Анты, склавины, венеды – всё это народы, которые, по мнению многих учёных, могут принадлежать к раннеславянскими племенами. Об их обычаях и о том, как они выглядели, мы можем почерпнуть некоторую информацию из сообщений римских и византийских авторов. Что же они писали о славянах?
Тацит (2-я половина I в. н.э.-начало II в. н.э.)
Одним из первых о племени венедов упоминает Публий Корнелий Тацит. Он затрудняется назвать, к какому народу можно этих венедов причислить, однако отмечает, что осёдлостью, пешим передвижением и ношением щитов они похожи на германцев, а некоторыми нравами (например, любовью к грабежам) – на сарматов.
Другие античные авторы
О венедах вскользь упоминали и другие античные писатели. В частности из сообщения Гая Плиния Секунда Старшего (I в. н.э.) в «Естественной истории» историки делают вывод, что венеды проживали на юго-восточном побережье Балтийского моря восточнее реки Вистула. Эту же информацию подтверждает Клавдий Птолемей (II в. н.э.), называя Балтийское море Венедским заливом.
Интересно при этом, что если Тацит считал, что венеды принадлежат к германцам, то, по мнению Плиния, они были скорее сарматами.
Иордан (2-я половина VI в. н.э.)
Готский историк Иордан, говоря об обитающих у левого склона Карпат племени венетов, отмечал, что они известны также под именами антов и склавинов. У склавинов, по сообщению Иордана, «вместо городов болота и леса». Живут они «от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра [Днестра]». Анты же обитают от Днестра до Днепра, «там, где Понтийское [Чёрное] море образует излучину».
Прокопий Кесарийский (VI в. н.э.)
Подробнее о славянских племенах пишет византийский историк Прокопий Кесарийский. В своём рассказе он отделяет антов от славян, хотя современные исследователи, напомним, убеждены в славянском происхождении антов. В общем-то и сам автор отмечает множество сходных черт между обоими народами.
Политический строй у антов и славян, по словам Прокопия, демократический. И анты, и славяне верят, что главным богом, творцом всего сущего, является «творец молний», в чью честь совершаются различные священные обычаи. В случае, если славянину или анту начинает угрожать опасность, он тут же даёт обещание, что после спасения принесёт богу жертву.
«Они [славяне] почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства».
Панцирей в бою славяне не носят, но ходят на противника с дротиком в одной руке и щитом в другой. Прокопий отмечает, что некоторые и вовсе ходят в одних штанах.
И анты, и славяне говорят на одном языке, и внешностью особо не отличаются (что только добавляет аргументов в пользу того, что оба народа на самом деле славяне). Представители обоих народов высокие и обладают огромной силой.
«Цвет кожи и волос у них [славян] очень белый или золотистый и не совсем чёрный, но все они тёмнокрасные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные… Они живут, занимая большую часть берега Истры, по ту сторону реки», – описывает внешность, характер и место обитания славянских племён Прокопий.
Маврикий, автор «Стратегикона» (конец VI-начало VII вв. н.э.)
Как и Прокопий Кесарийский, византийский император Маврикий (считается, что автором «Стратегикона» был именно он, хотя точного автора назвать мы не можем) говорит о славянах и антах как о разных народах, при этом подчёркивая множество сходств в их обычаях.
Со слов Маврикия, и славяне, и анты свободолюбивы, не склонны к рабству, храбры, выносливы. Они описаны как гостеприимные народы, у которых не принято вредить гостящим у них чужеземцам. Славянские женщины «целомудренны и очень любят своих мужей», так что, если те умерли, «добровольно убивают сами себя».
Живут славяне обычно в лесах или близ рек, но в общем – в местах труднодоступных. В жилищах делают несколько выходов, а нужное «прячут в землю». При этом описаны славяне как народ достаточно воинственный и при этом склонный к прибеганию в войнах к разным хитростям. Славяне отлично держатся в воде, лучше остальных народов, и, в случае если необходимо укрыться от вторжения, способны залечь на дно и лежать там, дыша, «держа во рту длинные, нарочно для этого просверленные внутри камыши, концы которых выходят на поверхность воды».
Маврикий также говорит, что в бою славяне и анты пользуются дротиками и щитам, но подмечает, что, помимо этого, они используют и луки, а стрелы смазывают сильным ядом. Мирные договоры славяне подписывать не любят, так что добиться мира с ними можно только с помощью силы.
В общем-то к VI в. н.э. наследникам Рима византийцам известно уже многое о славянах. Если ранние римские авторы опирались на описания путешественников и другие сведения, носящие достаточно сомнительный характер, то Византия уже активно взаимодействовала со славянами. О внешности и обычаях славян писали и восточные авторы, однако эта тема требует отдельного разговора.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Спасибо за ознакомление!