Несмотря на стремительное развитие ИИ, человек остается главным творцом. И уж точно будет им долго оставаться в прикладных решениях. Например — в декораторском деле. Об этом громогласно заявляла недавно прошедшая в Москве, шестая по счету, выставка ColorMix, которая не только демонстрировала новости отрасли, но устроила настоящее шоу — «Битву декораторов». Но — обо всем по порядку.
До чего вы способны дойти в погоне за оригинальностью? Такой вопрос нередко поднимается в современном дизайне. Вот и на московском форуме-выставке ColorMix в 2025-м каждый стремился не просто удивить мастерством, но и покорить воображение искушенного зрителя. Словом, декораторы «зажигали» — было оригинально и весело, что отразилось даже в песне, ставшей гимном выставки:
«Каждый проект — это вызов судьбе,
Кто сделает ярче, кто удивит?
ColorMix — это битва, где каждый горит».
Пламя страсти и головокружительные проекты — это всегда нравится публике. Но возникает закономерный вопрос: насколько это применимо в жизни?
О выставке
Исключительность и эффективность выставки ColorMix прежде всего в том, что это узко отраслевая, профессиональная площадка для аудитории, связанной с «маляркой»: интерьерные дизайнеры, декораторы, отделочники, маляры и все, кто связан с развитием бизнеса ЛКМ, — производители и продавцы.
И еще одно важное преимущество двух дней работы события — акцент на практику. Конечно, традиционная выставка представляла новинки отрасли и ведущие товары, а конференционная программа поднимала актуальные печали отделочников. Но, пожалуй, главным фокусом стала:
- четвертая по счету «Битва декораторов»,
- яркие, показательные мастер-классы
- и умопомрачительные арт-объекты.
Слоган заявлен: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа».
Оправдались ли ожидания?
Немного теории: рынок «декоративки»
Малярно-отделочные отрасли уже отстраиваются от основного дизайнерского рынка и формируют свой собственный — настолько широки предложения отделочных материалов и накопленный опыт по разнообразным эффектам.
Декоративные краски, жидкие обои, штукатурки разных сортов, золочение, микроцементные и микробетонные варианты, грунты для невпитывающих поверхностей (чтобы перекрасить плитку), покрытия с лессировкой и слюдой — словом, объем впечатляет.
Как полагается, выделяются и свои тренды, оправдывающие актуальные запросы потребителя.
Рельефность
По оценкам экспертов, одним из устойчивых трендов является мультисенсорный дизайн.
«Уровень вашего счастья зависит от того, насколько у вас уютная квартира. А уют создают текстуры, фактуры, свет», — пишет в своей книге несравненная Наталья Преображенская — шеф-дизайнер компании «Уютная квартира», трендсеттер, ведущий колорист и председатель жюри четвертой «Битвы декораторов».
По части фактурности и тактильности декоративные покрытия сегодня в лидерах. Всё, что касается «декоративки», нужно не только смотреть, но и трогать, — так советуют ведущие дизайнеры. Посему рельефность представлена на каждом стенде, и она будоражит любого посетителя.
Игра светотени
Там, где есть рельефность и фактурность, там рождается игра света: штукатурка под мрамор переливается благодаря глянцевой поверхности и глубине цвета; покрытия песчаные и бархатные — отсвечивают перламутровыми вкраплениями; жидкие обои с шелковыми волокнами мягко рассеивают и отражают свет, а микроцемент и фактура бетона дает приглушенную, но выразительную игру тени при боковом освещении.
Тени и мягкие блики придают стенам глубину, делают интерьер «живым» и загадочным.
Многие материалы позволяют создавать многоуровневые покрытия с переходами оттенков, перламутровыми эффектами, полупрозрачными слоями. Всё это усиливает эффект светотени, особенно при направленном или рассеянном свете.
В интерьерах в стиле минимализм, где используется ограниченная палитра цветов, игра светотени становится ключевым декоративным приемом. Вместо ярких цветов — текстура, вместо узора — рельеф, вместо декора — свет.
Фактуры, имитирующие камень, песок, бетон, глину, дерево, выглядят особенно выразительно при изменении освещения. Это перекликается с трендом на натуральность и органичность.
Декоративные покрытия всё чаще проектируются в связке с архитектурным освещением: светильники с направленным пучком, световые панели, подсветка ниш. Это позволяет «включать» светотень по сценарию: например, вечером создавать атмосферу уюта с помощью боковой подсветки.
Философия
Просто ремонт, даже очень качественный, — уже скучно. Должна быть заложена философия — определенная идея, раскрывающаяся в подборе фактур, цвета и материалов. И декоратор должен это учитывать, ведь сегодня он не просто маляр, но художник, создающий оригинальный интерьер.
Например, поясняет дизайнер Станислав Орехов, современный декоратор предлагает замешать краски любимых цветов той или иной семьи, написать этими цветами картину на стене. В итоге создается арт-объект условно за 100 тысяч рублей, в него вкладывается идея, он вписывается грамотно в другие элементы — и тогда интерьер будет выглядеть на миллион. Вот такой подход для декоратора перспективен, и он точно привлечет не только каждого дизайнера, но и элитного потребителя.
Тренд на цвет: миф или реальность?
Разговор о цвете никогда не перестанет быть актуальным, это тема вечная. В рамках ColorMix 2025 была проведена целая конференция, посвященная проблемам палитры в интерьере.
Мнения дизайнеров, а теперь и декораторов-художников порой прямо противоположны: от подчинения жесткой логике и правилам — до полного отрицания закономерностей и трендов.
Цветом занимаются много веков, разрабатываются разные модели, появляются целые институты цвета. Но единого сценария нет, потому что цвет остается субъективным понятием и всегда на повестке самых горячих споров.
Один из гостей выставки, известный дизайнер, архитектор и ведущий Марат Ка и вовсе отрицает правила. Нет такой науки колористики! Есть физика и ее раздел оптика, посвященный свету.
«Цвет — очень сложная вещь, — рассуждает Марат. — И в отличие от музыкального звука, который [есть] математическое понятие, он не поддается алгоритму. Цвет — это субъективный взгляд, точнее, не цвет — наше восприятие цвета. И у каждого оно абсолютно разное, потому что мы принадлежим к разным физиологическим группам, у нас разное детство, у нас разных интеллектуальный уровень, образование, культурный пласт. Это очень субъективно, цвета как такового нет. Женщины воспринимают цвет намного лучше, намного тоньше, это связано с их физиологией, с более развитым мозгом».
Наверно, именно поэтому Марат предлагает при выборе главного заказчика опираться на прекрасную половину: «Интерьер надо делать для женщины», — считает архитектор.
Что же предлагают сегодня решить с цветом? Рекомендации две: ориентируйтесь на вкус и насмотренность. И, конечно… пробуйте на практике!
От теории к практике: «Пилите, Шура, пилите!»
Для этого и проводились мастер-классы: показать интересные техники, научить работать с конкретным материалом и показать его технологические особенности, раскрыть секреты той или иной техники нанесения.
В живом общении тоже решались проблемы насущные. Например, мастера-декораторы обсуждали вопросы подготовки поверхности под те или иные варианты декоративного оформления. Где еще встретишь так много единомышленников!
И даже на форуме в основном поднимались чисто практические проблемы. Например, когда мастеру-декоратору лучше работать напрямую с дизайнером и брать на себя дополнительный функционал, а когда оставаться ремесленником и сотрудничать с прорабами. И тот, и другой тип работы востребован на рынке, но необходимо понимать все плюсы и минусы решений.
Не менее острым остается и вопрос о том, какие проблемы возникают в коммуникации между мастером-декоратором и дизайнером. Например, владелец студии дизайнер Сергей Орехов, имея определенную согласованную идею, ожидает от мастеров творческих решений и осознанности в работе, а не слепого копирования образцу.
Однако и другие перехлесты, например не вовремя случившиеся душевные терзания и утраченное вдохновение, не должны стать проблемой на пути реализации творческой задачи. Лучше стабильность и не так гениально, чем гениально, но через год.
Ранимые обидчивые люди в сфере декораторского мастерства — тоже неудобно. Относитесь терпимее к критике, господа! «Я художник, я так вижу» — не всегда уместно, ведь заказчик может видеть совсем не так! Поэтому не надо обижаться, что не оценили ваше творчество, а попросили исправить.
В любом случае, конечная цель любого ремонта — это решение определенной задачи, поэтому все индивидуальные потуги и экстравагантные «оригинальности» должны стать вишенкой на торте, а не сплошной головной болью дизайнера и заказчика.
Декораторы — главные герои
Как сказал в одном из своих интервью Марат Ка, «счастье наше: никакой искусственный интеллект не сможет прочистить унитаз или покрасить правильно потолок!»
С этим, конечно, уже хочется поспорить: пробить унитаз робот сможет через пару-тройку лет, это запросто. Однако творческие задачи и полет фантазии остается пока прерогативой Человека.
Но краеугольная проблема любого мастера — собственное продвижение. Мало владеть технологиями и быть талантом, нужно, чтобы о тебе услышали.
Сегодня сложно зацепить партнера простым постом или объявлением — слишком велик поток информации. Кратчайший путь к коллаборации лежит через личное общение. Выставки и шоу-события, подобные ColorMix, дают бесконечный простор для коммуникаций и заявки о себе.
Покажи свой шедевр — и тебя точно заметят! Ведь в профессии декоратора покорить индивидуальностью проще всего.
Прямо на глазах изумленной публики рождались оригинальные работы. Некоторые из них оставили неизгладимое впечатление. Вот он — кратчайший путь к успеху!
«Битва декораторов»
Шоу проходит не в первый раз, и в этом году оценивали участников в том числе победители прошлых лет. Члены жюри максимально прозрачно оценивали работы двенадцати участников и прямо со сцены объявляли свое решение.
Оценивались:
- техника исполнения,
- оригинальность идеи,
- использование материалов
- и соответствие современным тенденциям в отрасли.
Судейская коллегия, состоящая из ведущих специалистов отрасли, отметила высокий уровень мастерства «бойцов» и разнообразие представленных техник. В финале победители и участники были награждены на главной сцене форума.
Приз зрительских симпатий отправился в Беларусь:
А победителем «Битвы декораторов» стал проект Риваля Хасанова (DECORLAB, Санкт-Петербург):
ColorMix 2025 вновь заявил о себе как о значимом событии для профессионалов в области отделки и дизайна интерьеров. Здесь и обмен опытом, и инновации, и, конечно — плодотворная площадка для продвижения.
Не пропустите важное, подписывайтесь на наши каналы:
Telegram Pinterest YouTube RuTube ВКонтакте
Всегда поможем подобрать декоративное покрытие для вашего ремонта. Ждем в салонах Piterra!
#colormix2025
#декоративныепокрытия
#дизайнинтерьера
#трендыдизайнаинтерьера
#sanmarito