Найти в Дзене
НЕОкопирайтинг

Как самокритично относиться к своему произведению? И надо ли это?

Все мы немножко создатели. Кто-то создает материальные блага, кто-то пишет книги, стихи, картины. Однако, на мой, весьма субъективный взгляд мы всё больше думаем о продаваемости, нежели о самовыражении собственных ценностей и талантов. Об этом также важно думать, но в контексте пользы, пользы для себя и других. И тут нужно найти некий баланс, гармонию, и, конечно же, можно провести маркетинговое аналитическое исследование. Если с товарами и услугами все более-менее понятно (есть маркетологи), то, как быть людям творческим? Да, в общем-то, также. Проверьте свою идею на оригинальность и спрогнозируйте спрос на такую литературу. Допустим, сейчас огромный спрос в литературе на хорошую научную фантастику, ЛитРПГ, жизненные истории (не сгенерированные ИИ). Также важно учесть кто ваш предполагаемый читатель, кому будет интересна ваша идея произведения и слог, которым вы пишете. Например, молодое поколение уже общается на непонятном для старших людей языке. Однако и классическая литература и

Все мы немножко создатели. Кто-то создает материальные блага, кто-то пишет книги, стихи, картины. Однако, на мой, весьма субъективный взгляд мы всё больше думаем о продаваемости, нежели о самовыражении собственных ценностей и талантов. Об этом также важно думать, но в контексте пользы, пользы для себя и других. И тут нужно найти некий баланс, гармонию, и, конечно же, можно провести маркетинговое аналитическое исследование.

Если с товарами и услугами все более-менее понятно (есть маркетологи), то, как быть людям творческим? Да, в общем-то, также. Проверьте свою идею на оригинальность и спрогнозируйте спрос на такую литературу. Допустим, сейчас огромный спрос в литературе на хорошую научную фантастику, ЛитРПГ, жизненные истории (не сгенерированные ИИ). Также важно учесть кто ваш предполагаемый читатель, кому будет интересна ваша идея произведения и слог, которым вы пишете. Например, молодое поколение уже общается на непонятном для старших людей языке. Однако и классическая литература им вполне понятна. А вот произведения, написанные молодыми авторами не всегда понятны их родителям. Поэтому конфликт «отцов и детей» тут может быть очень ярко выражен. И это нормально. Мир меняется. Также редактор, привыкший к классическим жанрам, вряд ли сможет оценить, и тем более сделать качественную редактуру произведения молодого автора.

Однако, вернемся к самокритике. Ведь это очень важно для любого созидателя.

Советов на эту тему в интернете много. Они практически одинаковы: отложить произведение и пересмотреть через некоторое время свежим взглядом, прочесть вслух, обсудить с людьми, которые действительно могут дать хорошие советы.

Вот что на это счет выдает ИИ:

«Самокритика — важный инструмент развития писателя, художника и любого другого созидательного человека, помогающий совершенствовать свое творчество и избегать повторения ошибок. Вот несколько советов, как объективно оценить собственный роман:

1. Перечитайте произведение спустя некоторое время

Перед началом анализа сделайте перерыв от текста хотя бы пару недель. Это позволит взглянуть свежим взглядом и заметить недостатки, которые были скрыты раньше.

2. Проверьте структуру сюжета

Убедитесь, что сюжет имеет четкую структуру: завязка, развитие конфликта, кульминация и развязка. Все ли события связаны между собой органически?

3. Оцените персонажей

Проанализируйте героев романа: достаточно ли раскрыта мотивация каждого персонажа? Насколько интересны и реалистичны герои? Есть ли плоские персонажи, которые могли бы стать глубже?

4. Обратите внимание на диалоги

Диалоги должны звучать естественно и соответствовать характеру говорящего. Убедитесь, что они несут смысловую нагрузку и двигают сюжет вперед.

5. Прочитайте вслух ключевые сцены

Это помогает выявить неуклюже сформулированные фразы, ритмические нарушения и другие стилистические проблемы.

6. Используйте мнение посторонних читателей

Получив отзывы независимых критиков или друзей, постарайтесь воспринимать критику конструктивно. Однако помните, что важно отделять субъективные предпочтения от объективных недостатков произведения.

7. Будьте готовы отказаться от неудачных фрагментов

Иногда приходится жертвовать любимыми сценами ради улучшения общей композиции. Отказаться от ненужных деталей или переписать важные моменты бывает сложно, но полезно.

И главное — самокритичность должна помогать вам развиваться, а не демотивировать вас!»

Очень хорошие советы. К ним, пожалуй, я бы добавила развитие своего внутреннего критика, критического мышления, эстетического восприятия, насмотренности и вдохновения. Как это? Попробуйте для начала прочесть чужое произведение и покритиковать его, а также найдите, за что похвалить. Затем попробуйте найти в своем произведении именно то, что вам не понравилось в чужом и то, что понравилось. Это очень увлекательное занятие, позволяющее отточить навык самокритичности к своим произведениям.

Также важно формировать свой эстетический вкус. Как мы знаем, мухам и пчелам нравится разное, но те и другие нужны. Для природы и мухи и пчелы одинаково хороши и каждый выполняет свою функцию. Эстетические вкусы людей невероятно различны. Найдите свое, не следуя трендам, тенденциям, чужим наставлениям и нравоучениям, но держа их в поле зрения. Составьте список ваших любимых поэтов, писателей, художников, музыкантов. Найдите, что их объединяет. Опишите лично для себя, что в их творчестве вас вдохновляет, а что бы вы улучшили, развили, адаптировали под реалии современной жизни и лично под ваши представления о мире.

Некоторые могут возразить, что улучшить общепринятые мировые шедевры невозможно, спорить с общепринятыми догмами бессмысленно, но тогда мы бы до сих пор жили в пещерах или на деревьях, на плоской Земле, вокруг которой вращается Солнце.

Также важно развивать насмотренность, творческую интуицию, и не упускать моменты вдохновения. Так бывает, что вот пришла гениальная идея, но потом ускользнула и вспомнить ее, уже шансов нет. Да, творческие музы весьма капризны. Однако и с ними можно договориться. Тут у каждого творца есть свои ритуалы. Придумайте и вы свой. Креативьте!

Насмотренность развивают все творческие личности, что-то подмечая у других, пропуская через свою систему ценностей и каналы чувствования, восприятия. Также насмотренность позволяет учиться на примерах других. Для этого важно выйти за свой круг интересов, покинуть, так сказать, зону комфорта. Посмотрите фильм в новом жанре, почитайте то, что не любите, но не мучайте себя, если совсем не нравится. Иногда нам жизнь словно подкидывает что-нибудь интересное совершенно разными путями. Главное уметь это замечать, жить с широко открытыми глазами и искренно, прежде всего, с самим собой.

Не забудьте вдохновленно созданный ваш шедевр подвергнуть редактуре и самокритике. Ведь там в любом случае будут ошибки и опечатки, нелепые мазки и фальшивые нотки. Хотя, возможно именно некоторые изящные «изъяны» могут стать вашей изюминкой, вашей отличительной чертой, эксклюзивным стилем!

Поэтому развитие навыка самокритики очень важно для творческих людей, которые стремятся создать нечто действительно стоящее, важное, улучшающее мир, а не захламляющее его.

Всем творческих успехов и вдохновения!