Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов в селе Моногарово Зарайского района была построена в XVIII столетии в имении каширских помещиков Хотяинцевых. История храма связана с именем великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. В детские годы в соседнем сельце Даровое он проводил лето в скромном имении родителей. В 1839 году в ограде Духовского храма в Моногарово был похоронен отец писателя отставной штаб-лекарь Михаил Андреевич Достоевский.
В романе Достоевского "Подросток" есть отрывок, который часто связывают с реальными воспоминаниями писателя о своем детстве и подмосковном имении родителей в Каширском уезде:
Помню еще около дома огромные деревья, липы… а вас, мама, помню ясно только в одном мгновении, когда меня в тамошней церкви раз причащали и вы приподняли меня принять дары и поцеловать чашу, это летом было, и голубь пролетел насквозь через купол, из окна в окно…
Первая приходская церковь соседних деревень Моногарово, Дарового, Черемошни стояла в другом месте - на Нечаевском погосте, примерно в двух километрах от нынешнего храма. Это был деревянный Покровский храм. К 1763 году он уже сильно обветшал, и помещик Василий Иовлевич Хотяинцев начал строить новую каменную церковь уже поближе к своему дому в деревне Моногарово. Новый храм посвятили Сошествию Святого Духа на Апостолов, но в память о старой церкви один из приделов освятили как Покровский.
Младший брат писателя Андрей Достоевский вспоминал, что в урочище Нечаевский погост на месте разобранной Покровской церкви в 1830-е годы еще стояла заброшенная часовня. Часовня была открыта, и братья Достоевские однажды забрались внутрь, сняли со стен иконы и устроили игру в крестный ход.
Отец писателя Михаил Андреевич Достоевский был врачом в московской больнице у Марьиной рощи, которая тогда называлась "Мариинской больницей для бедных". Эта больница сохранились и действует до настоящего времени, она расположена в районе метро Достоевская. В служебной квартире отца при больнице и родился Федор Достоевский.
В 1831 году Михаил Андреевич приобрел на имя жены небольшое подмосковное имение Ивана Петровича Хотяинцева в Каширском уезде - сельцо Даровое. После сделки Достоевские поехали к Иверской иконе Божией Матери и отслужили благодарственный молебен. Однако все с самого начала пошло не так: Михаил Андреевич поехал первый раз в Даровое и забыл документы. Он спохватился уже на выезде из Москвы, и вынужден был вернуться домой. А это считалось плохой приметой.
Вскоре после покупки Дарового крестьянин по имени Архип в Страстную пятницу решил зажарить кабана у себя во дворе. Вдруг сильный ветер перекинул огонь на избу крестьянина, а от нее огонь перекинулся и на барскую усадьбу и остальные крестьянские дома. Сам Архип погиб в пожаре. Достоевские узнали о несчастье только на третий день Пасхи. Михаил Андреевич помог крестьянам отстроиться вновь, выдал каждому на восстановление дворов необходимые средства. Так покупка имения обернулась сразу же большими убытками. Заново пришлось строить и собственный дом.
Сельцо Даровое находилось между владениями семьи Хотяинцевых, родоначальник которых обосновался в этих местах еще с конца XVI столетия. Соседним селом Моногарово в 1830-х годах владел отставной майор Павел Петрович Хотяинцев, а деревней Черемошня – его двоюродный брат Александр Иванович Хотяинцев. Почти сразу же после покупки Дарового началась судебная тяжба и земельный спор с Павлом Хотяинцевым. Однако Достоевских и Хотяинцевых объединял храм Сошествия Святого Духа, в приход которого входило Даровое.
Мать писателя Мария Федоровна писала супругу Михаилу Андреевичу в 1835 году следующее:
«Я, друг мой, запировалась у Хотяинцевых в Духов день, от обедни затащили меня с детьми обедать».
В 1830-х годах духовенство моногаровского храма мало отличалось по укладу жизни от крестьян: священнослужители много работали на земле. В 1880-х годах настоятель церкви Сошествия Святого Духа по фамилии Преферансов, однако выглядел уже, по воспоминаниям брата писателя, "совершенным джентльменом". Впоследствии одна из племянниц Достоевского вышла замуж за сына священника Преферансова.
В 1839 году прежний священник моногаровской церкви Григорий Алексеев стал участником в загадочной истории гибели отца писателя Михаила Андреевича. После ранней смерти супруги Марии Федоровны отец писателя подал в отставку и переселился из московской квартиры при больнице в деревню Даровое. На тот момент Михаилу Андреевичу было около 50 лет.
Однажды Михаил Андреевич заметил отсутствие на полевых работах четверых крестьян, которые то ли на самом деле заболели, то ли притворялись. Вспыльчивый в последние годы помещик сел в повозку и велел кучеру гнать к этим мужикам в Черемошню, чтобы "вылечить" их палкой. Дальнейшие события брат писателя описывал так:
Отец вспылил и начал очень кричать на крестьян. Один из них, более дерзкий, ответил на этот крик сильной грубостью и вслед за этим, убоявшись последствий этой грубости, крикнул: "Ребята, карачун ему!" И с этими возгласами крестьяне числом 15 человек накинулись на отца и в одно мгновение, конечно, покончили с ним.
Кучер вывез едва живого Михаила Андреевича в поле и направился в церковь в Моногарово за священником. Помещик еще дышал, священник Григорий Алексеев принял "глухую" исповедь, и вскоре Михаил Андреевич скончался. Священник не выдал крестьян, и выставил дело так, будто помещик умер от припадка, которые у него иногда действительно случались.
В 1926-м году литературовед Вера Степановна Нечаева приезжала в Даровое, чтобы выяснить, что же на самом деле стало причиной смерти отца Достоевского. Нечаева записала слова девяностолетнего старика Макарова. Они в целом подтверждали версию семьи Достоевских:
Барин был строгий... Чермашинские мужики задумали с ним кончить. Петровками, о сю пору, навоз мужики возили. Солнце уж высоко стояло, барин спрашивает, все ли выехали на работу. Ему говорят, что из Чермашни четверо не поехало, сказались больными. "Вот я их вылечу" – велел дрожки заложить. А у него палка вот какая была...Мужики бросились, рот барину заткнули...Потом вывезли, свалив в поле, на дороге из Чермашни в Даровое.
Кроме того, Нечаева обнаружила в тогда уже заброшенном храме Сошествия Святого Духа старые церковные документы. В исповедных ведомостях за 1839 год был странный пробел – в год смерти помещика М. А. Достоевского никто из жителей деревни Черемошня не исповедовался и не причащался. А ведь хотя бы раз в год было принято обязательно говеть...
Место могилы отца Достоевского в ограде церкви в Моногарово не сохранилось. В 2005 году был установлен новый крест и мемориальная плита, но это лишь условное место. Сын помещика Андрей Михайлович Достоевский писал в дневнике:
Отец похоронен в церковной ограде. На могиле его лежит камень без всякой надписи, и могила окружена деревянною решеткою, довольно ветхою. Надо будет озаботиться возобновить ограду.
После Михаила Андреевича Даровое унаследовала сестра писателя Вера Михайловна. Она вышла замуж за врача Александра Иванова. Нового хозяина крестьяне полюбили, и считали, в отличие от прежнего, добрым. В 1877 году на обратном пути из Мирополья в Петербург Достоевский сделал остановку в Москве и оттуда впервые за много лет решил отправиться в Даровое - к местам детства. Он гостил у сестры Веры двое суток, заходил в избы мужиков, своих сверстников, с которыми играл в детстве.
Некоторые детские воспоминания навеяли мотивы последнего романа "Братья Карамазовы". В частности в роман попала соседняя деревня "Чермошня". В советские годы в Черемошне работала учителем в школе племянница Достоевского – Ольга Александровна Иванова.
С 1918 года в усадебном домике в Даровом проживала другая племянница писателя Мария Александровна Иванова. Тогда над усадьбой нависла угроза исчезновения. Племянница писателя делала все, чтобы здание, построенное в 1832 году, стало музеем. Однако крестьяне неоднократно пытались выселить Иванову из домика. Они требовали если не выселить, то хотя бы "уплотнить" дом бывшей помещицы. Наконец, в части комнат разместили избу-читальню. Престарелая Мария Иванова продолжала доживать свой век за дощатой перегородкой в этом же доме:
Ни одно собрание в избе-читальне не заканчивалось мирно. Драки, стрельба из револьверов и страшно накурено
Местный колхоз имени Ф. М. Достоевского после кончины Ивановой в 1929 году принял решение завести в бывшем усадебном доме детские ясли. В дальнейшем в доме находилась сельская библиотека. Примерно в те же годы закрыли и церковь Сошествия Святого Духа в селе Моногарово. В основном помещении храма устроили склад, а в алтаре - магазин.
С 1980-х годов усадебный дом в Даровом и церковь в Моногарово многие годы были заброшены. Особенно удручающим было состояние полуразвалившейся церкви. Профессор кафедры литературы коломенского гуманитарного университета Владимир Викторович вспоминал свои первые впечатления от увиденного в Даровом в те годы:
Когда я съездил туда, меня поразила заброшенность этого памятного места. В усадьбе нас встретили три совенка, которые сидели на ветке прямо около дома-флигеля Достоевских. Совы не живут там, где люди – это был знак дикого и необитаемого места. Однако, с другой стороны, сова считается символом мудрости, и мы увидели в этом тоже особенный знак.
С 2003 года под руководством Владимира Викторовича в Даровом проводился студенческий лагерь, участники которого помогали поддерживать парк и усадебные постройки, а также привлекали внимание к этому забытому уголку Подмосковья. В 2021 году отмечалось 200-летие Достоевского, а спустя два года завершилась полная реставрация усадьбы в Даровом и церкви Сошествия Святого Духа в Моногарово.