В мае 2025 года зрители увидели трилогию документального фильма «Врач от Бога», посвященную жизни удивительного человека – святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Автор идеи и ведущий Павел Астахов вместе со съемочной группой проделали огромную работу: собрали редкие документы и свидетельства и совершили путешествие по местам жизни архиепископа – от операционных до храмов. Такое путешествие сквозь время позволяет понять, через какие испытания прошел святитель: доносы, ссылки, борьбу с завистью. Жизнь святителя Луки – это подвиг и человеческий, и священнический. Об этом подвиге и о фильме мы поговорим сегодня с Павлом Астаховым.
– Павел Алексеевич, поменялось ли Ваше отношение к святителю Луке Крымскому после работы над фильмом? Вы узнали много новых историй, фактов, благодаря которым он, быть может, раскрылся для Вас по-новому?
– Я не могу сказать, что поменялось отношение. Другой вопрос, что больше узнал о нем, отношение, впечатление стало глубже. Мы со съемочной группой решили проехать по всем местам, где бывал святитель, где хранится память о нем, где до сих пор есть люди, которые из поколения в поколение передают свидетельства тех духовных и профессиональных подвигов и дел, которые он там совершил. Когда беседуешь с людьми, видишь эти места, то по-другому начинаешь воспринимать жизнь человека.
Я до конца не понимал, насколько человек масштабен и насколько много вобрал в себя в этих двух ипостасях: священника и врача… Это даже не профессионализм, это такое человеческое служение без остатка. Ведь у него вообще не было свободного времени.
Представьте: 1910 год, тысяча хирургических операций в год, которые святитель проводил в Переславле-Залесском, где мы тоже снимали. В этой больнице нет электричества, канализации, воды – ничего нет. Есть только керосиновые лампы, один хирург – тогда еще Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович. Эта же самая больница в 1972 году: советская власть, СССР, там уже 10 хирургов, есть электричество, канализация, вода. И они тоже делают тысячу операций, то есть он за десятерых в тех условиях делал, можно сказать, план. Но у хирурга Войно-Ясенецкого не было плана. У него план был Божественный, потому что Господь давал ему. Святитель говорил: «Это только мои руки. Господь моими руками руководит. Я просто проводник».
Вся жизнь архиепископа Луки – это подвиг как человеческий, так и священнослужительский. Я могу сказать, что я просто преклоняюсь перед ним как перед человеком, как перед священником.
– Фильм открыл для меня святителя Луку с новой стороны – я даже не догадывалась, через какие испытания ему пришлось пройти, не представляла масштаба трагичной судьбы. Вы считаете, что вся его жизнь – подвиг?
– 20-е годы – безбожная пятилетка, объявленная большевиками, уничтожаются храмы, священники истязаются, убиваются. Валентин Феликсович вместо того, чтобы, как часто это бывает у людей, ожесточиться на мир, на людей и даже на Бога, потому что у него умирает любимая жена, в этой ситуации принимает единственное правильное решение – решает пойти к Богу, стать священником. В самое сложное время. Естественно, он всего одну службу в 1923 году отслужил как архиерей, и тут же его арестовали. Но само по себе принятие этого решения какого требует мужества! А дальше еще более сложное решение – у него же осталось четверо детей на руках. Валентин Феликсович принимает решение передать их своей овдовевшей медсестре под опекунство, то есть становится монахом. И проходят буквально два с половиной года, как его арестовывают. А что было бы, если бы он не отдал детей? Неизвестна была бы их судьба. А так они все остались вчетвером вместе в одной семье у любящей их опекунши. Святитель, видимо, предчувствовал, что это может произойти. Он взял на себя подвиг, стал священником в тяжелейшее время гонений на Церковь, но обезопасил детей от того, чтобы их преследовали. Дети тоже потом страдали, их так же ущемляли в правах, но тем не менее все стали людьми, все тоже имеют отношение к медицине в разных профессиях, поэтому, узнавая все это, проникаешься невероятным уважением к нему.
Как он сам сказал: «Нельзя разделять облик священника от лица хирурга в нем самом». Вот у него органично сочетаются эти две ипостаси. Сами профессии очень похожи: священник и врач. Один лечит тело – спасает человека, другой лечит душу и тоже спасает человека.
– Павел Алексеевич, продолжая развивать эту мысль, что у него органично сочетались две профессии, хочу заметить, что даже у такого талантливого человека был период сомнений – чем бы ему хотелось больше заниматься. В фильме есть даже эпизод, посвященный этому времени неопределенности, его метаний.
– Он много раз об этом вспоминает в своих записях, в автобиографии и переживает за то, что у него были эти сомнения. Он то хотел углубиться в хирургию, глубже заниматься этой наукой, потому что был одарен и талантлив, и талант этот был от Бога, то ему больше хотелось служить – служить Богу и людям. Очень здорово сказано в фильме, я повторяю теперь эти слова: «Он служил Богу, как людям, а людям – как Богу». Ровно в этих двух ипостасях он и служил. У каждого человека бывают метания... Тут, наверное, было его какое-то отсроченное размышление, потому что, когда у Валентина Феликсовича был самый тяжелый период, он, не задумываясь, стал священнослужителем. Пошел к Богу, а не ожесточился. Он понимает, что его гонят за то, что он священнослужитель, но он не может снять рясу, поэтому говорит: «Другой одежды у монаха нет, я не могу рясу снять». Святитель не может снять крест, поэтому говорит: «Свой крест я никогда не сниму». Но при этом он мечтал быть полезным людям с точки зрения развития отечественной медицины. Ведь не случайно он первым применяет практически и пенициллин, и местную анестезию, которая тогда не была развита.
В общем, каждый человек имеет право сомневаться, метаться, но тем не менее важен же результат. И святитель Лука приходил, возвращался к тому, с чего и начиналось всё, кем он и был, и остался до конца верен и профессии, и своему служению Богу и людям.
– Можете поделиться, как Вы впервые узнали о владыке Луке?
– Я узнал о нем в 2014 году, когда впервые приехал в Крым. Приехал с проверкой детских учреждений, тогда Крым только вернулся в Россию, и мы принимали детские дома. Там немного детских домов, но они есть. Я везде ездил, ревизировал, инспектировал эти учреждения. И мне все говорили: «Вот у нас в соборе в Симферополе находятся мощи святителя Луки». Я говорю: «Да-да, я знаю, слышал». И вы представляете, я даже не помню, когда приехал туда, прикладывался ли я к мощам или нет. Мне немножко стыдно за это. А потом я начал больше узнавать о нем. И последние восемь лет мы с женой каждый год ездим в Крым и обязательно приезжаем поклониться святителю.
Два года назад мы узнали, что туда надо приезжать в пятницу. Именно в этот день полностью открывают раку, служат, и весь храм наполняется ароматом и благоуханием. Знаете, очень интересно, что каждый раз все по-разному. Сколько раз я прикладывался, слава Богу, каждый раз абсолютно по-разному. Я стал оттуда привозить ковчежки с частичками гроба и одеяния. У меня несколько человек, кому я привозил, исцелились от болезней.
– Павел Алексеевич, было ли у Вас чувство незримого участия святителя? Когда работаешь над книгой, фильмом, посвященной святому угоднику, больше узнаешь его житие, то чувствуешь, как святой направляет, помогает. У Вас такое было?
– Сама идея снять фильм про святителя Луку возникла несколько лет назад. Но я от этой идеи одновременно и насторожился, потому что подумал: «Я еще не готов про такого великого человека, великого святого снимать так, как надо снять, чтобы показать зрителям всю мощь, всю глубину, силу характера и его духа». Не случайно одно из его главных произведений – «Дух, душа и тело», потому что три составляющие определяет человека: тело, душа и дух, который живет в нем. Святитель Лука – пример очень сильного, могучего духа, поэтому, когда я только задумался о том, чтобы снять фильм, я начал изучать ситуацию, посмотрел фильмы, которые уже сняты.
Конечно, для того, чтобы снять фильм правильно, надо было узнать святителя Луку поближе. Так всегда со святым, с которым ты соприкоснулся: ты как бы начинаешь с ним сначала знакомиться, узнавать его, молиться ему, обращаться к нему, говорить с ним. Я никак не мог найти правильный тон, как обращаться к святителю Луке. Читал молитвы по молитвослову. А теперь, в очень сложные минуты, я просто разговариваю с ним, потому что понимаю, что он слышит. Важно, что наш фильм начинается и заканчивается молебном святителю Луке Крымскому.
В одну из наших поездок в Крым, как раз в пятницу, мы приехали поклониться мощам. Я взял акафист и читал вместе со всеми. Когда читаешь вместе, по-другому всё звучит, выглядит, чувствуется. И вот тогда начинаешь ощущать присутствие святого. На самом-то деле это присутствие и так есть, потому что ты находишься перед мощами этого человека. Он, будучи на небе, всегда присутствует с нами, ведь «у Бога все живы» (Лк. 20: 38), у Него нет мертвых. И здесь, на земле – его мощи, которые благоухают и исцеляют, люди прикладываются к ним. Стараешься очень аккуратно обращаться, разговаривать, а уже когда получаешь первые ответы по молитвам, ты понимаешь, что святитель Лука тебя слышит.
– Павел Алексеевич, Вы сказали, что перед съемками фильма о святителе Луке изучали другие работы. Каким Вы хотели видеть свой фильм? Чем хотели выделить его среди других работ?
– Документальный фильм должен быть максимально подтвержден фактами, биографией, событиями, местами, людьми, которые присутствовали, поэтому мы с Борисом Корчевниковым стали обсуждать идею поехать в те места, где бывал святитель, а это около 40 городов, из которых мы посетили только 14.
Например, в Керчи нет ни улицы, ни дома, где он родился, ничего нет, поэтому приехать туда, просто постоять и сказать: «Вот тут так» мы посчитали, что нет смысла в этом, поэтому рассказали в фильме только как о факте. Есть маленькие города, Ардатов, например, в Мордовской Республике под Саранском, Фатеж в Курской области, Котлас, куда его сперва сослали, там он находился буквально пару месяцев. Но есть места, где сохранились дома, в которых святитель жил, туда мы и ездили со съемочной группой.
Сохранились больницы, места, где он оперировал: в Большой Мурте, в Енисейске, а в Чите чудом сохранился один из бараков, где хирург Войно-Ясенецкий оперировал в 1906 году, все остальные сгорели или разобраны. Из этого барака сделали храм Иоанна Предтечи. Очень интересно, что лечебница телесная превратилась в лечебницу духовную.
Интересно, что святитель Лука для операционной всегда выбирал угловые комнаты. Знаете, почему? Все просто: самое большое количество света. Окна и с одной стороны, и с другой, потому что электричество было не везде.
Конечно, хотелось показать все эти места, артефакты, вещи, к которым он прикасался. Самое большое количество вещей сегодня находится в Тамбове, в домике, где он жил. Когда сказали, что там будет музей, люди стали со всего Тамбова приносить вещи святителя. Он же дал обет нестяжания. У него как главного хирурга не было даже инструментов. Только дежурные – дома, чтобы срочно что-то сделать, а так он всегда приходил и пользовался теми инструментами, что были. Настолько был бескорыстный, нестяжательный человек. Всё раздавал. А фотографии… Его фотографировали, приносили ему снимки: «Владыка, вот фотография Ваша». Он отвечал: «Хорошо», подписывал и тут же ее отдавал. Поэтому, когда стали создавать музей, много людей принесли фотографии, и все с подписями святителя. В музее много автографов и писем, так как он всегда отвечал на письма. В фильме 197 оригинальных фотографий. 197! Ни в одной книге нет такого количества, хотя книг издано много. Мы собирали фотографии в разных местах.
Там же, в Тамбове, есть два его посоха, к которым можно прикоснуться. И мы всё это показываем. В фильме хотелось передать ощущение, что «он совсем недавно был здесь, с нами, во второй половине XX века он умер».
– Вы можете поделиться интересными историями, фактами, которые не вошли в окончательную версию фильма?
– Если не ошибаюсь, это произошло в новогодние праздники. Мать семимесячной девочки, у которой случился легочный круп, бежала через Садовое кольцо к Склифосовскому. Ребенок уже задыхался. В больнице – суета, врачей мало, только дежурные, пациентов много, травмы тяжелые. Вдруг к ним выбегает женщина 80 лет и говорит: «Иди сюда». Хватает девочку, ее быстро везут в операционную, делают какие-то манипуляции, подключают к искусственной вентиляции легких. В общем, девочку спасли. При выписке мать девочки в качестве благодарности решила подарить книгу про святителя Луку Крымского. Ведь когда она бежала в больницу, она молилась этому святому. Пожилая женщина увидела книгу, и в ее глазах появились слезы. Она говорит: «Ты что, знала? Это же мой учитель». Оказалось, бывшая ученица Валентина Феликсовича уже не работала в больнице, но подменяла коллег в выходные и в праздники. В тот день она задремала на посту и увидела во сне святителя Луку: «Аня, чего спишь? Там ребенок умирает». Проснулась и успела спасти девочку.
Не так давно произошло другое большое чудо, о котором я рассказывал на премьере фильма. Когда мы заканчивали съемки, выяснилось, что другу моего сына в трех разных больницах поставили диагноз «четвертая стадия рака лимфомы». Он растерялся и отчаялся. Я ему привез ковчежец с частицами от гроба и одеяния святителя Луки. Мы как раз в Симферополе были. Заказал молебны, сорокоусты о нем. И когда состоялась премьера, он поехал еще раз провериться в клинику. Звонит мне: «Павел Алексеевич! Чудо! У меня не подтверждается! Диагноз снимают». Я говорю: «Подожди, давай в других клиниках проверься». Он сдал все анализы. Всё. Ничего не подтвердилось. Исцелился человек. Представляете? Сейчас он строит часовню у себя в деревне, где родился, в Алапаевском районе Свердловской области. И хочет в Пенджикенте построить часовню, ту, которую не могут построить уже очень давно. Мы сейчас уже переговорили с владыкой Душанбинским и Таджикистанским Феодосием. Это то место, где рукополагали святителя Луку в епископы, – Пенджикент. В фильме есть это место. Но там нет храма. Оба храма, которые раньше стояли, были разрушены в 20-е годы. И друг моего сына в благодарность за свое исцеление обещал построить часовню.
– Молодой человек, про которого Вы рассказываете, был верующим или пришел к вере после своего исцеления?
– Нет, он причащался только при Крещении, то есть очень давно. Его святитель Лука привел к вере. Я для себя понял интересный момент в жизни святого и в его действии сегодня. Он является проводником для людей, которые ищут веру, но пока ее не обрели, потому что он много раз встречал безбожников, язычников. Когда его сослали в Плахино, за Полярный круг из Туруханска, там были тунгусы и эвены – это язычники, неграмотные племена, которые живут в тайге вдоль реки Енисей. И они к нему все приходили лечиться. Он всех благословлял, не важно, крещеный, некрещеный, благословлял всех, кто приходил. Позже они у него крестились.
Похожая ситуация была в Ташкенте, в Средней Азии. Особенно, когда он второй раз туда вернулся. Владыка Викентий говорит, что он считается главным проводником православия в Средней Азии. Понимаете? Нам это не видно отсюда, а там это очень ценят все.
Когда он вернулся в Крым, ему очень нравилось, что рядом было несколько разных храмов: католический или протестантский, какой-то молебный дом, православная церковь, Троицкий собор, и синагога была. И он всех приветствовал, все к нему приходили: евреи, иудеи, татары.
Святитель призывает к вере и приводит людей к вере тоже. Ему надо молиться за людей, еще не обретших веру, или за людей, которые отпали от веры. Получается, святителю Луке можно молиться в болезнях, в исцелении, в профессиональных вопросах, в обучении, в избавлении от уз, как плененных, так и тех, кто находится в местах заключения. Избавление от клеветы, несправедливости, которую он и на себе испытал в полной мере. О возвращении к вере людей. На все случаи жизни практически можно молиться. Многие знают: врач-епископ, молимся, как целителю, как мы целителю Пантелеимону молимся. Святитель Лука – святой, который дает возможность по любым житейским вопросам обратиться к нему за помощью.
Об обретении счастливой любви тоже можно молиться. Да, так случилось, что у него рано умерла жена. Но какая любовь была? Чистая, большая любовь, поэтому об этом тоже можно молиться. А отдав детей под опеку другому человеку, он всегда их поддерживал, всю жизнь – и о детях можно молиться. И о врагах своих молиться, как молился святитель. Ведь он поддерживал священника, который предал его и писал на него доносы, и его семью до конца своей жизни, посылал им деньги. Мы читаем «возлюби врагов своих» (см.: Мф. 5: 44) и думаем: «Ну, как это можно?» А он так возлюбил, что деньги перечислял, понимая, что человека заставили написать на него донос. Поэтому святитель Лука на все наши потребы, на все наши просьбы отвечает всегда.
– Павел Алексеевич, как Вы считаете: когда человек полностью отдает себя служению Богу и людям, возможно ли избежать зависти окружающих? Или это неизбежная плата за праведность и народную любовь? Ведь завистников у святителя было много.
– Невозможно по одной простой причине. Главный пример, который мы видим в истории, – это предательство Иуды. Самые близкие ученики, самые близкие люди к Богу, к Иисусу Христу – и среди них находится предатель. Это пример того, что иудин грех, к сожалению, существует и повторяется.
В Енисейске мы тоже по документам увидели, что фельдшеры писали на него доносы. Казалось бы, человек должен радоваться, что такое светило рядом с ним работает. Даже приехав в первую ссылку в 1923 году, он уже был светилом мирового уровня, великим хирургом. Его уже во всем мире признавали. Он состоял в переписке с немецкими врачами, которые занимались регионарной анестезией. И, казалось бы, все должны были радоваться возможности у него поучиться. А они пишут на него доносы. Как это можно объяснить? Зависть. А кто зависть сеет? Понятно, враг рода человеческого. Абсолютная истина, честность и справедливость только у Бога. Люди, к сожалению, подвержены всем этим земным страстям. Только стоит посмотреть на грех, и всё – тебя уже затянет туда. Только стоит помыслить, промелькнула какая-то завистливая мыслишка, не отогнал ее вовремя, всё. Дальше тебе лукавый нарисует вот такую картину, допишет за тебя всё. И ты сам не заметишь, как поставишь подпись, а потом будешь говорить: «Как же так я сделал?»
Так же и в этом случае. Священник, который его предал, потом раскаивался всю жизнь. А почему? Да потому что святитель за него молился и помогал деньгами, потому что у него этот обет нестяжания был настолько возведен в правило, что дома, где бы он ни жил, везде все это подтверждают...
– Павел Алексеевич, есть у меня вопрос, который сопровождал на протяжении всего фильма. У меня складывалось впечатление, что существует связь между его хирургическим даром и духовным. В фильме подробно описываются медицинские таланты, но почти ничего не говорится о его духовных дарах. И только в конце фильма упоминается, что у него было духовное видение. Он, даже будучи слепым, мог прочитывать записки в алтаре, каждое имя. Как Вы думаете, может быть, он на протяжении всей своей жизни скрывал эти дары?
– Думаю, что у него даров от Бога было достаточно много, духовных даров. Начнем с того, что он был очень скромный человек. Понимаете, он нигде не вешал объявление: «Здесь вам помогут физически и духовно». Все это знали. Он как бы шел по наитию. Он настолько был глубокий человек, настолько умный, в смысле – образованный, профессионально опытный. Он как хирург хорошо знал структуру человека. Много оперировал, изучал анатомию, у него даже была такая скорбь, что он вскрывает трупы, переживал из-за этого, и однажды он услышал голос: «В этом не кайся». Он это делал для того, чтобы лучше помочь людям. Он уже изучил человека и душу, то есть то невидимое, что есть в человеке, – понятие «дух». Много над этим работал для того, чтобы написать свой труд «Дух, душа и тело». А когда ты врачуешь не только тело, но душу и дух, естественно, Господь тебе дает такую возможность и открывает тайны духовные. Неслучайно он благословлял всех, даже тунгусов. Тунгусы приходили к нему сперва за излечением, потом – за благословением, а потом – за Крещением. Вот он, какой путь. Получается, у него это складывалось очень гармонично, логично. Я думаю, Господь так постепенно открывал ему все эти необходимые действия для того, чтобы как можно больше людей вокруг него спаслись. «Стяжи дух мирен – и тысячи спасутся вокруг тебя» – это его пример. Когда его унижали, оскорбляли, пытали, допрашивали, ссылали, он все равно был очень смиренным.
***
Фильм «Врач от Бога» можно посмотреть тут:
Беседовала Наталия Сибирцева