История российского государственного герба восходит к концу XV века— времени правления великого князя Московского Ивана III. Нельзя сказать, что Древняя Русь не знала княжеских эмблем, но гербами они не были. С конца IX — начала X века существовали так называемые знаки Рюриковичей — двузубцы, а с конца X века, во время княжения Владимира Святого — трезубцы, изображения которых помещались на древнерусских монетах, печатях, разнообразных предметах, даже на плинфе — обожженных кирпичах, использовавшихся при строительстве зданий.
Знаки Рюриковичей вышли из употребления во второй половине XIII века, когда Русь утратила независимость, оказавшись под властью ордынских ханов. В конце XIV века, после долгого перерыва, на Руси снова начали чеканить собственные монеты. На этих монетах, бывших в обращении в течение целого столетия, можно увидеть самые разные изображения: от фигур князей, героев библейской и античной мифологии до различных животных, фантастических существ и даже черта. В любом случае это эмблематическое разнообразие также не имело собственно геральдического характера.
Герб, будучи совершенно определенным явлением, сформировавшимся в средневековой культуре Западной Европы, представлял собой эмблематическое изображение, обладающее несколькими признаками: он обозначал своего носителя, свидетельствуя о его статусе и и создавался в рамках конкретной эмблематической системы. Эмблемы Древней Руси гербами не являлись, но в конце XV века появление некоторых из них на великокняжеских печатях, где указывался также титул государя, символизировавший подвластную ему страну, постепенно делало их таковыми. В первую очередь — это всадник-драконоборец и двуглавый орел. Начало российской государственной геральдики относится к эпохе Ивана III. Время его правления (1462–1505) это период объединения бывших древнерусских княжеств и земель в единое Московское государство. Именно при Иване III начала формироваться идея о непосредственной преемственности Московского православного государства — от Византийской империи и, соответственно, от Рима.
Для обозначения страны при Иване III и его преемниках все чаще используется слово «Росия», ставшее официальным названием государства только в середине XVII века в форме «Россия». До этого употреблялось и наименование «Русия». Оно также имеет византийское, греческое происхождение.
Можно сказать, что Иван III был «создателем» России именно в современном смысле этого слова и государственной символики. С времени правления Ивана III на печатях русских государей изображения всадника-драконоборца и двуглавого орла присутствовали постоянно и воспринимались как официальные символы России.
История всадника-змееборца
Нет никакого сомнения, что драконоборческий сюжет отсылал к иконографии легенды «Чудо святого Георгия о змие». Однако изображение ездеца (в период Московского царства так именовали всадника-змееборца) носило светский характер, ведь над его головой отсутствовал нимб. Мы не знаем, что означало данное изображение при Иване III. Тем не менее имеется довольно много свидетельств XVI–XVII вв., в которых эмблема всадника трактуется однозначно как изображение государя, князя, побеждающего врагов. Тождественность ездеца Георгию Победоносцу была официально утверждена только в первой половине XVIII в. в качестве московского герба. На Руси Святой Георгий считался покровителем не только воинов, но и земледельцев, что объяснялось этимологией его имени: «Георгий» в переводе с греческого — земледелец.
Во время правления Екатерины образ Георгия Победоносца, ассоциировавшегося с армией, приобрел еще одно, весьма важное значение. 7 декабря (26 ноября) 1769 года в торжественной обстановке в Зимнем дворце императрица учредила исключительную военную награду — орден Святого великомученика и победоносца Георгия.
При Екатерине II в 1781 году окончательно устоялось изображение московского герба, утвержденного 20 декабря:
«Святый Георгий на коне, в красном поле, поражающий копием черного змия».
Этот вариант московского герба просуществовал до середины XIX века. В 1856 году его изменил геральдист и нумизмат барон Борис Кёне, возглавивший Гербовое отделение Департамента герольдии Правительствующего Сената. Он активно вводил в отечественную геральдику европейские традиции и потому развернул московский герб в правую геральдическую (левую от зрителя) сторону, а также скорректировал само изображение. В этом варианте герб утвердили 16 марта 1883 года. После 1917 года этот герб, как и всю российскую дореволюционную геральдику, упразднили.
В ноябре 1993 года распоряжением мэра города исторический герб восстановили, а 1 февраля 1995 года Московская городская дума приняла закон «О гербе и флаге города Москвы». За основу взяли вариант 1781 года:
«Герб города Москвы представляет собой изображение на темно-красном геральдическом щите с отношением ширины к высоте 8:9, развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного змия».
История двуглавого орла
Двуглавый орел встречается во многих культурах и у разных народов, начиная с глубокой древности. Одно из самых ранних известных изображений двухголовой хищной птицы относится к искусству Центральной Азии (вероятно, Бактрии) и датируется рубежом III–II тыс. до н. э. В Западной Европе, по крайней мере с XIV в., сформировалось представление о том, что герб Византии — это золотой двуглавый орел с опущенными крыльями в красном поле. Тогда Византией правили династии Палеологов и Кантакузинов, а изображения золотых двуглавых орлов в красном поле нередко встречались на миниатюрах, монетах и других предметах, связанных с императорской властью.
Второй женой царя Ивана III стала Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора. Родство с Палеологами делало великих московских князей, государей всея Руси, сопричастными византийскому имперскому наследию, а сама эмблема подчеркивала их высокий статус императора, которому подчинялись многие княжества и земли.
Сочетание всадника и двуглавого орла в качестве государственных эмблем стало постоянным в XVI–XVII вв. , но конкретные особенности их изображений и атрибуты менялись.
Герб в эпоху Московского царства
В 1547 году Иван Грозный венчался на царство и официально принял царский титул. Тогда же произошло важное изменение государственной эмблематики на печатях. В феврале 1561 года «царь и великий князь печать старую меншую, что была при отце его великом князе Василие Ивановиче, переменил, а учинил печать новую складную: орел двоеглавной, а середи его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавной, а середи его инърог (единорог)». Ездец и орел, до того существовавшие раздельно, теперь соединились в единый эмблематический комплекс. Изображение всадника поместили в щитке на груди двуглавого орла. На оборотной стороне печати это место занял единорог. Он оставался на государственных печатях русских царей вплоть до середины XVII века, будучи очень распространенным символом в русской культуре, причем в некоторых сюжетах и эмблемах мы видим его борьбу со львом.
В конце 1570-х гг. была создана Большая государственная печать Ивана Грозного. Изображение на ней представляло собой сложную композицию. На лицевой стороне в центре печати — двуглавый орел с эмблемой всадника-змееборца в щитке на груди, а на оборотной, в таком же щитке, — идущий единорог с опущенной головой. Орел увенчан короной над обеими головами. Над короной — православный восьмиконечный крест с буквами IС ХС (монограмма Спасителя). Еще выше в круге расположен крест на Голгофе с орудиями Cтрастей Христовых и головой Адама. Печать конца 1570-х гг. — один из первых памятников русской территориальной геральдики, первый «визуальный гербовник», где в определенном порядке, начиная с новгородского, зафиксированы самые ранние русские земельные гербы.
При преемниках Ивана Грозного Большая государственная печать становится более «скромной». Территориальные эмблемы не используются, остаются только центральные геральдические изображения. А на печати царя Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, Голгофский крест даже занимает место между головами орла, которые увенчиваются двумя коронами.
На печатях царя Михаила Романова крылья орла были опущены, а над головами в 1625 году появились не две, а три короны. С середины 1650-х гг. крылья российского орла поднялись вверх, а в его лапах появились скипетр и держава — символы монаршей власти.
Государственный герб Российской империи
Великие преобразования Петра I не могли не отразиться на государственной геральдике. Российский герб претерпел еще несколько важных изменений. С начала XVIII века изображение всадника на груди двуглавого орла, а иногда и самого орла, окружала цепь ордена Андрея Первозванного.
Орден Святого апостола Андрея Первозванного, ставший высшим орденом Российской империи, Петр I учредил в самом конце XVII века.
В 1722 году Петр I учредил при Сенате Герольдмейстерскую контору, которой надлежало, заниматься составлением гербов. Во главе Герольдмейстерской конторы стоял герольдмейстер. Помощником первого герольдмейстера стал итальянский дворянин, приехавший на службу в Россию, граф Франциск (Франц Матвеевич) Санти. Он составил новое описание государственной печати, в соответствии с которым двуглавому орлу следовало быть черным в золотом поле, а на его груди помещался московский герб со святым Георгием, поражающим копьем черного змия, в красном поле. Такую расцветку в 1726 году закрепил при Екатерине I указ о государственной печати: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, в нем ездец в красном поле». Так окончательно определилась цветовая гамма российского герба — черный орел в золотом поле.
Во второй половине 1730-х гг. работавший при дворе Анны Иоанновны швейцарский гравер Иоганн Карл Гедлингер создал новую государственную печать, использовавшуюся на протяжении всего XVIII века. На ней — живописное изображение двуглавого орла с поднятыми крыльями и головами, цепь ордена Андрея Первозванного охватывает щиток с московским гербом, а вокруг орла расположены шесть щитков с основными титульными гербами.
Новые изменения в государственной символике произошли благодаря Павлу I. 10 августа 1799 года своим указом Павел I изменил государственный герб, включив в состав его эмблем мальтийский крест и корону магистра. Цепь ордена Святого апостола Андрея Первозванного, опоясывавшая щиток с Георгием Победоносцем, исчезла, а сам щиток был наложен на белый мальтийский крест.
После смерти Павла I, весной 1801 года, новый император Александр I исключил из императорского титула упоминание о Великом магистре и 26 апреля убрал из государственного герба мальтийский крест, вернув герб к 1796 году.
В 1856 году, после вступления на престол Александра II, ученый-нумизмат и геральдист барон Бернгард (Борис Васильевич) Кёне разработал новый вариант государственного герба. Перед ним стояла очень сложная задача: лаконично отразить в государственном гербе полный императорский титул, где перечислялось более пятидесяти территориальных объектов, и основные идеи российской государственности. Кёне успешно с этим справился. 8 декабря 1856 года Александр II утвердил рисунок Малого государственного герба, а 11 апреля 1857 года — полный комплект гербов, включая три варианта государственного (Большой, Средний и Малый).
Последнее изменение государственного герба в дореволюционный период состоялось в 1882–1883 гг. при Александре III.
Наличие трех вариантов государственного герба — Большого, Среднего и Малого — объясняется тем, что они изображались на печатях, скреплявших разные по значимости документы. Использование всех трех вариантов четко регламентировалось законодательством. Большой государственный герб Российской империи, утвержденный в 1882 году и просуществовавший до Февральской революции 1917 года, представлял собой сложную композицию:
«В золотом щите черный двоеглавый орел, коронованный двумя Императорскими коронами, над которыми третья такая ж, в большем виде, корона с двумя развевающимися концами ленты ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. На груди орла герб Московский. Главный щит (с гербом Государственным) увенчан шлемом Святого Великого Князя Александра Невского. Намет черный с золотом (то есть в цветах поля щита и двуглавого орла); вокруг щита цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения Святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила (Архистратиг Михаил держит в руке пламенеющий меч, а архангел Гавриил — крест). «Сень золотая, коронованная Императорскою короною, усеянная Российскими двоеглавыми орлами и подложена горностаем. На ней червленая надпись: „С нами Бог!“ (девиз Российского герба); над сенью возникающая Государственная хоругвь с осьмиконечным на древке оной крестом. Полотно Государственной хоругви золотое».
По окружности располагались Родовой Его Императорского Величества герб, а также гербы царств, княжеств и областей, названия которых входили в полный титул государя, состоящий из более чем 50 наименований.
Возрождение герба
События 1917 года повлекли за собой кардинальные изменения государственной символики. Последние двуглавые орлы в советской России исчезли только в 1935 году. К празднованию годовщины Октябрьской революции их сняли с четырех башен Московского Кремля и двух башен здания Исторического музея.
Восстановление двуглавого орла в качестве государственного герба России произошло в 1990-х гг. 30 ноября 1993 года президент РФ Б. Н. Ельцин подписал указ «О Государственном гербе Российской Федерации». Но в Конституцию, принятую 12 декабря 1993 года, описание герба не вошло. В конце 2000 года пакет законов о государственной символике был подписан Президентом РФ.
Двуглавый орел, государственная эмблема России, существующая уже более 500 лет, продолжила свою историю.