Когда-то давным-давно, еще в те времена, когда трава была зеленее, а фильмы – глубже, трое парней – Василий Ливанов, Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский – были не разлей вода. Ну, как минимум, так казалось. Молодые, дерзкие, полные амбиций, они делились друг с другом идеями, мечтами, и, наверное, даже последней сигаретой. Кто бы мог подумать, что яблоком раздора между этими товарищами станет… фильм? Да не просто фильм, а культовый "Андрей Рублев", вышедший на экраны в далеком 1966 году.
История стара как мир: творчество, амбиции и немного предательства. По словам самого Ливанова, идея снять кино о великом иконописце Андрее Рублеве принадлежала именно ему. Представьте себе: весна, 1961 год, поездка в Суздаль, где древняя архитектура поразила воображение молодого Василия. В голове сразу возникла картинка будущего фильма, и, конечно же, он видел себя в главной роли. Ну а кто бы на его месте не захотел?
Вернувшись в Москву, Ливанов, окрыленный идеей, поделился ею с друзьями. Кончаловский и Тарковский, по его словам, пришли в восторг. Договорились работать вместе над сценарием, как только Василий освободится от съемок в другом проекте. Вот только о главной роли для Ливанова, видимо, никто особо и не задумывался. И тут начинается самое интересное.
Звонок Кончаловскому спустя какое-то время стал для Ливанова холодным душем. Оказывается, сценарий уже готов, и Тарковский подал заявку на "Мосфильм".
"Не переживай, мы тебя в титры включим",
– попытался успокоить друга Кончаловский.
Ливанов был, мягко говоря, в шоке. Обида быстро переросла в гнев, и разговор закончился, как говорится, на повышенных тонах. С его точки зрения, друзья просто-напросто воспользовались его идеей, оставив его за бортом.
Признание вины
Кончаловский позже признавал, что поступили они некрасиво.
"Мне и сейчас неприятно об этом вспоминать. Ведь замысел принадлежал Васе. Но он уехал, а мы с Андреем решили не терять время и продолжили работу. Потом просто поставили его перед фактом: всё уже написано. Конечно, при таких обстоятельствах на главную роль его никто бы не взял".
Ну, хоть кто-то признал свою вину, уже неплохо, правда?
Говорят, Ливанов идеально подходил на роль Рублева: благородная внешность, пронзительный взгляд, глубокий внутренний мир. Все, как надо. Но, увы, не судьба. И хотя Кончаловский пытался загладить вину, дружба дала трещину. Ливанов, конечно, говорил, что простил, но осадочек, как говорится, остался. Доверять, как прежде, он уже не мог. А вот Тарковский извиняться и не подумал. Изначально он вообще хотел видеть в роли Рублева Иннокентия Смоктуновского, но тот был занят в "Гамлете". В итоге роль досталась Анатолию Солоницыну.
Фильм "Андрей Рублев", несмотря на неоднозначную реакцию критиков, стал настоящим шедевром и принес Тарковскому мировую славу. А что же Ливанов? А Ливанов спустя годы признался, что ту боль так и не смог забыть.
"Это предательство! Моя идея — и меня же вычеркнули. Спустя годы, при встрече, я всё же высказал, что думаю",
— рассказывал он.
И вот однажды судьба снова свела Ливанова с Тарковским. В ресторане, в теплой компании друзей, Ливанов услышал, как режиссер нелестно отзывается об актерах, задев даже его отца. Тут уж терпение Ливанова лопнуло. Он встал из-за стола и влепил Тарковскому две пощечины прямо на глазах у изумленной публики. На выходе его уже ждали сотрудники милиции. Страсти накалились до предела!
Позже Тарковский пытался выяснить, за что, собственно, прилетело спустя столько лет. Но ответ был краток:
"Заслужил. Больше не звони",
– и трубка была повешена.
С тех пор их пути больше не пересекались. Вот такая вот история.
Кто прав, кто виноват – сказать сложно. С точки зрения Ливанова, его просто предали. С другой стороны, Кончаловский и Тарковский могли посчитать, что время не ждет. У каждого своя правда, как говорится. Но эта история прекрасно иллюстрирует старую истину: дружба и работа – вещи не всегда совместимые. Начинать общее дело с друзьями – риск потерять и то, и другое. Особенно, если речь идет о таком тонком материи, как кино.
Ведь в мире искусства, как известно, свои законы и свои страсти. И порой, чтобы создать шедевр, приходится идти на жертвы. Даже если эти жертвы – дружба и доверие.
Мораль сей басни
Эта история – не просто скандал из мира кино. Это – предостережение. Прежде чем затевать что-то серьезное с друзьями, подумайте дважды. Готовы ли вы к тому, что ваши амбиции могут разрушить то, что вам дорого? Готовы ли вы простить предательство? И, наконец, готовы ли вы к тому, что ваш гениальный замысел может быть украден прямо у вас из-под носа? Вопросы, как говорится, риторические. Но задуматься стоит.
В конечном итоге, "Андрей Рублев" стал великим фильмом, а дружба трех талантливых людей – трагической историей. И кто знает, что лучше: создать шедевр или сохранить человеческие отношения? Наверное, каждый решает для себя сам.
А мораль тут проста: будьте осторожны со своими идеями и с теми, кому их доверяете. И помните: в мире искусства, как и в жизни, не всегда побеждает дружба. Иногда побеждает только искусство.
А как вы относитесь к этой истории? Пишите свое мнение в комментариях.
☕ Мы делимся с вами самыми интересными новостями, а вы можете угостить нас виртуальной чашечкой кофе! Поддержите нас — и мы продолжим радовать вас свежими историями!