую драматическую роль.
В картинах "Донская повесть", "Белорусский вокзал" блестящая игра актёра у многих зрителей выбивала слезу. И отец одиночка, и бывший командир разведки вызывали искреннее сопереживание.
Служба в Ленкоме
Режиссёра театра имени Маяковского Андрея Гончарова не устраивала занятость Евгения Леонова в кино. А участие артиста в рекламном ролике режиссёра взбесило. Он устроил скандал, заявляя, что раз Евгению Петровичу театр платит мало, давайте соберём народному артисту деньги на пропитание.
Оскорблённый Леонов тут же покинул театр, не сказав ни слова. Его сразу приняли в театр "Ленинского комсомола". В нём он прослужил до конца своей жизни. Здесь он сыграл в "Оптимистической трагедии", "Диктатуре совести". Однако массовый зритель полюбил его за роли в кино.
Во многом, благодаря участию Леонова, стали популярными киноленты "Джентльмены удачи", "Кин-дза-дза!", "Зигзаг удачи" и другие.
От всенародной любви он не "зазвездился"
Евгения Петровича никогда не поражала звёздная болезнь. Он стеснялся своей огромной популярности. Стоило лишь показаться в торговых рядах, как торговцы бросали свои прилавки и несли ему пакеты с лучшими продуктами, отказываясь брать деньги. На гастролях перед ним распахивали двери любые рестораны и столовые. Его встречали лично директора, а повара начинали готовить свои фирменные блюда.
В повседневной жизни Леонов с безразличием относился к деликатесам и разносолам. Предпочитал пюрешечку с котлеткой и куриный супчик.
При внешней простоте Евгений Павлович был достаточно начитан и образован. Хотя раскрыться мог лишь с близкими друзьями, участвуя в разговорах о театре и искусстве.
Любимая Ванда
Евгений реально оценивал свой успех у женского пола. При невысоком росте, полноте, коротких ножках он был ещё и чрезвычайно стеснительным. О том, чтобы Леонов первым подошёл к незнакомому человеку и завязал с ним разговор, не могло быть и речи.
Ему было уже за тридцать, когда он в Свердловске познакомился с будущей женой. Студентка музыкально-педагогического училища произвела впечатление на молодого человека. Леонова окончательно сразило, когда он узнал, что зовут девушку Ванда. Он пригласил её на спектакль. После вызвался проводить и всю дорогу читал девушке стихи Блока и Есенина.
Когда Ванда приехала, родители Леонова приняли её как родную и поддержали выбор сына. А вот родители Ванды зятя - нищего актёра посчитали неподходящей парой для дочери. Позже они всё-таки приняли Евгения.
Супруги прожили душа в душу 37 лет.
***
Вспоминая великого артиста, часто говорят о его уникальности. Действительно, даже в мировом киноискусстве его можно сравнить, пожалуй, лишь с Дени де Вито. Но талант Евгения Петровича дополнен чисто русской безграничной широтой души, огромным обаянием и искренней любовью к людям.
Буду благодарен за ваши комментарии.
Если статья понравилась, поделитесь в соцсетях!
На канал можно подписаться ЗДЕСЬ.