Найти в Дзене
Человек разумный

Главный космический призрак СССР: зачем строили «Буран»?

В 1988 году над Байконуром раздался рёв двигателей, и в небо взмыла гордость советского космоса - орбитальный корабль «Буран». Он совершил свой первый и единственный полёт, облетел Землю и приземлился на аэродром в автоматическом режиме, без единого человека на борту. Это был триумф инженерной мысли, итог многолетней работы тысяч учёных, конструкторов и рабочих. Но на этом история закончилась. Без фанфар, без продолжения, без шанса раскрыть весь потенциал. Почему так получилось? Как проект, опередивший время, оказался в числе самых дорогих и бесполезных в истории? Давайте разбираться. История «Бурана» началась в 1976 году. В США активно развивалась программа Space Shuttle. Многоразовый космический корабль, способный доставлять грузы и экипаж на орбиту и обратно. Советское руководство не могло остаться в стороне. В условиях холодной войны любые достижения противника в космосе рассматривались как потенциальная угроза. Было принято решение создать свой «шаттл». Но по-советски: мощнее, над
Оглавление

В 1988 году над Байконуром раздался рёв двигателей, и в небо взмыла гордость советского космоса - орбитальный корабль «Буран». Он совершил свой первый и единственный полёт, облетел Землю и приземлился на аэродром в автоматическом режиме, без единого человека на борту. Это был триумф инженерной мысли, итог многолетней работы тысяч учёных, конструкторов и рабочих. Но на этом история закончилась. Без фанфар, без продолжения, без шанса раскрыть весь потенциал.

Почему так получилось? Как проект, опередивший время, оказался в числе самых дорогих и бесполезных в истории? Давайте разбираться.

Советский ответ на шаттл

История «Бурана» началась в 1976 году. В США активно развивалась программа Space Shuttle. Многоразовый космический корабль, способный доставлять грузы и экипаж на орбиту и обратно. Советское руководство не могло остаться в стороне. В условиях холодной войны любые достижения противника в космосе рассматривались как потенциальная угроза.

Было принято решение создать свой «шаттл». Но по-советски: мощнее, надёжнее и, как позже выяснилось, даже умнее.

В чём «Буран» был круче «Шаттла»

На первый взгляд «Буран» очень похож на американский шаттл. Но это не копия, а переработанная и улучшенная концепция. Корабль запускался на орбиту с помощью сверхтяжёлой ракеты «Энергия», а не своих же двигателей, как у шаттла. Это позволяло «Бурану» не нести лишнего топлива, а увеличивать полезную нагрузку и снижать риски.

Но самое удивительное, «Буран» мог совершать полёт полностью в автоматическом режиме. Его первый полёт в 1988 году и стал доказательством этого. Он взлетел, сделал два витка вокруг Земли и сам приземлился с точностью до пары метров. На тот момент ни один американский шаттл не обладал такой автономией.

Слишком хорош, чтобы быть правдой

-2

Однако даже самый совершенный корабль не может существовать в вакууме, не космическом, а политико-экономическом. Строительство «Бурана» обошлось СССР в колоссальные суммы. Говорят, проект в целом стоил почти столько же, сколько вся американская программа шаттлов. При этом у СССР не было столь же развитой околоземной инфраструктуры, коммерческой эксплуатации и необходимости в столь дорогом аппарате.

Корабль был, ракета была, но миссий для него не было. Спутники можно запускать проще и дешевле, для пилотируемых полётов хватало «Союзов». К 1991 году Советский Союз распался, финансирование прекратилось, и второй полёт «Бурана» так и не состоялся.

Судьба, достойная драмы

-3

После первого полёта «Буран» стоял в ангаре на Байконуре. Там он и провёл последние годы. В 2002 году крыша ангара обрушилась, вместе с ней погиб и корабль. Раздавленный и забытый, как символ эпохи, которую не удалось довести до конца.

Несколько других моделей и макетов «Бурана» можно найти в музеях и на выставках. Где-то они стоят как памятники инженерной гордости, где-то служат декорациями. Один даже долгое время использовался в парке развлечений в Австралии, как ни странно.

Почему о нём до сих пор говорят

«Буран» стал больше, чем просто корабль. Он стал символом: мощи советской инженерной школы, абсурдности гонки вооружений и трагедии несостоявшихся надежд. Он показывает, как далеко может зайти человеческий гений, и как быстро его может остановить политическая реальность.

Сегодняшние технологии всё чаще возвращаются к идее многоразовых кораблей. Но и SpaceX, и другие компании продолжают осваивать то, что «Буран» умел ещё в 1988 году. Без людей, без катастроф, точно по маршруту.

Вечная история несбывшегося

-4

«Буран» был ракетой, которая не долетела до своей эпохи. Его создали слишком рано, в условиях, где не было для него применения. Он мог бы стать основой для новой эры пилотируемых полётов, но история распорядилась иначе.

Он не просто улетел в никуда. Он стал напоминанием о том, что даже величайшие технологические достижения ничего не значат без воли, ресурсов и системной стратегии.

А вы как считаете: если бы «Буран» запустили в наши дни — был бы он востребован? Или и сейчас оказался бы лишним?