Найти в Дзене
Ольгуня. Мимолетности

Искусство грузинских художников

Князь Леван II Дадиани, Тавакалашвили и Шота Руставели (1646) Миниатюра из рукописи XVII века «Витязь в тигровой шкуре» Руставели Национальный Центр Рукописей. Тбилиси Влюбленные (1921) Масло на картоне, 23×15 "Моё оформление… принесло мне неожиданную славу театрального художника". (И.И. Гамрекели) Говорят, что была одна из иллюстраций к "Саломее" Оскара Уайлда, которые Гамрекели создал в 1921 году. Вы читали Саломею? Я нет. Однако иллюстрация меня заворожила. И не только меня. На эти иллюстрации обратил свое внимание сам Котэ Марджанишвили, основоположник грузинского театра. И представьте себе, он пригласил Ираклия Гамрекели работать у себя в театре. В результате сценическое оформление Саломеи в Тифлисском Новом театре было поручено Ираклию. Так начался его путь театрального художника. Царица Тамара (1917 - Грузия. Тифлис) Из собрания Музея Востока (Москва) Царица Тамара - личность знаковая в истории Грузии. На картине перед нами она предстает гордой, прекрасной и мудрой предводитель
Оглавление

1. Мамука Тавакалашвили (XVII век)

Князь Леван II Дадиани, Тавакалашвили и Шота Руставели (1646)

Миниатюра из рукописи XVII века «Витязь в тигровой шкуре» Руставели

Национальный Центр Рукописей. Тбилиси

Мамука Тавакалашвили (XVII век)
Мамука Тавакалашвили (XVII век)
Князь Леван II Дадиани, Тавакалашвили и Шота Руставели (1646)
Князь Леван II Дадиани, Тавакалашвили и Шота Руставели (1646)

2. Гамрекели, Ираклий Ильич (1894-1943)

Влюбленные (1921)

Масло на картоне, 23×15

Гамрекели, Ираклий Ильич (1894-1943)
Гамрекели, Ираклий Ильич (1894-1943)
Влюбленные (1921)
Влюбленные (1921)
"Моё оформление… принесло мне неожиданную славу театрального художника".
(И.И. Гамрекели)

Говорят, что была одна из иллюстраций к "Саломее" Оскара Уайлда, которые Гамрекели создал в 1921 году. Вы читали Саломею? Я нет.

Однако иллюстрация меня заворожила. И не только меня. На эти иллюстрации обратил свое внимание сам Котэ Марджанишвили, основоположник грузинского театра. И представьте себе, он пригласил Ираклия Гамрекели работать у себя в театре. В результате сценическое оформление Саломеи в Тифлисском Новом театре было поручено Ираклию. Так начался его путь театрального художника.

3. Валериан Сидамон-Эристави

Царица Тамара (1917 - Грузия. Тифлис)

Из собрания Музея Востока (Москва)

Сидамон-Эристов В.В.
Сидамон-Эристов В.В.
Царица Тамара (1917 - Грузия. Тифлис)
Царица Тамара (1917 - Грузия. Тифлис)

Царица Тамара - личность знаковая в истории Грузии. На картине перед нами она предстает гордой, прекрасной и мудрой предводительницей своего народа. Женщина эта пережила многое за время своей жизни. Кое-что из ее жизни можно узнать, прочитав известнейшую поэму Шота Руставели "Витязь в Тигровой шкуре". Но поэма это прекрасная сказка. В жизни все было гораздо проще и жестче.

Тамара была дочерью грузинского царя Давида IV. Совсем юной ее насильно выдали замуж за сына Андрея Боголюбского, великого князя Владимирского, - Юрия. И это понятно. Грузия искала в этом браке сильных покровителей. Но никто не учел гордого нрава грузинской царевны. По легенде она с детства была влюблена в Давида Сослана, осетинского принца, который воспитывался при дворе ее отца.

Детская любовь обычно легко забывается, но не в Тамарином случае, поскольку брак с Юрием Боголюбским оказался очень неудачным. Детей у них не было. Из-за того ли, что Тамара не подпускала к себе мужа, или из-за того, что муж совершенно не интересовался собственной женой, находя утешение в бесконечных попойках и гульбищах? Кто его знает. Однако, после смерти отца, став царицей, Тамара тут же развелась со своим мужем и приблизила к себе Давида Сослана, позже официально сделав его своим мужем.

На этом любовная линия в жизни царицы Тамары не окончилась. Ее бывший муж собрал войско и решил наказать непокорную царицу за свое унижение. На первых порах удача даже была на его стороне. Тем не менее, торжествовал он недолго. Войско под предводительством Давида одержало окончательную победу над опальным бывшим мужем, сторонники его потерпели оглушительное поражение и были разбиты наголову, самого его с позором изгнали из Грузии.

На картине запечатлен один из боевых моментов. Царица Тамара - гордая и неприступная на прекрасном черном жеребце во главе грузинского войска на одном из грозовых перевалов.

4. Мревлишвили Александр Романович (1866-1933)

На проезжей дороге (1903)

Государственный музей искусств Грузии. Тбилиси

Мревлишвили Александр Романович (1866-1933)
Мревлишвили Александр Романович (1866-1933)
На проезжей дороге (1903)
На проезжей дороге (1903)

5. Иоанн Тохаби (конец XI в. - начало XII в.)

Деталь календарной иконы, Менология, изображающая святых декабря, января и февраля (XI век)

Тетраптих

Хранится в монастыре Святой Екатерины в Египте

Иоанн Тохаби (конец XI в. - начало XII в.)
Иоанн Тохаби (конец XI в. - начало XII в.)
Деталь календарной иконы, Менология, изображающая святых декабря, января и февраля (XI век)
Деталь календарной иконы, Менология, изображающая святых декабря, января и февраля (XI век)

Иоанн Тохаби - грузинский священник, монах и иконописец. Называл себя "жалким старцем". Создал 6 икон.

На иконе Страшного Суда размещена молитва Иоанна, написанная грузинским шрифтом нусхури в семь строк:

"Господи, Иисусе Христе, сделай меня, который усердно создал икону Второго Пришествия и всех Твоих святых, достойным быть по Твоей правую руку во время Твоего Второго Пришествия во славе. Недостойный священник-монах Иоанн (т. е. Иоанн) Тохаби. Аминь"
(Молитва Иоанна Тохаби, написанная грузинским шрифтом нусхури и размещённая на иконе Страшного суда)

6. Нико Пиросмани  (1862–1918)

Лекарь на осле

Клеенка, масло

Сигнахский краеведческий музей, Кахетия, Грузия.

Нико Пиросмани  (1862–1918)
Нико Пиросмани (1862–1918)
Лекарь на осле
Лекарь на осле
"Посмотрит на нас, выпьет, мазнет, выпьет - и картина готова!"
(Эраст Кузнецов "Нико Пиросмани")

Нико Пиросмани был абсолютно уникален. Он рисовал на всем, что было под рукой. Очень любил рисовать на черной клеенке, которую не закрашивал, она служила фоном в его творениях. Пиросмани рос сиротой, но в хорошей семье. Тем не менее, став взрослым, вел жизнь босяка. Он очень любил деревню и часто на его картинах присутствуют деревенские мотивы. Его творчество было высоко оценено художником Пабло Пикассо. В 2016 г. в интернете промелькнуло сообщение, что в Грузии озвучено предложение причислить Нико Пиросмани к лику святых.

7. Шалва Герасимович Кикодзе (1894-1921)

Артистическое кафе в Париже (1920)

Шалва Герасимович Кикодзе (1894-1921)
Шалва Герасимович Кикодзе (1894-1921)
Артистическое кафе в Париже (1920)
Артистическое кафе в Париже (1920)

Кикодзе - художник-авангардист, получивший юридическое образование в Москве. После выставки молодых художников в 1919 г в Тбилиси Шалва Кикодзе вместе с его друзьями-мушкетерами Ладо Гудиашвили и Давидом Какабадзе Обществом грузинских художников был направлен в Париж для совершенствования мастерства. Проживали они в Париже в знаменитой коммуне художников "Улей" (La Ruche). И, как водится, вели абсолютно богемный образ жизни, что не мешало художнику много и плодотворно работать. К сожалению через 2 года такой жизни Шалва Кикодзе заболел и умер совсем молодым. Ему было всего 27 лет.

8. Дмитрий Ираклиевич Шеварднадзе (1885-1937)

Автопортрет (с 1914 по 1937)

Дмитрий Ираклиевич Шеварднадзе (1885-1937)
Дмитрий Ираклиевич Шеварднадзе (1885-1937)
Автопортрет (с 1914 по 1937)
Автопортрет (с 1914 по 1937)

9. Генрик Гриневский (1869-1938)

Церковь Бети (1921)

Бумага, картон, акварель. 34х28 см.

Национальный музей Грузии

Генрик Гриневский (1869-1938)
Генрик Гриневский (1869-1938)
Церковь Бети (1921)
Церковь Бети (1921)

Также вы можете прочитать некоторые интересные факты о грузинских художниках в моей статье "Легенда о Пиросмани"