2020-е релевантны для кино именно тем, как ловко забытые всеми жанры реинкарнируются в совершенно новых для себя оболочках: рядом с отточенными боевиками и обновлёнными хоррорами теперь готовы встать ромкомы - сентиментальные любовные комедии, восхваляющие чувства между молодыми возлюбленными. Но едва ли в плеяду типичнейших правил ромкомов вписывается Селин Сон - относительно новое имя в индустрии, чьи дебютные "Прошлые жизни" двухлетней давности открыли публике взгляд на обратную сторону утопии, фантазии о несбывшемся прошлом и горечь об утрате взаимности. Как и Нора, героиня Греты Ли, Селин переехала в Соединённые Штаты и открылась новому: её второй полнометражный фильм - социальная комедия (лишь отчасти) в американских тонах, с американскими звёздами первой величины под боком, действия которой происходят в известнейшем американском мегаполисе. "Материалистка" тут же отправилась исследовать утончённую натуру любви на улицах мировой столицы капитализма
Люси (Дакота Джонсон) - высокопрофессиональный брачный агент (сваха, на нашем языке), на счету которой уже восемь удачных браков. Для подбора потенциальных партнёров своим клиентам Люси исходит из их общественных и внешних требований, продекларированных модой и трендами современности, но сама при этом же остаётся убеждённой холостячкой. Один романтический вечер изменит всё: на свадьбе своей последней клиентки прямо за столом для одиноких девушка знакомится с симпатичным и очень богатым братом жениха - зовут его Гарри (Педро Паскаль), и тот намерен добиться сердца понравившейся во что бы то ни стало. Здесь же официантом работает бывший Люси - неудачливый актёр Джон (Крис Эванс), которого за эти несколько лет жизнь помотала сильнее прежнего: герой по-прежнему живёт в съёмной квартире с неадекватными руммейтами, цепляется за любую дешёвую работу и отчаянно желает вырваться с общественных периферий на самый верх. Вопреки убеждениям, Люси придётся выбирать между роскошью и бедностью - очаровательным богачом и неудачливым артистом третьего пошиба
Вселенная "Материалистки" не разделяется на чёрное и белое, здесь всё как в жизни: дейтинг-приложения переполнены потенциальными партнёрами, весь Нью-Йорк забит счастливыми парочками, а брачное агентство Люси берёт внушительную денежную сумму за помощь в выборе. Селин Сон не впервой нарушать постулаты любовных историй: только если в "Прошлых жизнях" постановщица сталкивала бывших влюблённых с отягощающим настоящим, где есть свои обязанности и обстоятельства, то в "Материалистке" балом правят половые стереотипы и завышенные требования. Конечно, изначально Селин высмеивает все претензии и к мужчинам, и к женщинам, но чем дальше в лес заходят поиски Люси, тем больше постановщица начинает задумываться - а в правильном ли направлении движется институт брака?
Клиентов у Люси очень много, и требования каждого рискуют подорвать самооценку любого зрителя: женщины недовольны низким ростом мужчин (разница всего в пять сантиметров между 175 и 180 - слишком принципиальная), их лысеющими головами и малым размером денежного кошелька, мужчины - возрастом (столь же принципиальная разница между 27 и 30 годами) и лишним весом. Это не антиутопия или сатира на устройство свиданий в двадцать первом веке - лишь констатация печально известного факта: анкеты в дейтинг-приложениях превратились в товары на магазинных полках, которые оценивают исключительно по внешним параметрам. И с возрастом ситуация никак не исправляется, если даже не наоборот - холостые мужчины и женщины становятся более меркантильными и придирчивыми к любым мелочам. Пусть и всё ещё опасаются смерти в одиночестве
Впрочем, одно сходство с ромкомами двадцатилетней давности в "Материалистке" есть - здесь романтизируются те самые бабочки в животе при контакте с объектом своего интереса. Поэтому выбор героини Дакоты Джонсон превращается в послойное исследование всех душевных и физических компонентов: богатство против бедности, роскошные апартаменты против грязной квартирки на первом этаже, свидания в элитных ресторанах против встреч в захолустных забегаловках, материальное против духовного. В оценивании не отказывается себе и сама Селин Сон, прямо перечисляя все "грин флаги" героя Педро Паскаля - он невероятно красив и обворожителен, вдобавок - верен, добр и компромиссен. С другой же стороны есть персонаж Криса Эванса - несчастный бывший Люси с разбитым сердцем, что хочет предложить девушке нечто большее, чем финансовое обогащение. Сложнейший выбор сделает лишь сильнейший, хоть и все сюжетные крючки кричат уже с порога, кому решится распахнуть душу квалифицированная сваха
В мире, где романтические отношения давно превратились во взаимовыгодное партнёрство, а мужской/женский интерес определяют лишь черты вашего лица и строение вашего тела, Селин Сон необычайно сентиментальна и кротка, как и своя дебютная версия из "Прошлых жизней". Любовь стала письменным отчётом и простой формальностью, однако всё ещё не канула в небытие: постановщица надеется, что происходящий в 2020-х парадокс - временное явление, и рано или поздно люди вспомнят традиции своих предков, начнут вглядываться не только в карманы или в лицо, но и в душу. Не зря целых два раза Селин отсылается на каменный век - первый в истории человечества брак был заключён в лесной среде между романтичными пещерными людьми. Современное общество предлагает намного больше альтернатив: зачем брать на прокат городской велосипед, если можно позволить люксовый автомобиль?
Этому пессимизму Селин Сон и противопоставляет самую детскую невинность, где балом правят человеческие чувства и эмоции. Со временем Люси задаётся насущными вопросами о собственной деятельности, а разрыв между двумя ухажёрами оказывается слишком велик - предпочтение можно отдать и первому, и второму, хоть избалованное общество и подталкивает её к одному единственному варианту. Тем "Материалистка" и примечательна, что её оболочка (как и внешний вид галантных красавцев из "Тиндера") намеренно водит зрителя за нос - никакой это не традиционный ромком, а самая настоящая социальная драма, где на повестку дня поднимается вопрос отношений и их деградации (такой ли деградации на самом деле?) в пользу выгодного сотрудничества. Не зря говорят, что миллениалы (в будущем к ним присоединятся и зумеры) - самое одинокое поколение
Звучит излишне депрессивно, но Селин Сон до последнего не отчаивается и презентует искренность и верность в отношениях со своей героиней. В мире всё ещё можно найти чистую и неопороченную любовь, которой будет всё равно на ваши физические недостатки. Эпоха социальных сетей и коротких роликов с наставлениями от лицемерных психологинь сломали мораль, но чувства сильнее - проверку временем они прошли гораздо раньше, ещё несколько тысячелетий тому назад. В нутре "Материалистки" зиждется тёплое чувство уюта и комфорта, она подчёркивает, что каждый рано или поздно столкнётся со своей судьбой - в самом неожиданном месте, в самое неожиданное время. Так что свайпните анкету вправо - попробуйте пойти на контакт, не стоит бояться открытых и душевных людей. Этот жизненный урок нам и даёт постановщица, и ей действительно стоит верить: как может быть иначе, если Селин сразу же оценивает Педро Паскаля на 10/10? Счастье не за горами, как бы в этом нас не попыталась переубедить фальшивая система дейтингов
Стараниями "Вольги", в российском прокате - с 19-го июня