Найти в Дзене
Фонтан искусства

Арканджело Корелли: трудолюбивый и обаятельный итальянец, создатель жанра Concerto grosso.

Арканджело Корелли - итальянский скрипач и композитор, один из крупнейших мастеров эпохи барокко. Создатель сольного концертного стиля скрипичной музыки. В творческом наследии Корелли — свыше 80 сочинений (в основном для струнных). Оказал своим творчеством огромное влияние на европейскую инструментальную музыку XVIII века. Портрет Арканджело Корелли. Художник Хью Говард. Биография Родился 17 февраля 1653 году в древнем городке Фузиньяно в Нижней Романье, недалеко от Болоньи. Семья имела маленький участок земли и считались в городе интеллигентами. Арканджело был пятым ребёнком в семье. В раннем детстве увлёкся игрой на скрипке благодаря местному скрипачу из собора. Скрипичной игре учился у Дж. Бруньоли, а уроки по композиции получал у певца папской капеллы Симонелли. В Болонье Корелли получает школьную художественную базу, развивает талант как скрипач и композитор. Уже в 17 лет поступает в Болонскую Филармоническую Академию, а в 19 лет отправляется учится в Париж совершенствовать скри
Оглавление

Арканджело Корелли - итальянский скрипач и композитор, один из крупнейших мастеров эпохи барокко. Создатель сольного концертного стиля скрипичной музыки. В творческом наследии Корелли — свыше 80 сочинений (в основном для струнных). Оказал своим творчеством огромное влияние на европейскую инструментальную музыку XVIII века.

Портрет  Арканджело Корелли. Художник Хью Говард.
Портрет Арканджело Корелли. Художник Хью Говард.

Биография

Родился 17 февраля 1653 году в древнем городке Фузиньяно в Нижней Романье, недалеко от Болоньи. Семья имела маленький участок земли и считались в городе интеллигентами. Арканджело был пятым ребёнком в семье. В раннем детстве увлёкся игрой на скрипке благодаря местному скрипачу из собора. Скрипичной игре учился у Дж. Бруньоли, а уроки по композиции получал у певца папской капеллы Симонелли. В Болонье Корелли получает школьную художественную базу, развивает талант как скрипач и композитор. Уже в 17 лет поступает в Болонскую Филармоническую Академию, а в 19 лет отправляется учится в Париж совершенствовать скрипичную игру, но разочаровывается.

Вид на Фузиньяно. Иллюстрированный атлас. Автор Корси Франческо.
Вид на Фузиньяно. Иллюстрированный атлас. Автор Корси Франческо.

Затем некоторое время служит при дворе курфюрста в Мюнхене. В 1681 году возвращается в Италию в Рим. Прошёл путь от второго скрипача в театральном ансамбле, до капельмейстера церковных концертов.

Арканджело Корелли и Маттео Форнари играют на скрипке. Фрагмент рисунка Кристофа Шора, изображающего музыкальный ансамбль на представлении 1687 года на площади Испании.
Арканджело Корелли и Маттео Форнари играют на скрипке. Фрагмент рисунка Кристофа Шора, изображающего музыкальный ансамбль на представлении 1687 года на площади Испании.

В 47 лет Корелли вступает в "Аркадскую Академию" - в неё входили мыслители, философы и поэты.  В Академии Корелли сотрудничает и дружит с Генделем, Скарлатти, Пасквини. По обычаю, участникам академии давали псевдоним - Корелли прозвали "поющим смычком Олимпийцем".

Хранитель Академии Аркадии. Рим.
Хранитель Академии Аркадии. Рим.

В 1684 году Корелли поступает на службу как скрипач, руководитель капеллы и организатор музыкальных концертов к меценатам - кардиналам Панфили и Оттобони и работает там до смерти в 1713 . Композитору повезло, потому что кардиналы были страстными любителями музыки и ценили Корелли. Меценаты оказывали Корелли большую поддержку: давали полную творческую свободу, дали возможность создать первоклассный ансамбль, в состав которого входило более 30 музыкантов.

Потрет Кардинал Пьетро Оттобони (1667-1740). Художник Франческо Тревизани (1656–1746).
Потрет Кардинал Пьетро Оттобони (1667-1740). Художник Франческо Тревизани (1656–1746).

Детали к портрету Корелли

  • Имел гордый и независимый нрав.
  • Коллекционер и знаток живописи: имел более 130 картин, таких художников как Пуссен, Брейгель.
  • Основатель римской скрипичной школы.
  • При жизни Корелли получил признание у знатоков и широкой публики как композитор, скрипач и дирижёр.
  • Был полиглотом.
  • Ходил в чёрных одеждах.
  • Вёл жизнь скромного труженика.
  • В 56 лет Корелли испытывал меланхолию и перестал выступать публично. 
  • В отличие от Баха и Вивальди, музыка Корелли никогда не была забытой.
  • Бюст Корелли с надгробия стоит в галерее Капитолия, где собраны бюсты знаменитых итальянцев.

Творчество

Корелли-композитор - это сочетание гармоничного совершенства формы и итальянского темперамента. Творчество получило единодушное признание ещё при жизни композитора.
Сочинения Корелли: 48 трио-сонат, 12 сольных, 13 церковных с органом и 13 сонат с чембало. Свыше 80-и произведений! Жемчужиной собрания сольных скрипичных сонат Корелли является «Фолия» - двадцать три вариации на тему народного танца испано-португальского происхождения. Также стоит отметить, что сонаты отходят от церкви и становятся вполне светскими - заменяет аккомпанемент органа на клавесин. Сонаты ещё при жизни композитора приобрели популярность в странах Европы и широко исполнялись. И конечно, 12 Сoncerto grosso, написанные в последние годы жизни композитора. Они считаются одной из самых ярких музыкальных страниц в инструментальной музыке начала XVIII века.

Титульный лист «Больших концертов» Арканджело Корелли.1714.
Титульный лист «Больших концертов» Арканджело Корелли.1714.

Корелли — основатель итальянской скрипичной школы. К ней принадлежали такие музыканты как П.Локателли, Ф.Джеминиани, Дж.Сомис. Воздействие Корелли было велико как на современников, так и на последующие поколениях музыкантов: Дж.Тартини и Вивальди в Италии, Куперен и Леклер во Франции, Гендель, Бах и Телеман в Германии.

Заслуга Корелли-исполнителя в том, что он заставил Европу слушать скрипку и дал развитие скрипичному концерту. Его игра на скрипке была изящной и артистически обаятельной. Техника была подчинена художественному замыслу произведения. Штриховая основа - деташе, легато и их комбинации и использовал гриф в пределах трёх позиций. Играл глубоким, мягким и певучем звуком.

До нас дошли свидетельства современников Корелли как о дирижёре: оркестр в плане ансамбля звучал у него идеально по строю, штрихам и динамике, звук был выразительным и благородным.

Музыка:

Альбом Corelli: La Folia

Альбом The Best of Corelli

Альбом Corelli : Concerti Grossi

Альбом Corelli: Christmas Concerto

А какое ваше любимое произведение Корелли?

Благодарю за прочтение!

Если статья понравилась - ставьте 👍😉

Комментируйте - напишите слова поддержки каналу! 📝

Чтобы видеть новые публикации - подписывайтесь на Дзен канал "Фонтан искусства"!

Читайте также:

Жизненный путь Вивальди как музыканта в эпоху Барокко: кем был этот итальянский рыжеволосый священник?
Фонтан искусства6 июня
Что Никколо Паганини сочинил для скрипки в 25 лет и прославился на весь мир? Какие факты были в биографии знаменитого скрипача?
Фонтан искусства8 июня
Феликс Мендельсон-Бартольди.
Фонтан искусства5 июля
Джованни Баттиста Виотти. Экстраординарный скрипач-виртуоз эпохи классицизма.
Фонтан искусства18 октября