Найти в Дзене
Аркив

О мнимой деградации современного искусства

Форма в современном искусстве действительно стала проще. Хотя те же Рэй Кляйн, Никола Самори, Фабио Виале… Ай Вэйвэй (с его 100 млн. выполненных вручную фарфоровых семян) и сотни других художников явно выбиваются из этой парадигмы. В любом случае. Многие из нас считают, что проще — значит хуже. По определению. Но вообще-то, пока мы не сгорели в ядерной войне, упрощение редко равно регрессу. Чаще оно — следствие чрезмерности и невозможности новых усложнений. Ну банально: разве отказ от метровых париков, фижм и килограммов пудры — это деградация? Смена избыточного рококо на строгий ампир — это регресс? А переход от громоздких державинских од к легкому пушкинскому слогу — точно шаг назад?
[Помнится история Луизы Брукс, звезды немого кино. — Когда зрители впервые увидели её на экране, они были возмущены и просили вернуть деньги за билеты. Им казалось, что Брукс пуста и не играет, что она ничего не делает. Люди искренне не понимали, на что им, собственно, смотреть? И тем не менее «бездарна

Форма в современном искусстве действительно стала проще.

Хотя те же Рэй Кляйн, Никола Самори, Фабио Виале… Ай Вэйвэй (с его 100 млн. выполненных вручную фарфоровых семян) и сотни других художников явно выбиваются из этой парадигмы.

В любом случае. Многие из нас считают, что проще — значит хуже. По определению. Но вообще-то, пока мы не сгорели в ядерной войне, упрощение редко равно регрессу.

Чаще оно — следствие чрезмерности и невозможности новых усложнений.

Ну банально: разве отказ от метровых париков, фижм и килограммов пудры — это деградация? Смена избыточного рококо на строгий ампир — это регресс? А переход от громоздких державинских од к легкому пушкинскому слогу — точно шаг назад?

[Помнится история Луизы Брукс, звезды немого кино. — Когда зрители впервые увидели её на экране, они были возмущены и просили вернуть деньги за билеты. Им казалось, что Брукс пуста и не играет, что она ничего не делает. Люди искренне не понимали, на что им, собственно, смотреть? И тем не менее «бездарная» Брукс вошла в историю. Спросите: «Каким образом?» — Дело в том, что зрителю эры немого кино был привычен театральный стиль игры. Со всей его напыщенностью и гипетрофированностью. Актёры тоже не понимали специфику крупных планов, учились у театра и играли «для галёрки». А Брукс одной из первых осознала эту проблему и отказалась переигрывать, задав тон натуралистичного, естественного присутствия актёра перед кинокамерой.]

Но окей. Вернёмся к теме. — Допустим, сегодня мы решили, что не было последних 130 лет искусства... Куда в таком случае мы поведём живопись? — К запредельному натурализму, неотличимому от фото? — Но ведь есть постановочная фотография. К чему нам усложнённое производство максимально натуралистичной картинки? Зачем писать книгу от руки, когда есть печатный станок? К тому же, современное искусство уже создало гипер- и фотореализм, которые наполнены гораздо большей осмысленностью за счёт своих интересных постмодернистских концептов (отдельная тема для разговора, в которую я сейчас не хочу углубляться).

Ральф Гоингс. "Любимец Америки" (1989). Один из ярких примеров направления фотореализм.
Ральф Гоингс. "Любимец Америки" (1989). Один из ярких примеров направления фотореализм.

Или другой вариант? — Может, мы сохраним «передвижнеческую» форму, но будем говорить про сегодня, про актуальное? — Ну лично я сомневаюсь, что в 21 веке есть достойный спектр ещё не затронутых передвижниками или соцреалистами тем. Или нас устроит простая смена декораций? То есть то же самое, но в домах от ПИК и без красных галстуков на шее?

Но разве это не стагнация?

Извините, что так коротко и без каких-то серьёзных выводов. Просто рассуждаю и даю вам повод поразмыслить со мной.

С нетерпением жду в комментариях.

Для проявления душевной щедрости, которая очень поможет моему блогу (заранее большое спасибо):

Тинькофф 2200 7004 6266 6024

Друзья, я стараюсь делать полезный и интересный контент. Если вам он понравился, не поленитесь и поддержите публикацию лайком и комментарием. Это очень важно: только от вас зависит продвижение материалов на Дзен!

Ай Вэйвэй. "Семена подсолнечника" (2010). Те самые 100 млн. выполненных вручную фарфоровых семян.
Ай Вэйвэй. "Семена подсолнечника" (2010). Те самые 100 млн. выполненных вручную фарфоровых семян.