Как знаменитый Иоганн Себастьян Бах может быть связан с российским дворянством? Конечно же, через музыку. Одно из своих музыкальных произведений великий композитор написал по заказу российского посла в Саксонии Германа Карла фон Кейзерлинга. Сегодня поговорим с вами о необычной истории этих мелодий и о том, какое влияние они оказали на мировую культуру.
Барон Кейзерлинг был представителем курляндских дворян. Именно его семья помогла Эрнсту Бирону поступить на службу ко двору тогда еще вдовствующей герцогини, а позже русской императрицы Анны Иоанновны. При ее восшествии на престол Герман Карл был отправлен в Москву с поздравлениями как представитель всего курлянского земства. Гонец был осыпан милостями и получил должность вице-президента Юстиц-коллегии эстляндских и лифляндских дел, а в 1733 году стал президентом Академии наук и художеств. Свою должность Кейзерлинг оставил уже в следующем году, так как получил назначение за границу.
Барон отправился в Польшу, где только что был избран король Август III. Там посланник сумел склонить монарха и множество вельмож на свою сторону, за что получил чин тайного советника. Именно благодаря его усилиям Польша признала право курляндских дворян (а Курляндия тогда находилась в вассальной зависимости от Речи Посполитой) на свободное избрание своего герцога, и вскоре это место занял уже знакомый нам Бирон. Но век Бирона был не долог, а с его падением пошатнулось положение и самого Кейзерлинга: сначала он получил отставку, позже стал зависим от нового посла Михаила Бестужева-Рюмина, но быстро вернул утраченное доверие и вновь возглавил русское посольство при дворе Августа.
В этот временной отрезок и произошло знакомство Кейзерлинга с Бахом. Барон быстро стал другом баховской семьи: его дочь Юлиана Луиза училась у Вильгельма Фридемана Баха в Дрездене, а сам Кейзерлинг был крестным отцом одного из баховских внуков. Посол также помог занять Баху пост придворного композитора в Саксонии и вскоре обратился к нему с интересной просьбой. Сообщается, что у барона был недуг - он очень страдал бессонницей. Виной тому были тяжелые мысли, которые никак не давали расслабиться и спокойно уснуть. Дипломат вывез из Гданьска в Дрезден и поселил в соседней со своей спальней юного виртуоза Иоганна Готлиба Гольдберга, талант которого приметил незадолго до этого. Считается, что музыкант брал уроки у Иоганна и Вильгельма (старшего сына) Бахов, к которым часто приезжал, сопровождая Кейзерлинга.
По заказу посла Иоганном Бахом был написан цикл из арии и тридцати вариаций, отличающихся чистотой и душевной гармонией. Созданы они были, исходя из исполнительских возможностей Гольдберга, так как именно ему предстояло музицировать по ночам, чтобы Кейзерлинг мог наконец расслабиться и мирно уснуть. По фамилии исполнителя и были названы эти вариации, навсегда войдя в историю как «Гольберговские». Хотя выражение это появилось уже позднее, сам Бах никогда их так не называл.
Как говорили биографы, вариации Кейзерлингу никогда не надоедали. Он без лишней скромности называл их своими и бессонными ночами из раза в раз просил Гольдберга «исполнить одну из его вариаций».
Стоит оговориться, что документальных подтверждений эта версия не имеет, однако именно она чаще всего передавалась из уст в уста, что стала самой что ни на есть официальной. Впервые они появилась на страницах биографии Баха, написанной в 1802 году Иоганном Николаусом Форкелем:
«Граф часто хворал, и всякий раз, когда его одолевало какое-нибудь недомогание, страдал бессонницей. Гольдберг, живший у него в доме, должен был в таких случаях находиться ночью в соседней комнате и что-нибудь играть ему, дабы отвлечь его от недугов. Как-то раз граф сказал Баху, что хотел бы получить для своего Гольдберга какие-нибудь приятные клавирные пьесы, достаточно бодрые по характеру, чтоб они могли скрасить его бессонные ночи. Бах решил, что тут, пожалуй, лучше всего подойдут вариации, хотя до сих пор считал, что это дело неблагодарное — его не устраивала неизменность гармонической основы; тем не менее, эти вариации, как и всё, что он создавал в то время, получились у него великолепными: это одно из образцовых произведений музыкального искусства. Следует сказать, что им создан единственный образец такого рода. Граф называл этот цикл своими вариациями. Он никак не мог ими насладиться, и долго ещё, как только у него начиналась бессонница, он, бывало, говорил: „Любезный Гольдберг, сыграй-ка мне какую-нибудь из моих вариаций“. Бах, наверное, никогда не получал ни за одну работу такого вознаграждения, как за эту. Граф преподнёс ему золотой кубок, наполненной сотней луидоров. Но художественная ценность этих вариаций так велика, что даже если бы подарок графа был в тысячу раз дороже, этому дару всё равно было бы далеко до их действительной стоимости».
При этом споры были.
Современные ученые указывают, что на титульном листе оригинального издания вариаций нет никакого посвящения Кейзерлингу, хотя того требовали традиции времени и что Бах обычно делал без исключений.
Также смущает возраст Гольдберга на момент написания мелодий. Юному дарованию тогда было всего 14 лет. Неужели смог бы такой юный музыкант справиться со столь виртуозным произведением, которое до сих пор под силу лишь единицам? Но, с другой стороны, разве мир не знает примеров молодых, но в то же время необычайно талантливых исполнителей, которые способны переиграть (во всех смыслах этого слова) уже опытных и состоявшихся творцов? Так и Гольдберг поражал слушателей своей виртуозной игрой с ранних лет, а также мог играть по нотам, поставленным вверх ногами или вообще с закрытыми глазами.
Наконец, уже после смерти Баха в его поместье так и не была найдена золотая чаша, которую якобы подарил ему российский посланник.
Самая большая проблема в том, что Форкель, биограф Баха, описавший эту историю, не мог быть ее свидетелем, так как родился только в 1749 году. Всю информацию он черпал с рассказов сыновей композитора. И все же, несмотря на все несостыковки, именно об этой версии происхождения произведения упоминают чаще и увереннее всего.
Согласно другой же, Бах действительно преподнес Кейзерлингу вариации, когда узнал, что тот мучается от бессонницы, но не по его заказу. Есть предположение, что они явились лишь финальной частью общей концепции «Клавирных упражнений». Тогда стоит говорить, что настоящим адресатом вариаций являлся саксонский курфюрст Фридрих Август II, а Бах таким образом хотел показать, что не просто так претендовал на место придворного композитора. В подтверждение этому приводят аргумент, что целая группа вариаций по своему звучанию имеет черты полонеза - польского танца.
Также некоторые исследователи пришли к выводу, что вариации могли быть созданы не для юного Гольдберга, а для Вильгельма Фридемана Баха, который к тому времени был уже взрослым музыкантом. Но у этой версии еще меньше достойных обоснований.
Немного расскажу и о структуре произведения. Цикл начинается и оканчивается арией, за которой следует 30 вариаций, каждая третья из них является каноном с постоянно растущим интервалом от унисона до ноны. Самим Бахом на титульной странице указан клавесин, хотя исполняется цикл и на других инструментах, в том числе на фортепиано (хотя технически это гораздо сложнее).
Все вариации написаны в соль мажоре, кроме вариаций 15, 21 и 25, которые написаны в соль миноре. В конце вариаций Бах написал Aria da Capo e fine, что означает, что исполнитель должен вернуться к началу и сыграть арию ещё раз, прежде чем завершить произведение. Кстати, «Гольберговские вариации» - это самое длинное клавирное произведение, опубликованное в эпоху барокко, и, по выражению Букофцера, оно «подытоживает всю историю барочных вариаций».
Сам Бах никогда не указывал, что брал за источник своих вариаций, но исследователи пришли ко мнению, что вдохновлением послужили немецкие народные песни.
«Гольдберговские вариации» были впервые опубликованы еще при жизни автора, в 1741 году, что было довольно необычно для произведений Баха. Издателем был друг композитора Бальтазар Шмид. Вариации были напечатаны с использованием гравюра на медных пластинах, ноты были написаны собственноручно издателем. На сегодняшний день сохранилось 19 экземпляров этого издания. Самый ценный из них был обнаружен в 1974 году в Страсбурге и ныне хранится в Национальной библиотеке Франции.
А что же с культурным влиянием «Гольдберговских вариаций»?
Как я уже указала в названии статьи, именно это произведение является любимым у Ганнибала Лектера. Так что в фильме «Молчание ягнят» мы с вами можем услышать музыку Баха.
Строки о «Гольдберговских вариациях» можно найти и в романе Джона Фаулза «Коллекционер»: «Ох, эта музыка. Вариации Гольдберга. Там есть одна мелодия, в самом конце, в очень медленном темпе, очень простая и печальная, но такая щемяще прекрасная — невозможно передать ни словом, ни рисунком, ничем иным, только самой музыкой, такой удивительно красивой в лунном свете».
«Гольберговскими вариациями» назвал свою пьесу венгерский режиссер Джордж Табори, также используя в ней мелодии в качестве фоновой музыки. Встречается это название и в одном из эпизодов сериала «Секретные материалы».
«Гольдберговские вариации» были неоднократно переработаны многими исполнителями. Итальянский композитор Ферруччо Бузони, например, создал сильно измененную транскрипцию их для фортепиано. Приложили свою руку к адаптации произведений под себя и десятки других мастеров, причем встречаются различные варианты вплоть до наших дней. Пианист Викингур Олафссон назвал вариации «Величайшим в истории клавишным произведением» и сказал, что они «похожи на жизненный цикл».
Наконец, какая же судьба ждала всех героев сегодняшнего рассказа?
Биография Иоганна Баха, признанного мастера, довольно популярна. Он вошел в историю как автор тысячи музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени кроме оперы. Он продолжал создавать музыку до самых последних дней своей жизни, даже когда зрение уже стало его подводить. В последние годы Бах диктовал сочинения своему зятю, а тот записывал. После двух неудачных операций композитор окончательно ослеп. Неожиданное прозрение вернулось к нему 18 июля 1750 года, но уже вечером у него случился удар. 28 июля великого мастера не стало. Баха похоронили в Лейпциге, а его наследие остается с нами до сих пор. Использовали (и используют по сей день) баховские произведения и другие музыканты. Например, вариации на тему Диабелли Бетховена были вдохновлены именно «Гольберговскими вариациями».
Кейзерлинг в 1746 году был назначен посланником в Берлин, но позже вернулся к сансконско-польскому двору. Перемещаясь по другим европейским странам в качестве официального российского представителя, он продолжал яро отстаивать интересы Российской империи. В 1762 году он стал одним из главных советников взошедшей на престол Екатерины II по делам иностранной политики. Государыня очень ценила его опыт и переписывалась с ним чаще других своих приближенных. Скончался Кейзерлинг в 1764 году, а Екатерина II в письме его сыну выразила полное одобрение всем действиям и произведенным расходам посла. Потомки его обосновались в Восточной Пруссии.
Гольдберг же с 1751 года и до конца своей жизни находился на службе у польского графа Генриха фон Брюля. Умер он довольно рано, всего в 29 лет, от туберкулеза. С 2006 года в Гданьске проводится Гольдберговский фестиваль, представляющий наиболее интересные интерпретации старинной музыки на оригинальных инструментах.