«Картина с непростой судьбой»... Звучит как скучный литературный штамп, не так ли? Но, с другой стороны, как ещё назвать произведение искусства, повторившее судьбу героини тарантиновского фильма про невесту, в которую несколько злодеев палили в упор прямо в день свадьбы? Подобно персонажу Умы Турман, эта картина «выжила» лишь чудом, годами скрывалась от людских глаз, залечивая «раны», и в конце концов вернулась к нам во всей своей красе. Дабы получить восхищение и почёт, причитающиеся ей по праву.
🎯 Премиальная подписка на канал — доступна! Мегароскошная, суперэксклюзивная и неприлично дорогая (целых 99 рублей в месяц). Поддержите автора! Спасибо! 😊🌿🤝
События этого «живописного блокбастера» берут начало в 1911 году. Именно тогда муромлянин Иван Семёнович Куликов, архиталантливый ученик Ильи Ефимовича Репина и последовательный сторонник идей передвижников, решился выступить поперёк прежней своей творческой концепции. Взамен живописания крестьянского быта, сельских торжищ и раздумчивых пейзажей поворотил мысленный взор вглубь родной истории. Заглавной же героиней полотна и вовсе избрал боярскую дочь.
Картина эта написана не по заказу, да и не по моде тех лет. Мастеру захотелось «поймать» не эмоцию и не эстетику, но сам момент. Миг, когда девушка уже не беззаботная девочка, но ещё и не чья-то жена. Вот она сидит в окружении других — смеющихся, сдержанных, опытных — и будто не замечает никого и ничего вокруг. Длит кульминацию, не поднимая глаз, не торопя движений, в центре внимания зрителей; как реальных, так и изображённых на полотне. Но слышит всё и всё понимает. Наступил её день. Единственный и неповторимый.
Парча и холстина, жемчуга с узорами, традиции с ритуалами, интимное с фамильным: что за причудливый симбиоз возник в этой полутёмной, полутесной композиции! Детализированность и порождённая ею вслед мнимая достоверность работы блистательны! Однако вся эта массовка исторических артефактов и психологических подтекстов приглашена сюда не ради качественной исторической реконструкции. Эта картина — о любви. К родным людям и к памяти. Куликов раскрывается здесь в первую очередь не как художник, а как любящий сын. Сын своей земли и своей матери. Её лицо он подарил старушке на заднем плане картины. Сей факт выяснился относительно недавно. Поклон восхищения главному хранителю Ярославского художественного музея Татьяне Альбертовне Лебедевой. Это она сравнила второстепенного и малозаметного персонажа «Боярышни» с портретом кисти Куликова от 1903 года. Там тот же ракурс, то же выражение лица, даже платок повязан точь-в-точь...
Таким образом, наша с Вами «Боярышня» нежданно-негаданно получила дополнительное сюжетно-эмоциональное измерение. Так что называть этот холст рядовым жанровым экспериментом талантливого живописца уже не получается. Уместнее будет считать его посланием художника в прошлое. Сугубо личным и заранее безответным. Согласны, уважаемый читатель?
А теперь — анонсированный «тарантиновский» поворот сюжета. В 1914 году «Боярышня» переезжает жить и работать в Ярославль. Дабы стать безусловной звездой экспозиции местного художественного музея. Так оно, собственно, и получается. А спустя четыре года картина получает то ли восемь, то ли (по новым данным) целых двенадцать пуль в свою хрупкую плоть. Ни за что ни про что. Начинается долгая и трудная борьба за существование...
Сперва её убирают куда подальше. Ни сил, ни возможностей заниматься её реставрацией не имелось. Затем отправляют в провинциальный музей в Тутаев, а в Ярославль вместо неё приезжает работа Василия Григорьевича Перова. Что весьма символично, если вдуматься. В те суровые годы воздетый кулак готовящегося к драке мальчика был актуальнее золотошвейной тишины боярской светлицы...
Героиня нашей истории вернулась домой лишь в 1941-м. Продолжая при этом пребывать «в коме». К пулевым отверстиям добавились потёртости логистического происхождения и проблема выцветания краски. Экспонировать бедняжку в таком состоянии было нельзя.
И тогда за дело берутся реставраторы Грабаревского центра. Перетягивают холст, лечат трещины, врачуют краски, восстанавливают хроматический баланс. Картина о любви и памяти наконец-то получила заслуженное обхождение, вернувшее её живую красоту и мягкую силу из небытия. Звезда вернулась! Вернулись тихие улыбки, зазвучал нежный шёпот, шуршание тканей, тихие шаги... Вернулась атмосфера девичьего царства, препорученная присмотру старенькой няни, где всё понимается без слов и происходит будто бы само собой, по заведённому в незапамятные времена порядку, в соответствии с великим женским заговором, о котором не ведомо ни одному мужчине на свете. Даже самому автору полотна, пусть даже изобразившему его во всех мыслимых подробностях)
Надеемся, Вам понравилась его «Боярышня». Хотите полюбоваться и другими работами Ивана Семёновича Куликова? Тогда добро пожаловать в «игру по каталогу». Вы вольны написать в разделе комментариев любое число от единицы до 83, а мы опубликуем для Вас иллюстрацию картины, значащуюся в каталоге работ художника под этим номером. Приятного просмотра, дорогой читатель!
Автор: Лёля Городная
Благодарим Вас, дорогой читатель, за подписку на канал. Просим обратить Ваше внимание и нажать на кнопку «Поддержать», расположенную чуть ниже. Большое спасибо!