Найти в Дзене
Status Table Tennis

«Профессиональный спорт — это колоссальный труд» — Полина Михайлова

Одна из самых узнаваемых защитниц России, участница Олимпийских игр в Рио и Токио, многолетний лидер национальной сборной, чемпионка России и трехкратный призер чемпионатов Европы — Полина Михайлова рассказала нам о ярких моментах своей карьеры, Франции и планах на будущее. STATUS: Полина, расскажи, с чего всё началось: как ты пришла в настольный теннис? Ты с самого начала играла в защите? Полина: В теннис я пришла в восемь лет — меня привела мама. Первые полтора года играла два раза в неделю. Потом у нас сменился зал, и я попала в секцию к Екатерине Кудяковой. Кажется, это был её первый набор. С ней я начала тренироваться больше. Естественно, ни о каких двух тренировках в неделю уже речи быть не могло. До 11–12 лет (сейчас точно уже не вспомню) я играла в нападении — всегда, но шипами слева. Даже на своем первом чемпионате России играла в атакующем стиле и заняла пятое место. В нашей секции также работал Валентин Николаевич Морозов (к сожалению, его недавно не стало). Именно он вперв

Одна из самых узнаваемых защитниц России, участница Олимпийских игр в Рио и Токио, многолетний лидер национальной сборной, чемпионка России и трехкратный призер чемпионатов Европы — Полина Михайлова рассказала нам о ярких моментах своей карьеры, Франции и планах на будущее.

STATUS: Полина, расскажи, с чего всё началось: как ты пришла в настольный теннис? Ты с самого начала играла в защите?

Полина: В теннис я пришла в восемь лет — меня привела мама. Первые полтора года играла два раза в неделю. Потом у нас сменился зал, и я попала в секцию к Екатерине Кудяковой. Кажется, это был её первый набор.

С ней я начала тренироваться больше. Естественно, ни о каких двух тренировках в неделю уже речи быть не могло.

До 11–12 лет (сейчас точно уже не вспомню) я играла в нападении — всегда, но шипами слева. Даже на своем первом чемпионате России играла в атакующем стиле и заняла пятое место.

В нашей секции также работал Валентин Николаевич Морозов (к сожалению, его недавно не стало). Именно он впервые увидел во мне защитницу. Правда, по каким критериям — не знаю. И предложил моей маме и тренеру перевести меня в защиту.

С этого момента Екатерина Кудякова и Валентин Николаевич начали работать со мной уже как с защитницей.

Именно они, по сути, привили мне любовь к теннису и зародили мысли о том, чтобы заниматься этим видом спорта профессионально.

STATUS: Как ты считаешь, за счет чего тебе удалось дорасти сначала до юниорской сборной России и далее до национальной сборной?

Полина: За счет чего конкретно — не знаю… Тут много факторов.

Во-первых, трудолюбие: я действительно много и упорно тренировалась. Меня было сложно выгнать из зала.

Во-вторых, я попала к людям, которые по-настоящему любили настольный теннис и очень много времени проводили со мной.

Есть и доля везения — иногда просто нужно удачно сыграть в нужный момент.

Ну и, конечно, С. Г. Лешев. Именно он придумал для меня очень сложную и нестандартную игру — и заставил меня воплотить её.

Это защита с короткими шипами, атака и слева, и справа, смена вращений и так далее.

Долгое время никто не верил, что из этого что-то выйдет. И ему, и мне говорили: «Так играть нельзя. И не нужно».

STATUS: В каком возрасте ты дебютировала за национальную сборную? Помнишь ли тот момент — волнение, атмосферу, первые матчи?

Полина: Если брать юниоров, помню свою первую Европу по кадетам — первый выезд за границу, в Италию, в город Терни.

Тогда Мария Долгих выиграла, а я заняла третье место. Помню, как играл гимн и как я ревела.

Из взрослой национальной сборной, наверное, сильнее всего запомнился чемпионат Европы в Санкт-Петербурге, где в первом круге я обыграла очень сильную на тот момент китаянку Wu Jiaduo. Это была большая сенсация. Но во втором круге я проиграла защитнице Joanna Parker.

С этого момента меня стали постоянно привлекать в сборную. И много лет всё шло волнообразно — «качели». Уже не вспомню, сколько матчей с игроками из топ-10, топ-20, топ-30 я вела: 3:0, 5:0, 3:3 и 10:6, 3:3 и 9:2 — и всё равно проигрывала.

Что касается эмоций — в первый раз было не страшно. Было здорово: играть и выиграть в Санкт-Петербурге у сильного соперника, почувствовать поддержку заполненных трибун и всё, что с этим связано.

А страшно и волнительно стало потом — когда понимаешь, что можешь больше. Когда осознаешь, что все этого от тебя ждут. И когда ты снова ведешь уйму очков — и снова проигрываешь, из раза в раз.

STATUS: У тебя в активе — бронза чемпионатов Европы и в команде, и в личке. Расскажи об этих турнирах: что запомнилось больше всего? Какие были соперники, ощущения, эмоции?

Полина: Екатеринбург — это было что-то нереальное.

На тот момент в моей игре уже появилась стабильность, было много хороших побед, но, безусловно, медаль в личке оставалась только мечтой.

С самого начала командного турнира, буквально с первого матча, я почувствовала, что нахожусь в невероятной форме. Видимо, всё сошлось: мячи, столы, атмосфера, физическое и психологическое состояние.

Иногда бывает так, что ты выходишь играть, делаешь всё, что хочешь, и ощущаешь — можешь обыграть любого. Не понимаешь, как вообще можно ошибиться. Вот это и было про чемпионат Европы в Екатеринбурге.

За весь командный турнир я проиграла только один матч — в полуфинале китаянке Shan.

А в личке, в 1/4 финала, обыграла Han Ying 4:2. До этого мы встречались дважды — и оба раза я проигрывала ей всухую: 0:3 и 0:4.

STATUS: Ты участвовала в двух Олимпиадах — в Рио и Токио. Как проходила подготовка, чем отличались эти Игры, и насколько необычно было выступать без зрителей в Токио?

Полина: В Рио я проиграла Виктории Павлович 4:2, хотя вела 2:0. Безусловно, могла выиграть, но не сложилось.

Мне кажется, с предыдущей системой подсчета рейтинга и с тем количеством очень сильных китаянок в Европе тогда медаль на Олимпиаде было выиграть сложнее (возможно, я ошибаюсь).

В Рио нам строго-настрого запретили без надобности покидать Олимпийскую деревню — было очень много случаев грабежей спортсменов за ее пределами и даже внутри самой деревни.

Но атмосфера — начиная с экипировки, встреч с правительством, перелета, проживания в Русском доме, где все спортсмены живут вместе, постоянных интервью, и самой Олимпийской деревни — это, конечно, ни с чем не сравнить. Ни с одним турниром, где я была раньше.

А вот Токио без зрителей… Это было уже совсем по-другому.

Ковид, перенос Олимпиады, постоянная неопределенность: едем — не едем, с флагом — без флага.

Всё это сильно испортило и подготовку, и атмосферу, и общий настрой.

Организация турнира была на хорошем уровне, но лично у меня от Токио не осталось таких ярких впечатлений, как от Рио. Там я проиграла Liu Jia из Австрии 4:3.

Если подытожить — попасть на Олимпиаду — это исполнение мечты.

Сам отбор, подготовка, подсчет рейтинга, планирование турниров (особенно в последний год перед Олимпиадой), плюс олимпийский квалификационный турнир — это всё очень волнительный и тяжелый процесс, который требует огромных физических усилий и психологической устойчивости.

А сам период пребывания на Олимпиаде до начала игр — тренировки, парад, подготовка, общение со спортсменами из других видов спорта — это всё совершенно особенная атмосфера, которую не повторяет ни один другой турнир.

Единственный минус, на мой взгляд — это то, что в настольном теннисе можно проиграть один матч — и всё. Олимпийский турнир для тебя закончился.

Еще вчера тебе желали удачи, ты был в боевом настроении, а на следующий день, через 40 минут игры — всё. Можно сказать, ты уже турист.

В других видах спорта есть групповой этап. Можно проиграть один или даже несколько матчей и всё равно продолжать борьбу.

А здесь, когда после поражения кто-то спрашивает: «Ну что, когда следующий матч?» — а ты отвечаешь: «Следующего не будет», — это немного… некомфортное ощущение.

-2

STATUS: Поговорим о жизни во Франции и тренировочном процессе в клубе. Сен-Кантен — твой первый европейский клуб? С какого года выступаешь за него? Помогла ли тебе в адаптации тренер клуба — МС РФ Ольга Михайлова?

Полина: Это не первый мой европейский клуб. Сначала был Berlin, потом венгерский Szekszard, затем турецкая Bursa.

Во Франции я играю с 2018 года. Всегда мечтала попробовать свои силы именно здесь — французская лига на данный момент считается сильнейшей в Европе.

Живу во Франции уже больше двух лет — переехала за месяц до рождения ребенка.

Решение о переезде было связано со сложностью перелетов: не все клубы сейчас могут это оплачивать, а сами перелеты отнимают очень много времени и сил. С маленьким ребенком, по моему мнению, это просто нереально.

Я хотела продолжать играть именно во французской лиге, поэтому и решилась на переезд.

С тренировками тут всё гораздо сложнее, чем в России. Насколько я понимаю, здесь либо ты находишься в центре, где всё налажено, либо сталкиваешься с тем, что приходится самой писать игрокам, договариваться, подстраиваться под их график.

В моем клубе нет игроков, которые живут только настольным теннисом — у всех есть основная работа. Соответственно, у меня нет стабильного графика или фиксированного времени тренировок.

Грубо говоря: договорился — потренировался, не договорился — не потренировался.

Плюс, здесь даже не стоит надеяться, что если тебе нужно, кто-то придет поиграть, например, в воскресенье. Это просто невозможно.

Очень выручает наличие Оли Михайловой. Безусловно, она мне помогает — и помогала с самого начала.

Мы дружим, у нас очень близкие и доверительные отношения. Оля всегда поддерживает меня и помогает наладить или организовать тренировочный процесс.

STATUS: Ты уходила в декрет и стала мамой, с чем мы тебя от всей души поздравляем! После выхода из декрета ты стала лучшим игроком Про А по статистике, а клуб впервые стал чемпионом Франции (в прошлом сезоне). За счет чего ты смогла так быстро набрать свой прежний мировой уровень и насколько это было сложно?

Полина: Спасибо. Во-первых — слава богу, сами роды прошли легко, и физически я чувствовала себя довольно хорошо. Хотя во время беременности мне сразу запретили играть, и я не брала ракетку в руки почти год.

Через два месяца после родов я начала активно заниматься физической подготовкой с личным тренером по ОФП (естественно, всё постепенно). Думаю, именно он помог мне так быстро набрать отличную физическую форму.

А уже на этой базе вернуть игровые навыки оказалось гораздо проще.

Ну и результат: наш клуб впервые за 14 лет стал чемпионом Про А, а я — лучший игрок сезона.

STATUS: Топ-3 самых запоминающихся моментов в карьере — будь то турниры, важные победы или личные достижения?

Полина:

  • Чемпионат Европы среди кадетов в Терни;
  • Чемпионат Европы в Екатеринбурге;
  • И, наверное, всё-таки первая Олимпиада — в Рио.

STATUS: Какие условия для тренировок или сборов за карьеру запомнились как лучшие? Где действительно все было на высшем уровне?

Полина: Условия тренировок, если честно, для меня не играют решающей роли. Главное — тренер, хорошие спарринги — и, в принципе, этого достаточно.

Наверное, больше всего удивил центр в Токио — я была там довольно давно, и это, конечно, целый город. Там есть всё: любые виды восстановления, в столовой — питание с расчетом калорий, под любые предпочтения.

Ну и, безусловно, культура: где бы ты ни оказался, все — от мала до велика — готовы помочь, подсказать, проводить. Это действительно запоминается.

А в целом я считаю, что наша база в Сочи, где сейчас тренируется сборная, полностью соответствует международным стандартам. Так что условия у сборной — очень хорошие.

STATUS: Думала ли ты о том, чем займешься после завершения спортивной карьеры? Есть ли уже идеи или планы?

Полина: Безусловно, я думала об этом — и хочу связать свою жизнь с настольным теннисом.

Наверное, мне было бы интересно стать тренером в зале, а также тренером команды Про А или Премьер-лиги.

Потому что даже после завершения карьеры я не хотела бы полностью исключать из своей жизни соревновательный фактор.

Если просто сидеть на одном месте — думаю, мне будет не хватать адреналина.

-3

STATUS: Ты бы хотела, чтобы дети тоже связали свою жизнь со спортом? Может, пойдут по твоим стопам — в настольный теннис, или выберут большой теннис, как папа?

Полина: Хочу, чтобы мои дети выросли здоровыми и счастливыми — как бы банально это ни звучало.

Буду по максимуму развивать их и помогать найти то, что действительно по сердцу — будь то спорт, наука, музыка или что-то совсем другое.

Если ребенок выберет спорт — настольный теннис или большой — безусловно, поддержу и помогу.

Единственное — не очень хотелось бы быть мамой-тренером. Это правда тяжело: сложно не смешивать личное и рабочее, да и свои нервы хотелось бы немного поберечь.

Но если именно такой вариант будет лучше для моего ребенка — что ж, значит, придется справляться.

STATUS: И напоследок: что бы ты посоветовала молодым игрокам, которые только начинают путь в профессиональном спорте?

Полина: Молодым игрокам могу сказать: спорт — это колоссальный труд.

Нужно действительно многим жертвовать и делать это на протяжении долгого времени.

Но с другой стороны — это огромные перспективы и очень интересная жизнь.

Я безумно благодарна своей маме и своим тренерам за то, что они подарили мне именно такую жизнь, какой я живу сейчас. Я бы ничего не хотела в ней изменить.

Спорт дисциплинирует, закаляет характер, дает кучу знакомых и друзей по всему миру, а также возможность увидеть, побывать и познакомиться практически со всеми странами и культурами — пусть даже ты где-то видишь только спортивные залы.

Ну и плюс: твоя работа — это игра и соревнования. А если ты это искренне любишь — это очень здорово.

Сейчас, глядя на то, что происходит в WTT: если раньше для европейца или европейки медаль на чемпионате мира или Олимпиаде казалась чем-то из области фантастики, то сейчас это вполне реально.

И это, на мой взгляд, дает сильнейший стимул.

Плюс — финансовая составляющая: сейчас у нас в настольном теннисе вполне достойные доходы.

Так что есть к чему стремиться и ради чего работать.

Ну и, конечно, я очень надеюсь, что в ближайшее время наша страна снова сможет выступать на международной арене.

Я уверена: с нашим уровнем мы будем бороться за медали.

***

Благодарим за внимание!

Подписывайтесь на наши социальные сети:

-4