Музей транспорта Москвы представил в Музее Москвы на Зубовском бульваре большой межмузейный проект, посвящённый 90-летию Московского метрополитена.
Поэтичное, но несколько парадоксальное название «Высоко под землёй» довольно точно отвечает замыслу кураторов показать метро как огромный подземный музей искусства. Организаторы придумали концепцию «Метрополитен-арт-музея», у которого есть архивный отдел, научно-исследовательский, выставочно-экспозиционный и все другие необходимые музею службы.
Эта выставка является прологом к открытию большой постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы в гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице, которое ожидается в следующем году. В проекте приняли участие 25 музеев со всей страны — от Рыбинска до Самары.
Экспозиция состоит из четырёх разделов и открывает самые разные стороны истории художественной жизни московского метрополитена. Специально для «Культуры Москвы» директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко и главный куратор выставки Никита Голованов провели короткую видеоэкскурсию и рассказали о ключевых моментах экспозиции.
Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы:
«Такого художественного наследия и богатства как Московский метрополитен не имеет ни одна транспортная артерия мира. Мы с самого детства постоянно слышим фразу: «В Москве самое красивое метро, самый красивый метрополитен — московский. Если будешь в Москве после Красной площади, обязательно спустись в метро». Вот об этом наша выставка.
Первые посетители метрополитена в 1937 году чудовищно боялись спускаться под землю, и даже художественная привлекательность подземных станций не могла их заставить проехаться на метрополитене. И именно поэтому такое усилие прилагали к оформлению станций. Все те прекрасные люди, которых мы знаем не понаслышке и видим в музее, — это великие художники, скульпторы, а также менее известные и знаменитые творцы, которые прикладывали руку к созданию красивейшего декора и художественного наследия метрополитена».
Центральная инсталляция выставки, с которой начинается повествование, представляет из себя условное скульптурное хранилище. Здесь представлены микроверсии больших скульптур и цифровые копии тех скульптурных композиций, которые можно встретить на станциях метро.
Витражи
Первый крупный витраж в России появился 1847 году при оформлении Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Позднее витражи появились и в декоре других помещений, но с приходом советской власти эта техника была временно забыта, поскольку витраж в сознании людей был прочно связан с религиозной традицией. Всё изменилось в 1951 году, когда при оформлении станции «Новослободская» признанный мастер соцреализма Павел Корин реализовал дерзкую и новаторскую идею — впустить витражный свет в подземку.
«Метро — это прекрасный пример искусства в публичном пространстве, паблик-арт искусства с очень интересной преемственностью, которую мы пронаблюдали в разных тематических блоках нашего проекта. Первый блок проекта называется «Знакомое». И одно из открытий, которые мы сделали для себя в ходе работы над выставкой, — это витражи, — рассказывает Оксана Бондаренко. — До появления первых витражей в московском метрополитене витражи можно было встретить только в храмах. Но с момента создания и декорирования Московского метрополитена техника храмового витражного искусства перешла в руки больших художественных имён, например, Павла Корина. Все мы помним его потрясающий ансамбль из 32 витражей на станции «Новослободская».
Медальоны
Продолжая путешествие по тематическому блоку экспозиции «Знакомое», нельзя не сказать о торжестве керамики в Московском метрополитене. И здесь одним из главных способов художественного высказывания стал медальон. Эта законченная круглая керамическая форма открывала большие возможности и позволяла показать огромное количество сюжетов на те или иные темы — от профилей героев Великой отечественной войны до медальонов с изображениями борцов, пловцов и других спортсменов, восхваляющих физическую культуру.
Такие примеры нам хорошо известны благодаря станции «Динамо», а одна из самых богатых керамикой станций — «Таганская». 32 керамических медальона, украшающих её, были выполнены художественной мастерской под руководством Евгении Блиновой.
Римская мозаика
Безусловно, важнейшая художественная составляющая искусства в метро — мозаика. Римская мозаика — один из древнейших видов изобразительного искусства. У нас он получил распространение с принятием христианства. Во второй половине XVIII века возрождением римской мозаики занимался Михаил Ломоносов, создавший лабораторию по производству цветного стекла. В середине XIX века специальное отделение по подготовке художников-мозаичистов было создано при Академии художеств в Петербурге для оформления интерьеров Исаакиевского собора. Именно там были созданы многие произведения, впоследствии украсившие московское метро. В эпоху сталинского ампира мозаики стали носить агитационный характер.
Для метрополитена мозаика оказалась идеальным материалом: в условиях постоянных вибраций, ветра и нестабильной влажности она способна сохранять цвет и фактуру.
Директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко рассказывает:
«В этом контексте хочется коснуться человеческой истории, которая связана с великим мозаичистом из Ленинграда Владимиром Фроловым. Он оформил большое количество станций Московского метро мозаиками. Например, знаменитую станцию метро «Маяковская», мозаики которой выполнены им по эскизам Александра Дейнеки, или станцию метро «Автозаводская», которая до 1956 года называлась «Завод имени Сталина». И даже в сложные времена, в блокадные времена для Ленинграда, Владимир Фролов не остановил производство своего мозаичного дела. И пока он не закончил все мозаики для перечисленных станций метро и не отправил их в Москву, он не успокоился и, к сожалению, скончался от истощения в 1942 году, действительно выполнив своё дело в чудовищных условиях. В его мастерской были выбиты окна, он работал в занесённом снегом пространстве в холодную погоду, но вот эта любовь к делу, к творчеству не позволила ему не довести дело до конца. И поэтому каждый раз, когда спускаешься на ту или иную станцию метро, всегда держишь в голове эту историю великого мастера. Станция метро «Маяковская», как мы знаем, стала победительницей в большом международном конкурсе в Нью-Йорке в 1939 году как комплексный художественный объект, где синтез искусств наблюдается в полной его мере в содружестве с архитектурой».
Флорентийская мозаика
История метрополитена всех 90 лет непрерывно связана с поиском баланса и синтеза между архитектурой и декором, формой и оформлением. Флорентийская мозаика — это техника каменной инкрустации, при которой композиции создаются из тонко подобранных по цвету и рисунку пластин натурального камня. В 40-х годах видный советский архитектор, практик и теоретик Борис Иофан рассуждал о флорентийской мозаике и её использовании в метро.
«Среди явных преимуществ флорентийской мозаики, а это по сути мозаика из мрамора, он выделял её практичность, потому что мрамор в метро — это материал подручный, которым прежде всего отделывали стены, — объясняет куратор выставки Никита Голованов. — И в связке с этим очень важно второе преимущество флорентийской мозаики. Благодаря тому, что она как будто бы встраивается в отделку за счёт одного материала — мрамора, она простирается далеко за границы сюжетной части. Так удавалось достичь монументальных композиций, которые при этом не сильно притягивали к себе внимание».
Точность рисунка, живописность и выразительная фактура натурального камня сделали флорентийскую мозаику идеальным инструментом для создания эпических, исторических и философских образов в метро.
Метро в деталях
Этот раздел экспозиции: как и за счёт чего складывался индивидуальный облик станций. Ведь подземка — это не просто архитектурный ансамбль, но и целостная художественная среда, где буквально каждая деталь, даже самая утилитарная, становится выразительным элементом.
Куратор выставки Никита Голованов рассказывает:
«Ансамбль каждой отдельной станции и всего московского метрополитена невозможно себе представить без монументального искусства. Крупные формы, скульптуры, мозаики, рельефы — это, конечно, очень важно. Но ансамбль складывается ещё и из мелочей. И в этом плане московский метрополитен задаёт высокую планку, потому что куда ни посмотришь — на карниз, на капитель, может быть, на ручку двери или на ажурную решётку, сразу видно, с какой дотошностью и как внимательно подходили архитекторы и художники к оформлению станции. Именно эти незаметные глазу детали позволили создать тот самый выдающийся ансамбль подземных дворцов, которым сегодня наслаждаются миллионы пассажиров».
Свет и тень
Свет в метро играет колоссальное значение. Чтобы понять это, достаточно представить себе, что свет в подземке выключат. И даже несмотря на то, что освещение — это вполне себе утилитарная задача, к ней архитекторы и художники московского метро подошли с большой точностью. «Во-первых, светильник видно с любого ракурса, у него такая задача — он должен освещать пространство. Расположен, как правило, под потолком, излучает свет, а потому по определению притягивает к себе внимание, — продолжает Никита Голованов. — Но светильники и свет в метро — это не только художественное оформление самих светильников, это ещё и точно рассчитанная инженерная система, которая помогает ориентироваться в пространстве, способствует преодолению чувства страха, расставляет архитектурные и художественные акценты».
Забытое, грядущее и невоплощённое
Раздел «Забытое» представляет собой метафору музейного хранения. Павильоны, рельефы, вывески и самые разные декоративные элементы, утраченные в процессе реконструкций или просто с течением времени, — теперь эти части художественной среды московской подземки собраны в условный архив. Даже этикетаж выполнен здесь в виде архивных бирок, которые просто привязаны к системам хранения. В том числе здесь можно увидеть макеты и эскизы оригинальных проектов наземных вестибюлей «Лубянки» и «Курской», утраченного вестибюля «Охотного ряда» в здании гостиницы «Москва», а также макет встроенного сегодня в здание Павелецкого вокзала павильона станции «Павелецкая». Теперь все эти артефакты превратились в свидетельства того, как московское метро отражало и переживало культурные и исторические изменения XX века.
В разделе «Грядущее» кураторы решили обратиться к будущему и пофантазировать. Они взяли исходные данные трёх станций, которые должны появиться в ближайшем будущем, и попросили нейросеть предложить для них художественное решение.
«Идея этого раздела очень понятная: давайте помнить о том, что наше метро — самое красивое в мире, что к его созданию прикладывали руку самые выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники, мозаичисты, керамисты и те, кто занимался любыми элементами — от скамеечки до лампы. Хочется сохранить этот образ и продолжить эту историю для наших потомков, чтобы наше метро было не менее красивым ещё лет через 150», — подчёркивает Оксана Бондаренко.
Заключительная часть выставки оформлена как тотальная инсталляция — «Невоплощённое». Рассказ о настоящем, прошлом и будущем московской подземки невозможно представить без так называемого «бумажного метро» — тех станций и проектов, которые по разным причинам так и не появились. Конкурсные, студенческие, утопические или очень близкие к реальности. На одну станцию могло приходиться не один десяток проектов. Они не были реализованы, но остались в истории архитектуры и советского искусства.
«Высоко под землёй» — не просто выставка об истории Московского метрополитена, а проект, способный перевернуть наше обывательское отношение искусству в метро. Возможно, в следующий раз, спускаясь в подземку, мы уже не побежим, по привычке глядя лишь себе под ноги, но замедлимся, чтобы восхититься окружающей нас красотой и действительно посмотрим на метро как на огромный подземный музей. То же напутствие можно увидеть и выходя из залов музея: «При выходе из вагона не забывайте о прекрасном».
Выставка продлится в Музее Москвы до 24 августа.
Автор текста - Полина Жарких
Подробнее о городских событиях читайте на kultura.mos.ru
Подписывайтесь на «Культуру Москвы» в Telegram
Смотрите «Культуру Москвы» в RUTUBE
Следите за новостями «Культуры Москвы» Вконтакте, ОК и Дзене