Найти в Дзене

"Evil or live". Часть 1.

Что ж, пойдем по вопросам, заданным в первой статье цикла по аниме "Evil or live". Можно ли решить проблему интернет-зависимости жестокими ограничениями и наказаниями за них? Если бы все было так просто, и ответом стало однозначное "нет", то на протяжении истории и в современных реалиях не было попыток создания учебных заведений, подобных тому, что показали в этом аниме. Действие может происходить в Китае, Южной Корее или Японии. Данное аниме произведено студией "Haoliners Animation League", её головной офис находится в Китае (Шанхай), дочерние компании располагаются в двух других упомянутых странах. Идея сюжета навеяна неоконфуцианскими мотивами, однако извращенными неверным пониманием того, как сделать из ребёнка образованного и ответственного за свои поступки человека и современными реалиями. Первые три минуты первой серии некий голос произносит отрывки и цитирует строки из фундаментального труда "Троесловие", написанного в 13 веке на базе учения великого китайского философа Конфуц

Что ж, пойдем по вопросам, заданным в первой статье цикла по аниме "Evil or live".

Можно ли решить проблему интернет-зависимости жестокими ограничениями и наказаниями за них? Если бы все было так просто, и ответом стало однозначное "нет", то на протяжении истории и в современных реалиях не было попыток создания учебных заведений, подобных тому, что показали в этом аниме.

Действие может происходить в Китае, Южной Корее или Японии. Данное аниме произведено студией "Haoliners Animation League", её головной офис находится в Китае (Шанхай), дочерние компании располагаются в двух других упомянутых странах. Идея сюжета навеяна неоконфуцианскими мотивами, однако извращенными неверным пониманием того, как сделать из ребёнка образованного и ответственного за свои поступки человека и современными реалиями.

-2

Первые три минуты первой серии некий голос произносит отрывки и цитирует строки из фундаментального труда "Троесловие", написанного в 13 веке на базе учения великого китайского философа Конфуция одним из его далеких потомков. На фоне звучит хор детских голосов, которые произносят это же все в виде заученных прокламаций. Это реальная практика, имевшая место быть, а где-то, вполне вероятно, происходящая до сих пор. Так дети постигают понятия о необходимости встроится в жесткую иерархию, в которой они должны подчиняться родителям и учителям и заботиться о младших, становясь для них примером.

Подробнее об этом тексте и отдельные отрывки из них с пояснениями вы можете прочитать вот на этом ресурсе.

-3

В прологе упоминаются полулегендарные имена из китайского эпоса, а фоном идут кадры реальной хроники, сюрреалистичные пейзажи, последующие фрагменты сериала и кадры залипательной видеоигры на ПК, в которую кто-то исступленно играет. Весь посыл пролога в целом настраивает на идею, которая кажется большинству взрослых героев основополагающей: дети отбились от рук, ускользают из вертикали общественных отношений, проводя время за компьютерными стрелялками, и их необходимо поставить на место.

-4

Далее мы видим, что проблему интернет-зависимости среди подростков взрослые этой вселенной решают радикально: стремятся отдать свое чадо на поруки в элитную школу закрытого типа. На деле это школа нечто среднее между исправителтной колонией для несовершеннолетних и армией. Подростки разделены на группы и отряды, ходят строем, мальчики обриты наголо, девочки - нет, но все носят строгую униформу, обязаны придерживаться строгого распорядка дня, рано утром должны привести спальные места в идеальное состояние. Подавляющее большинство времени они проводят, выполняя изнурительные физические упражнения на огромном футбольном поле, занимаясь строевой подготовкой. Всей физической частью в этой школе распоряжается на вид суровый и жестокий инструктор Шиан, в чьём подчинении есть группа младших инструкторов (так и хотелось написать офицеров). Между новичками, обычными членами групп, лидером группы, инструкторами, главным инструктором Шианом и директором школы существует строжайшая иерархия, и лишь немногим позволено выходить за её пределы. Любое нарушение строго карается.

-5

Ах, да, главная фишка этого своеобразного учебного заведения: там полностью запрещено использование мобильных телефонов, разнообразных ПК и интернета. Считается, что внутри этого заведения, подростки как раз проходят лечение от интернет-зависимости. Но на деле все оказывается таким же, как в подобных местах в реальности там, где процветает коррупция и непотизм: сотовыми пользуется персонал, некоторые школьники, которые или "стучат" на однокашников, или обладают какими-то особенными сведениями и на короткой ноге с администрацией колонии, или являются родственниками или протеже директора и инспекторов.

Вот наиболее жестокий инструктор из молодых заранее поджидает бестолковых геймеров, которые пришли затусить в компьютерный клуб, а попали в облаву.
Вот наиболее жестокий инструктор из молодых заранее поджидает бестолковых геймеров, которые пришли затусить в компьютерный клуб, а попали в облаву.

Казалось бы, в таком заведении, где все построено на унижении личности детей, рукоприкладстве инспекторов, отсутствии жалости и снисхождения, не может возникнуть никакого исцеляющего эффекта. Интернет-зависимости, если и удастся избежать, то только потому, что за время нахождения в подобном учреждении, воля подростков и самостоятельность мышления начисто ломаются, и в мир выходит уже обезличенный винтик системы общественных отношений, построенных на патриархальный принципах и жесткой веркальной соподчинённости. Но дело оказывается даже не в этом. Конечно, порядки в этой спецшколе стоят жесточайшие, и морально слабому человеку, как и тому, кто вообще не отличается каким-то уровнем физподготовке, пребывание в ней покажется невыносимым.

Один из наиболее ярких и символичных кадров, мелькающий несколько раз в течение первой серии. В ней видно и встроенность в жесткую вертикальную систему, и удушении живой мысли в человеке.
Один из наиболее ярких и символичных кадров, мелькающий несколько раз в течение первой серии. В ней видно и встроенность в жесткую вертикальную систему, и удушении живой мысли в человеке.

Однако не все в той школе так ужасно и нацелено лишь на ломание человека и его воли, а отдельные уроки, которые следуют из изнурительный тренировок инструктора Шиана, имеют свой смысл и способны принести серьезные плоды, если понять их правильно. Дело же прежде всего в том, что на кого надо правила по лишению мобильной связи и интернета не распространяются или отдельным подросткам разрешено временное использование телефона за опреденнные услуги и денежное вознаграждение, которые тоже непонятно как получены ими. В такой системе изначально правильные, хоть и жесткие, моральные ценности, начинают разъедаться попустительством и цинизмом самой же администрации, которой всё происходящее явно выгодно, а связь с внешним миром для подавляющего большинства сведена к нулю. Поэтому, если бы подобной проблемы в подобном учреждении не существовало, возможно, хоть оно и имеет другие темные стороны, в нем можно было добиться того, что школьники осознали бы свои ментальные нарушения из-за интернет-зависимости и готовились бы выйти через несколько лет в мир осознанными и признавшими свои ошибки людьми. Но, когда в школе процветает культура насилия, доносительства, стравливания школьников между собой, жестокого унижения слабых и использование телефонов только ограниченному кругу лиц, причем не за какие-то заслуги, а как раз за готовность идти на сделку с совестью и с администрацией, это все рубит на корню саму идею о частном элитном заведении, где за школьников готовы взяться неравнодушные взрослые и подать им пример правильного поведения и жизни в обществе.