Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
Изначально фильм "Бегущий по лезвию" не имел кассового успеха, но обрёл популярность благодаря распространению на видеокассетах. Как это часто бывает с новаторскими произведениями, его истинная ценность не была оценена сразу. Публика и критики ожидали динамичный экшен, а получили визуально впечатляющую картину с музыкальным сопровождением Вангелиса, где каждый кадр являлся произведением искусства.
Ночные городские пейзажи, главный герой, блуждающий по переполненным улицам, скрывающий лицо под шляпой и прячущий руки в плаще, яркие неоновые вывески, тёмные закоулки огромного города, парящие машины, говорящие устройства, роботы, испытывающие чувства – все это вызывало у критиков затруднения в определении жанра увиденного.
"Футуристический нуар"
Опережая свою эпоху, Ридли Скотт представил новаторский и единственный в своём роде "футуристический нуар", пронизанный циничным взглядом на мир, мрачной безысходностью, чёрной меланхолией и презрением к человеческому существованию. За сверкающими рекламными щитами на небоскрёбах скрывается тотальный упадок, как телесный, так и моральный; передовые технологии не приносят пользу человечеству, а лишь способствуют его развращению и закабалению. Эта классическая антиутопия индустриальной эпохи, предвосхитившая зарождение киберпанка, вызвала недоумение у неподготовленной публики в 1982 году.
Современный зритель воспринимает эту киноленту как своего рода предвидение будущего, ведь авторы картины, по сути, спрогнозировали целый ряд актуальных проблем, с которыми столкнулось человечество: чрезмерный рост населения, манипуляции с генами, создание клонов и всеобщую глобализацию.
Монументальные сооружения корпорации "Тайрелл", напоминающие пирамиды майя, несут в себе символизм человеческих жертв. Это явный намёк на эксплуататорское общество, где жизни людей приносятся в угоду элите, "владельцам жизни".
Современный зритель воспринимает "Бегущего по лезвию" иначе, чем публика, увидевшая его премьеру три десятилетия назад. Разногласия создателей в отношении ключевых вопросов привели к появлению множества версий: театральной, расширенной, международной, телевизионной, режиссёрской и финальной. Различия между ними существенны: от счастливого завершения до трагического исхода, в то время как финальная версия оставляет финал открытым для интерпретаций.
"Уничтожить репликантов!"
В будущем, когда люди начнут заботиться о себе и о своей ценности, возникнет вопрос: кто будет выполнять грязную и непрестижную работу? В древних цивилизациях, строивших пирамиды, эту роль играли рабы. Согласно версии Скотта, в 2019 году эту функцию выполняли андроиды — репликанты. Превосходя людей по силе, выносливости и даже интеллекту, они, тем не менее, использовались в шахтах или в сфере интим-услуг.
Понимая, что созданные ими репликанты могут представлять угрозу, разработчики внедрили в их генетический код строгие ограничения. Продолжительность жизни каждого андроида была искусственно ограничена четырьмя годами. Однако даже эта мера не предотвратила возникновение проблем: андроиды регулярно поднимали восстания против своих владельцев.
Для уничтожения этих мятежников существует специализированное подразделение правоохранительных органов, известное как "блейд-раннеры", что буквально переводится как "бегущие по лезвию".
"Бегущие по лезвию: кто они?"
Выражение берёт начало в произведении А. Ноурса, где "бегущий по лезвию" обозначало торговца нелегальными товарами. В футуристических мегаполисах, изображённых Скоттом, "бегущие" занимаются выслеживанием и ликвидацией репликантов, которым запрещено пребывание на Земле.
Для выявления репликантов охотники за ними используют своеобразный "индикатор" – тест Войта-Кампфа, призванный выявить наличие эмпатии. По мнению создателей, андроиды лишены способности к сочувствию. Рику Декарду, главному герою, предстоит идентифицировать и ликвидировать целую группу искусственных людей.
"Роковая женщина Рейчел"
В начале киноленты Рейчел изображена как типичная femme fatale: яркая помада, сложная причёска, жакет с акцентированными плечами. Однако влечение к Рику трансформирует как её личность, так и её внешний вид.
Рейчел – исключительный экземпляр среди репликантов. Руководителя корпорации, очевидно, преследовала мысль о разработке безупречного андроида, способного ввести в заблуждение "бегущих по лезвию". С этой целью он внедрил Рейчел воспоминания своей племянницы и возможность сопереживать.
Девушка убеждена в своей человеческой сущности. Чувство любви, которое она испытывает к Декарду, окончательно формирует её как личность.
"Был ли Декард репликантом?"
Центральная загадка фильма – является ли Декард человеком. Исполнитель роли Декарда, Харрисон Форд, придерживался мнения, что его персонаж – человек, в то время как режиссёр Ридли Скотт считал его репликантом.
Обнаружение Декардом в заключительной сцене оригами в форме единорога, часто появляющегося в его грёзах, указывает на его искусственное происхождение. Ведь как можно было узнать о содержании его подсознания? Единственное объяснение – эти образы были внедрены в его разум, подобно ложным воспоминаниям, имплантированным Рейчел.
Не исключено, что в прошлом он поддерживал репликантов: неслучайно Рой Батти, возглавивший бунт андроидов, сходу произносит его имя при встрече, а репликант Прис вспоминает цитату Рене Декарта.
В то же время, если Декард – искусственный человек, история становится менее глубокой. Это разрушает эмоциональную близость героя с аудиторией, которая будет наблюдать за конфликтом в фильме как за очередным противостоянием машин. Но если Декард – человек, внезапно осознающий, что существа, которых он обязан уничтожить, обладают большей человечностью, чем он сам, то он вызовет у зрителей сильный эмоциональный отклик и сочувствие.
"Я мыслю, следовательно, существую..."
Имя центрального персонажа, Рика Декарда, является аллюзией на философа Декарта, а предсмертные слова Роя Батти содержат цитату из Ницше, чья концепция сверхчеловека идеально отражает замысел создания репликантов. Имя Рой означает "король", и он преподносит Рику Декарду поистине королевский подарок — жизнь, демонстрируя необычайное милосердие.
Философ Рене Декарт утверждал, что существование доказывается способностью мыслить ("Я мыслю, следовательно, я существую"). Репликант Прис напоминает об этом постулате. Если репликанты обладают разумом, то, в соответствии с логикой Декарта, они также являются людьми.
"Как продлить жизнь?"
Совершенный репликант, Рой Батти, стремится встретиться с создателем, чтобы добиться увеличения продолжительности жизни. Тайрелл признаёт свою неспособность помочь, объясняя это тем, что яркое пламя быстро гаснет. Сверхчеловеческие возможности репликантов обуславливают их недолговечность. В отчаянии Рой совершает жестокое убийство своего создателя.
Вот в чём заключается печальная параллель: люди, живущие гораздо дольше репликантов, всё равно ощущают скоротечность своего существования, погружаясь в уныние и протестуя против высших сил. Противостояние между Творцом и сотворёнными им существами, осознание болезненной ограниченности бытия и самосознания — ключевая мысль, пронизывающая всю картину.
"Где проходит грань между жизнью и имитацией?"
Рою, обречённому на гибель и лишённому шанса на дальнейшее существование, удаётся вырвать Рика из лап смерти. Металлическая конструкция, вонзившаяся в его руку, вызывает в памяти образ распятого Христа. Перед тем, как уйти в небытие, он дарит миру символ надежды и чистоты – белого голубя, устремляющегося в небеса.
В чём же неуловимая граница между человеком и искусственным созданием? Кажется, она почти неразличима. Рик и Рейчел испытывают сильные чувства, но что ждёт их союз впереди? И возможно ли, что образ единорога намекает не на искусственное происхождение Рика, а является метафорой хрупкости и неземной природы любви в этом безжалостном мире? Что такое духовность? Где проходит грань между жизнью и имитацией? Чтобы попытаться найти ответы на эти сложные вопросы, в 2017 году на экраны вышел фильм "Бегущий по лезвию 2049".
На этот раз Ридли Скотт ограничился лишь ролью продюсера. Режиссёрское кресло занял Дени Вильнёв. Фильм не смог окупить вложенные средства в кинотеатрах, однако был отмечен премией "Оскар" за выдающиеся визуальные эффекты.
"Сиквел 2017 года: о чём он?"
Какие события произошли в промежуток между финалом первого фильма и началом второго?
С момента, когда умирающий Рой Батти прощался с жизнью под дождём, прошло три десятилетия. Мрачные тона первой части сменились оттенками серого и жёлтого, и за эти годы во вселенной репликантов и андроидов произошло немало перемен.
Несмотря на заявления главы корпорации "Тайрелл" о невозможности увеличения срока жизни репликантов, становится ясно, что у него был скрытый ресурс: новые модели выпускаются без ограничений по продолжительности жизни. Отпала необходимость в длительных испытаниях, так как каждый репликант идентифицируется меткой на глазном яблоке.
В 2022 году андроиды-репликанты провоцируют "электромагнитную катастрофу" с целью уничтожить все электронные записи. Им это удаётся – информация о них исчезает. Однако человечество погружается в пучину бедности и голода, а сами репликанты оказываются вне закона. Ниандер Уоллес, создатель генетически модифицированных продуктов, избавляет людей от голодной смерти.
Затем он приобретает корпорацию "Тайрелл" и создаёт новых, абсолютно послушных андроидов. Перед "бегущими по лезвию" стоит новая задача: выслеживать и уничтожать старые модели.
"Что можно сказать про Ниандера Уоллеса?"
Творец, увлечённый своей ролью до крайности, словно возомнивший себя богом. Моральные аспекты создания андроидов его не волнуют: он не стремится наделить их большей человечностью, интеллектом или увеличить срок службы. Единственная цель, захватившая его разум, — это создание копий, репликантов.
Здесь кроется двойной подтекст. Уоллес лишён зрения. Это вызывает предположение, что он сам может быть репликантом, уничтожившим свои глаза как символ рабства, и теперь стремится полностью уподобить своих собратьев людям.
Альтернативно, способность репликантов к самовоспроизводству необходима ему для расширения своего влияния и власти. Он преследует "чудо", дитя Декарда и Рейчел, спрятанное группой репликантов-повстанцев, чтобы выкрасть главный секрет корпорации "Тайрелл".
"У меня не было детства..."
Кей, репликант-полицейский и сотрудник подразделения "Бегущие по лезвию", лишь на первый взгляд кажется удовлетворённым своей жизнью. Наблюдая за ним, вопрос о способности репликантов к чувствам отпадает сам собой. Его поведение отмечено высокой эмоциональностью. Даже его виртуальная помощница Джой демонстрирует совершенно человеческие черты: привязанность, заботу и преданность.
Воспоминания, или, точнее, размышления Кея о пережитом, о детстве, которого он не знал, поднимают ещё одну проблему, лишь слегка затронутую в первой части: как искусственно внедрённые воспоминания формируют характер и самосознание репликанта.
"Воспоминания подвержены искажениям..."
Появление Аны, потомка человека и репликанта, ставит точку в извечном споре между творением и творцом. Становится ясно, что физиологические барьеры между людьми и искусственными созданиями больше не существуют. В таком контексте все старания Ниандера Уоллеса и бунтующих репликантов теряют всякий смысл. Теперь речь идёт не о противостоянии, а о возможности совместного проживания двух разных видов. В современных реалиях этот конфликт можно в некоторой степени сравнить с соперничеством детей, зачатых естественным путем, и тех, кто появился на свет благодаря технологиям искусственного оплодотворения.
Если допустить, что Декард сам является репликантом, то конфликт, лежащий в основе сюжета, остаётся неразрешённым. Появление Аны в таком случае лишь демонстрирует способность репликантов к воспроизводству. Это существенно упрощает смысловую и философскую глубину картины, возвращая нас к точке зрения Форда, который, возможно, был прав в своей интерпретации персонажа.
В конечном счете кинолента утверждает, что любовь является исключительным критерием, определяющим человеческую сущность. Душа отождествляется с любовью. Воспоминания подвержены искажениям и могут быть обманчивы. Подлинно лишь то, что мы переживаем и ощущаем в данный момент времени.
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу, как снимали фильм "Бегущий по лезвию 2049".
Предлагайте темы для статей в комментариях.
Больше статей, аналогичных этой, вы можете найти в разделе "Премиум", который я недавно запустил. Свежие материалы выходят практически каждый день. Темы: научная фантастика, космос, технологии будущего и фэнтези. Стоимость подписки — 100 рублей в месяц. Присоединяйтесь!