Мы продолжаем рассказывать о героях выставки «Партия Сотониных: на полях казанского авангарда». У философа Константина, архитектора Виктора и художницы Галины был брат — Павел Сатонин (1888-1935).
В семейном архиве сохранился мандат 1921 года, где сказано:
«Ему разрешается хождение по городу и пригородам во всякое время дня и ночи. Никто не имеет право без санкции коменданта города Казани задерживать и арестовывать товарища Сотонина».
Зато сам Павел Иванович мог носить холодное и огнестрельное оружие, проверять документы и «прекращать всякие скандалы». Кем был этот важный человек?
Осенью 1918 года «белые» отступали из Казани. По дороге они мобилизовывали всех, кто попадался под руку. Так в их ряды попал Павел Иванович Сатонин — управляющий делами ювелирной фирмы Чарушина.
Павел был анархистом. На его мировоззрение повлиял старший брат Александр — ссыльный революционер, поэт и журналист. Начинал Павел с работы конторщика в ювелирной лавке на улице Воскресенской (сегодня — улица Кремлёвская), в годы Первой мировой — служил писарем, но попадал под огонь артиллерии.
Из белой армии Павел с несколькими товарищами вскоре сбежал и вернулся в Казань. В 1919 году его мобилизовали уже в Красную армию. И очень скоро он стал управляющим делами и казначеем при коменданте города. А в 1922 году Павел руководил мобилизацией в Частях особого назначения. Что занятно, ведь ЧОН — это эдакий красный спецназ и контрразведка из идейных бойцов. Но хороший менеджер и здесь нужен, пускай и без партбилета.
В 1922 году Павел из ЧОН уволился, получил прекрасные отзывы от начальства. Как раз тогда его назвали «желательным работником». А в 1926 он служил уже на новом месте — комендантом Дома Красной армии. Сегодня это Казанская Ратуша на Площади Свободы.
В литературе можно найти упоминания о том, что Павла арестовывали в 1919 году, а второй раз в 1930-е. И в ссылку отправили! Это не правда. Возможно, пара неприятных разговоров с бывшими коллегами у него и состоялась. Но в 1930-е Павел Иванович был заместителем руководителя строительного треста, катался по городу в казённой пролётке и отдыхал в арендованной ложе Казанского цирка. А погиб он катастрофе поезда в 1935 году во время одной из командировок.
Удивительно, но брат репрессированного философа Контантина Сотонина, которого в начале 1930-х распинали в казанских газетах, беспартийный, идейно чуждый советской власти Павел получил торжественные похороны, что удивило его соседей. Об этом вспоминает в мемуарах Игорь Павлович Сатонин.
Увидеть рукописный дневник Павла, который тот вёл в годы Первой мировой войны, можно на выставке «Партия Сотониных» в центре современной культуры «Смена». Одним из кураторов выставки является главред «Крота Казанского». Поэтому мы очень хотим почитать ваши впечатления от посещения.
За фотографию Павла мы благодарим Евгению Игоревну Сатонину.