Найти в Дзене
История и культура Евразии

История Узбекистана / 4 / После арабов / Экономика Мавераннахра

Мавераннахр в IX-XII веках был регионом с высокоразвитым сельским хозяйством, которое являлось основой его благосостояния. Выращивали разнообразные культуры: пшеницу, рис, ячмень, просо, хлопчатник (называемый «белым золотом»), лён и коноплю. Последние три культуры давали не только волокна, но и масло из семян. Кунжут, особенно в Хорезме, также служил источником масла. Широко возделывали бобовые – чечевицу, горох и маш. Поля окружали сады с обильным урожаем фруктов и овощей, а дыни считались визитной карточкой региона. Географ аль-Истахри отмечал самодостаточность Мавераннахра, способного обеспечить своих жителей всем необходимым. В Фергане добывали нефть, преимущественно использовавшуюся для зажигательных снарядов. В этот период наблюдался расцвет культуры и науки. После освобождения от Арабского халифата и образования независимых государств, особенно при династии Саманидов, Бухара и Самарканд стали центрами науки и культуры. Хотя арабский язык имел важное значение в богосло
Оглавление

Мавераннахр в IX-XII веках был регионом с высокоразвитым сельским хозяйством, которое являлось основой его благосостояния. Выращивали разнообразные культуры: пшеницу, рис, ячмень, просо, хлопчатник (называемый «белым золотом»), лён и коноплю. Последние три культуры давали не только волокна, но и масло из семян. Кунжут, особенно в Хорезме, также служил источником масла. Широко возделывали бобовые – чечевицу, горох и маш. Поля окружали сады с обильным урожаем фруктов и овощей, а дыни считались визитной карточкой региона. Географ аль-Истахри отмечал самодостаточность Мавераннахра, способного обеспечить своих жителей всем необходимым. В Фергане добывали нефть, преимущественно использовавшуюся для зажигательных снарядов.

В этот период наблюдался расцвет культуры и науки. После освобождения от Арабского халифата и образования независимых государств, особенно при династии Саманидов, Бухара и Самарканд стали центрами науки и культуры. Хотя арабский язык имел важное значение в богословии и науке, основное население говорило на согдийском и хорезмийском языках. Развивался фарсидари, ставший литературным и государственным языком. Арабский алфавит был принят в качестве основы письменности. Появились литературные произведения и научные труды. Саманиды покровительствовали литературе, наукам, искусству и архитектуре. Открывались медресе, где изучали богословие, право, математику, астрономию, географию, логику и медицину. Выпускники медресе пользовались огромным авторитетом. В городах действовали книжные базары. Бухара имела знаменитую государственную библиотеку, описанную Ибн Синой.

Развитие городов и градостроительства было тесно связано с сельским хозяйством и торговлей. Города Мавераннахра и Хорасана в IX-XIII веках пережили небывалый расцвет. После активности урбанизации и миграции сельского населения в городские центры, развивались ремесла и торговля. Архитектура расцветала, строили медресе, мечети, мавзолеи и библиотеки. Развивались народные промыслы и прикладное искусство.

Селение Зандана, расположенное неподалеку от Бухары, было знаменитым центром текстильного производства в Средней Азии. Уже в I веке нашей эры уйгуры переняли шелководство у китайцев, и это ремесло распространилось по Средней Азии. Хотя большая часть среднеазиатского шелка уступала по качеству китайскому, в некоторых местах, включая Зандану, производились ткани высочайшего качества.

Зандана славилась своими шелковыми и хлопчатобумажными тканями, которые называли "занданачи". По свидетельству историка Наршахи, эти ткани были высококачественными и производились в больших количествах. Их вывозили во многие регионы, включая Ирак, Персию (Фарс, Кирман), Индию и другие. Занданачи ценились настолько высоко, что знатные вельможи и правители предпочитали шить из них одежду, платя за неё цену, равную цене парчи. Название "занданачи" (или "зендень" в русских хрониках) со временем стало использоваться как общее название для многих видов среднеазиатских тканей.

Археологические находки подтверждают высокое качество и широкое распространение занданачи. Фрагменты этих богато орнаментированных шелковых тканей были найдены в музеях Западной Европы. Согдийские надписи на некоторых из них помогли установить их происхождение из селения Зандана. Исследования показали, что занданачи представляли собой оригинальную шёлковую ткань, экспортировавшуюся не только на запад и юг, но и в Китай. Известно, что в 718-719 годах в Китай был отправлен из Бухары дар императору, включавший в себя эти ткани, которые упоминались как парча.

Самаркандская бумага: улучшение китайского изобретения

Китайская бумага имело недостаток: она была рыхлой, тушь проступала на обратную сторону, и бумага часто рвалась. В Самарканде, в период правления Саманидов, мастера значительно усовершенствовали технологию производства. Они создали более плотную бумагу, позволяющую писать с обеих сторон. Это улучшение качества позволило создавать богато украшенные рукописные книги, некоторые из которых сохранились до наших дней.

Высокое качество самаркандской бумаги сделало её эталоном на долгие века, при этом стоит отметить, что в то время бумага была очень дорогим товаром, несмотря на это, её охотно покупали, так как папирус и пергамент были ещё дороже и менее удобны в использовании.

Различные виды самаркандской бумаги ценились по-разному. "Когози абришемий" – бумага, изготовленная из шелка, считалась более ценной, чем бумага "нимкатоний", в производстве которой использовались шелк и кенаф (Кенаф, он же гибискус коноплевый – однолетнее травянистое растение, прядильная культура) в равных пропорциях.

Улучшение технологии заключалось не только в повышении плотности, но и, вероятно, в использовании различных видов сырья, что позволило самаркандским мастерам производить бумагу более высокого качества по сравнению с китайской. Распространение бумаги по Великому шелковому пути способствовало обмену технологиями и дальнейшему совершенствованию производства бумаги в разных регионах. Использование таких материалов как хлопок, позволило снизить себестоимость производства, делая бумагу более доступной. В то же время, самаркандская бумага благодаря своему качеству, долгое время оставалась эталоном.

Железо

В окрестностях поселений Минк и Марсманда добывалась железная руда в больших количествах, которые местные кузнецы не могли переработать. Избыток железа экспортировался в Фергану, которая впоследствии стала значительным центром производства оружия и различных скобяных изделий.

Это указывает на развитую металлургию и кузнечное дело в Ферганской долине. Высокий спрос на железо способствовал развитию специализированного производства в Фергане. Возможно, существовали и другие факторы, такие как наличие квалифицированной рабочей силы, доступ к другим необходимым ресурсам, и благоприятное географическое положение, способствовавшие превращению Ферганы в центр металлообработки. Экспорт железной руды из Минка и Марсманды в Фергану демонстрирует существование торговых связей и специализацию регионов в Узбекистане.

Торговля

Караванная торговля при Саманидах (IX-X вв.) претерпела значительные изменения. Если ранее караваны перевозили преимущественно дорогостоящие и лёгкие товары класса "люкс", то в период правления Саманидов ассортимент значительно расширился. Теперь караваны доставляли товары первой необходимости: продукты питания, сырьё, скот, кожу, сахарный тростник, хлопок, бересту, лекарственные растения и многое другое. В числе привозных товаров упоминаются кора для дубления кож и лесные орехи. Этот сдвиг указывает на то, что торговля стала более прибыльным и безопасным занятием, охватывая более широкий сегмент потребителей.

Расширение ассортимента было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, усиление торговых связей с различными регионами, включая Юго-Восточную Европу, Кавказ, Иран, Монголию и Китай. Во-вторых, изменение торговых путей. Из-за напряжённых отношений между халифатом и Хазарским каганатом, торговый путь из Ирана и Ирака в Булгар, проходивший через Кавказ и Хазарию, был заблокирован. В результате, караваны стали использовать обходной маршрут через Мавераннахр и Хорасан. Булгары поставляли в Халифат кожу, бересту, коров и овец. В-третьих, развитие системы меновой торговли, в которой денежные расчеты использовались только для компенсации разницы в стоимости товаров. Крупные города имели развитую сеть меняльных контор, выполнявших функции примитивной банковской системы. Купцы могли оставлять деньги в одной конторе и получать их в другой, не перевозя большие суммы наличных.

География торговли Саманидов была обширной. Самарканд и Бухара стали важнейшими торговыми центрами, связанными с Великим шёлковым путём. Из Средней Азии экспортировались хлопчатобумажные и шёлковые ткани, рис, сухофрукты, сахар, а также товары из Китая и Индии. Из Булгара в Среднюю Азию поступали меха, мёд, воск, древесина и пенька. Торговля не ограничивалась только товарами: караваны перевозили ремесленников, людей искусства, дипломатов, и даже невест. Саманиды активно поддерживали торговлю, строя караван-сараи, обеспечивающие комфортное пребывание купцов и безопасность караванов. В городах процветали рынки и базары, где можно было приобрести товары со всех концов торгового пути. Развитие караванной торговли способствовало не только экономическому процветанию, но и культурному обмену между различными регионами. Однако, стоит отметить, что одновременно с легальной торговлей, процветала работорговля, в которой Бухара и Хива играли значительную роль. Тюркские рабы поступали из Центральной Азии, Сибири, а также с берегов Волги и Дона.

Ричард Дэдд. Караван-сарай в Миласе в Малой Азии. 1845
Ричард Дэдд. Караван-сарай в Миласе в Малой Азии. 1845

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, может подпиской! Впереди, на канале, много интересного! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!