Найти в Дзене
Исторический музей

Герб России

История российского государственного герба восходит к концу XV века— времени правления великого князя Московского Ивана III. Нельзя сказать, что Древняя Русь не знала княжеских эмблем, но гербами они не были. С конца IX — начала X века существовали так называемые знаки Рюриковичей — двузубцы, а с конца X века, во время княжения Владимира Святого — трезубцы, изображения которых помещались на древнерусских монетах, печатях, разнообразных предметах, даже на плинфе — обожженных кирпичах, использовавшихся при строительстве зданий. Знаки Рюриковичей вышли из употребления во второй половине XIII века, когда Русь утратила независимость, оказавшись под властью ордынских ханов. В конце XIV века, после долгого перерыва, на Руси снова начали чеканить собственные монеты. На этих монетах, бывших в обращении в течение целого столетия, можно увидеть самые разные изображения: от фигур князей, героев библейской и античной мифологии до различных животных, фантастических существ и даже черта. В любом случ
Оглавление

История российского государственного герба восходит к концу XV века— времени правления великого князя Московского Ивана III. Нельзя сказать, что Древняя Русь не знала княжеских эмблем, но гербами они не были. С конца IX — начала X века существовали так называемые знаки Рюриковичей — двузубцы, а с конца X века, во время княжения Владимира Святого — трезубцы, изображения которых помещались на древнерусских монетах, печатях, разнообразных предметах, даже на плинфе — обожженных кирпичах, использовавшихся при строительстве зданий.

Знаки Рюриковичей вышли из употребления во второй половине XIII века, когда Русь утратила независимость, оказавшись под властью ордынских ханов. В конце XIV века, после долгого перерыва, на Руси снова начали чеканить собственные монеты. На этих монетах, бывших в обращении в течение целого столетия, можно увидеть самые разные изображения: от фигур князей, героев библейской и античной мифологии до различных животных, фантастических существ и даже черта. В любом случае это эмблематическое разнообразие также не имело собственно геральдического характера.

Герб, будучи совершенно определенным явлением, сформировавшимся в средневековой культуре Западной Европы, представлял собой эмблематическое изображение, обладающее несколькими признаками: он обозначал своего носителя, свидетельствуя о его статусе и и создавался в рамках конкретной эмблематической системы. Эмблемы Древней Руси гербами не являлись, но в конце XV века появление некоторых из них на великокняжеских печатях, где указывался также титул государя, символизировавший подвластную ему страну, постепенно делало их таковыми. В первую очередь — это всадник-драконоборец и двуглавый орел. Начало российской государственной геральдики относится к эпохе Ивана III. Время его правления (1462–1505) это период объединения бывших древнерусских княжеств и земель в единое Московское государство. Именно при Иване III начала формироваться идея о непосредственной преемственности Московского православного государства — от Византийской империи и, соответственно, от Рима.

Великий князь Иоанн III. Эргон К. Начало XX в.
Великий князь Иоанн III. Эргон К. Начало XX в.

Для обозначения страны при Иване III и его преемниках все чаще используется слово «Росия», ставшее официальным названием государства только в середине XVII века в форме «Россия». До этого употреблялось и наименование «Русия». Оно также имеет византийское, греческое происхождение.

Можно сказать, что Иван III был «создателем» России именно в современном смысле этого слова и государственной символики. С времени правления Ивана III на печатях русских государей изображения всадника-драконоборца и двуглавого орла присутствовали постоянно и воспринимались как официальные символы России.

История всадника-змееборца

Нет никакого сомнения, что драконоборческий сюжет отсылал к иконографии легенды «Чудо святого Георгия о змие». Однако изображение ездеца (в период Московского царства так именовали всадника-змееборца) носило светский характер, ведь над его головой отсутствовал нимб. Мы не знаем, что означало данное изображение при Иване III. Тем не менее имеется довольно много свидетельств XVI–XVII вв., в которых эмблема всадника трактуется однозначно как изображение государя, князя, побеждающего врагов. Тождественность ездеца Георгию Победоносцу была официально утверждена только в первой половине XVIII в. в качестве московского герба. На Руси Святой Георгий считался покровителем не только воинов, но и земледельцев, что объяснялось этимологией его имени: «Георгий» в переводе с греческого — земледелец.

Во время правления Екатерины образ Георгия Победоносца, ассоциировавшегося с армией, приобрел еще одно, весьма важное значение. 7 декабря (26 ноября) 1769 года в торжественной обстановке в Зимнем дворце императрица учредила исключительную военную награду — орден Святого великомученика и победоносца Георгия.

Икона «Чудо Георгия о змие». XIX в.
Икона «Чудо Георгия о змие». XIX в.

При Екатерине II в 1781 году окончательно устоялось изображение московского герба, утвержденного 20 декабря:

«Святый Георгий на коне, в красном поле, поражающий копием черного змия».

Этот вариант московского герба просуществовал до середины XIX века. В 1856 году его изменил геральдист и нумизмат барон Борис Кёне, возглавивший Гербовое отделение Департамента герольдии Правительствующего Сената. Он активно вводил в отечественную геральдику европейские традиции и потому развернул московский герб в правую геральдическую (левую от зрителя) сторону, а также скорректировал само изображение. В этом варианте герб утвердили 16 марта 1883 года. После 1917 года этот герб, как и всю российскую дореволюционную геральдику, упразднили.

Екатерина Великая на росписи Парадных сеней
Екатерина Великая на росписи Парадных сеней

В ноябре 1993 года распоряжением мэра города исторический герб восстановили, а 1 февраля 1995 года Московская городская дума приняла закон «О гербе и флаге города Москвы». За основу взяли вариант 1781 года:

«Герб города Москвы представляет собой изображение на темно-красном геральдическом щите с отношением ширины к высоте 8:9, развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного змия».

История двуглавого орла

Двуглавый орел встречается во многих культурах и у разных народов, начиная с глубокой древности. Одно из самых ранних известных изображений двухголовой хищной птицы относится к искусству Центральной Азии (вероятно, Бактрии) и датируется рубежом III–II тыс. до н. э. В Западной Европе, по крайней мере с XIV в., сформировалось представление о том, что герб Византии — это золотой двуглавый орел с опущенными крыльями в красном поле. Тогда Византией правили династии Палеологов и Кантакузинов, а изображения золотых двуглавых орлов в красном поле нередко встречались на миниатюрах, монетах и других предметах, связанных с императорской властью.

Второй женой царя Ивана III стала Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора. Родство с Палеологами делало великих московских князей, государей всея Руси, сопричастными византийскому имперскому наследию, а сама эмблема подчеркивала их высокий статус императора, которому подчинялись многие княжества и земли.

Сочетание всадника и двуглавого орла в качестве государственных эмблем стало постоянным в XVI–XVII вв. , но конкретные особенности их изображений и атрибуты менялись.

Герб в эпоху Московского царства

В 1547 году Иван Грозный венчался на царство и официально принял царский титул. Тогда же произошло важное изменение государственной эмблематики на печатях. В феврале 1561 года «царь и великий князь печать старую меншую, что была при отце его великом князе Василие Ивановиче, переменил, а учинил печать новую складную: орел двоеглавной, а середи его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавной, а середи его инърог (единорог)». Ездец и орел, до того существовавшие раздельно, теперь соединились в единый эмблематический комплекс. Изображение всадника поместили в щитке на груди двуглавого орла. На оборотной стороне печати это место занял единорог. Он оставался на государственных печатях русских царей вплоть до середины XVII века, будучи очень распространенным символом в русской культуре, причем в некоторых сюжетах и эмблемах мы видим его борьбу со львом.

Лев и единорог на росписи Парадных сеней
Лев и единорог на росписи Парадных сеней

В конце 1570-х гг. была создана Большая государственная печать Ивана Грозного. Изображение на ней представляло собой сложную композицию. На лицевой стороне в центре печати — двуглавый орел с эмблемой всадника-змееборца в щитке на груди, а на оборотной, в таком же щитке, — идущий единорог с опущенной головой. Орел увенчан короной над обеими головами. Над короной — православный восьмиконечный крест с буквами IС ХС (монограмма Спасителя). Еще выше в круге расположен крест на Голгофе с орудиями Cтрастей Христовых и головой Адама. Печать конца 1570-х гг. — один из первых памятников русской территориальной геральдики, первый «визуальный гербовник», где в определенном порядке, начиная с новгородского, зафиксированы самые ранние русские земельные гербы.

При преемниках Ивана Грозного Большая государственная печать становится более «скромной». Территориальные эмблемы не используются, остаются только центральные геральдические изображения. А на печати царя Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, Голгофский крест даже занимает место между головами орла, которые увенчиваются двумя коронами.

На печатях царя Михаила Романова крылья орла были опущены, а над головами в 1625 году появились не две, а три короны. С середины 1650-х гг. крылья российского орла поднялись вверх, а в его лапах появились скипетр и держава — символы монаршей власти.

Государственный герб Российской империи

Великие преобразования Петра I не могли не отразиться на государственной геральдике. Российский герб претерпел еще несколько важных изменений. С начала XVIII века изображение всадника на груди двуглавого орла, а иногда и самого орла, окружала цепь ордена Андрея Первозванного.

Орден Святого апостола Андрея Первозванного, ставший высшим орденом Российской империи, Петр I учредил в самом конце XVII века.

Знак ордена Святого Андрея Первозванного. Принадлежал князю А.И. Барятинскому. 1862 г.
Знак ордена Святого Андрея Первозванного. Принадлежал князю А.И. Барятинскому. 1862 г.

В 1722 году Петр I учредил при Сенате Герольдмейстерскую контору, которой надлежало, заниматься составлением гербов. Во главе Герольдмейстерской конторы стоял герольдмейстер. Помощником первого герольдмейстера стал итальянский дворянин, приехавший на службу в Россию, граф Франциск (Франц Матвеевич) Санти. Он составил новое описание государственной печати, в соответствии с которым двуглавому орлу следовало быть черным в золотом поле, а на его груди помещался московский герб со святым Георгием, поражающим копьем черного змия, в красном поле. Такую расцветку в 1726 году закрепил при Екатерине I указ о государственной печати: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, в нем ездец в красном поле». Так окончательно определилась цветовая гамма российского герба — черный орел в золотом поле.

Во второй половине 1730-х гг. работавший при дворе Анны Иоанновны швейцарский гравер Иоганн Карл Гедлингер создал новую государственную печать, использовавшуюся на протяжении всего XVIII века. На ней — живописное изображение двуглавого орла с поднятыми крыльями и головами, цепь ордена Андрея Первозванного охватывает щиток с московским гербом, а вокруг орла расположены шесть щитков с основными титульными гербами.

Новые изменения в государственной символике произошли благодаря Павлу I. 10 августа 1799 года своим указом Павел I изменил государственный герб, включив в состав его эмблем мальтийский крест и корону магистра. Цепь ордена Святого апостола Андрея Первозванного, опоясывавшая щиток с Георгием Победоносцем, исчезла, а сам щиток был наложен на белый мальтийский крест.

После смерти Павла I, весной 1801 года, новый император Александр I исключил из императорского титула упоминание о Великом магистре и 26 апреля убрал из государственного герба мальтийский крест, вернув герб к 1796 году.

Настольная печать императора Александра I. 1801-1825 гг.
Настольная печать императора Александра I. 1801-1825 гг.

В 1856 году, после вступления на престол Александра II, ученый-нумизмат и геральдист барон Бернгард (Борис Васильевич) Кёне разработал новый вариант государственного герба. Перед ним стояла очень сложная задача: лаконично отразить в государственном гербе полный императорский титул, где перечислялось более пятидесяти территориальных объектов, и основные идеи российской государственности. Кёне успешно с этим справился. 8 декабря 1856 года Александр II утвердил рисунок Малого государственного герба, а 11 апреля 1857 года — полный комплект гербов, включая три варианта государственного (Большой, Средний и Малый).

Императора Александр II на росписи Парадных сеней
Императора Александр II на росписи Парадных сеней

Последнее изменение государственного герба в дореволюционный период состоялось в 1882–1883 гг. при Александре III.

Наличие трех вариантов государственного герба — Большого, Среднего и Малого — объясняется тем, что они изображались на печатях, скреплявших разные по значимости документы. Использование всех трех вариантов четко регламентировалось законодательством. Большой государственный герб Российской империи, утвержденный в 1882 году и просуществовавший до Февральской революции 1917 года, представлял собой сложную композицию:

Александр III на росписи Парадных сеней
Александр III на росписи Парадных сеней
«В золотом щите черный двоеглавый орел, коронованный двумя Императорскими коронами, над которыми третья такая ж, в большем виде, корона с двумя развевающимися концами ленты ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. На груди орла герб Московский. Главный щит (с гербом Государственным) увенчан шлемом Святого Великого Князя Александра Невского. Намет черный с золотом (то есть в цветах поля щита и двуглавого орла); вокруг щита цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения Святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила (Архистратиг Михаил держит в руке пламенеющий меч, а архангел Гавриил — крест). «Сень золотая, коронованная Императорскою короною, усеянная Российскими двоеглавыми орлами и подложена горностаем. На ней червленая надпись: „С нами Бог!“ (девиз Российского герба); над сенью возникающая Государственная хоругвь с осьмиконечным на древке оной крестом. Полотно Государственной хоругви золотое».

По окружности располагались Родовой Его Императорского Величества герб, а также гербы царств, княжеств и областей, названия которых входили в полный титул государя, состоящий из более чем 50 наименований.

Возрождение герба

События 1917 года повлекли за собой кардинальные изменения государственной символики. Последние двуглавые орлы в советской России исчезли только в 1935 году. К празднованию годовщины Октябрьской революции их сняли с четырех башен Московского Кремля и двух башен здания Исторического музея.

Восстановление двуглавого орла в качестве государственного герба России произошло в 1990-х гг. 30 ноября 1993 года президент РФ Б. Н. Ельцин подписал указ «О Государственном гербе Российской Федерации». Но в Конституцию, принятую 12 декабря 1993 года, описание герба не вошло. В конце 2000 года пакет законов о государственной символике был подписан Президентом РФ.

Двуглавый орел, государственная эмблема России, существующая уже более 500 лет, продолжила свою историю.

Истории формирования государственной символики посвящено издание «Герб России» автор которой известный историк, геральдист Евгений Владимирович Пчелов