Найти в Дзене
КУПНО

Нижний – это бренд: как привлечь специалистов из других регионов в Нижегородскую область

Рассказываем, что такое HR-бренд региона, и публикуем руководство для работодателей. HR-бренд региона — это репутация территории как места для работы и построения карьеры, сформированная совокупностью социальных, экономических и культурных факторов региона: состояния экономики и рынка труда, наличия рабочих мест и зарплатного уровня, качества социальной инфраструктуры, возможностей профессионального и карьерного роста, а также имиджевых составляющих. Из чего же складывается HR-бренд? Из условий труда, включая уровень зарплаты, социальные гарантии и возможности карьерного роста. Из корпоративной культуры – комплекса ценностей и традиций, которые определяют поведение сотрудника внутри региона. Из условий проживания – безусловно, жилье, инфраструктура, транспорт и внешняя среда в целом должны быть удобными и комфортными. Из отзывов специалистов, которые уже переехали в регион, нашли работу и «обжились». Ну и, конечно, чтобы привлечь как можно больше квалифицированных кадров, регион должен

Рассказываем, что такое HR-бренд региона, и публикуем руководство для работодателей.

HR-бренд региона — это репутация территории как места для работы и построения карьеры, сформированная совокупностью социальных, экономических и культурных факторов региона: состояния экономики и рынка труда, наличия рабочих мест и зарплатного уровня, качества социальной инфраструктуры, возможностей профессионального и карьерного роста, а также имиджевых составляющих.

Из чего же складывается HR-бренд? Из условий труда, включая уровень зарплаты, социальные гарантии и возможности карьерного роста. Из корпоративной культуры – комплекса ценностей и традиций, которые определяют поведение сотрудника внутри региона. Из условий проживания – безусловно, жилье, инфраструктура, транспорт и внешняя среда в целом должны быть удобными и комфортными. Из отзывов специалистов, которые уже переехали в регион, нашли работу и «обжились». Ну и, конечно, чтобы привлечь как можно больше квалифицированных кадров, регион должен присутствовать в информационном пространстве – это и сформирует его репутацию на уровне страны.

Нижегородская область обладает огромным потенциалом для развития HR-бренда. На стратегической сессии, организованной КУПНО, ГорькийТех и ВРЕМЯ:HR, эксперты обсудили ключевые аспекты формирования привлекательного имиджа региона для жизни и работы. Давайте разберемся, как обстоят дела с формированием HR-бренда Нижегородской области, и что делать, чтобы у нас работали лучшие специалисты страны.

Кстати, по данным на I квартал 2025 года, в банк вакансий Нижегородской области заявлено более 63 тысяч вакансий.

Почему Нижегородская область?

Для начала стоит разобраться, почему люди вообще оставляют свою малую родину и переезжают в другой регион. Причинами могут быть:

- возможности трудоустройства;

- повышение материального достатка;

- работа по специальности;

- перспектива карьерного роста;

- качественное образование;

- смена климата или экологической обстановки;

- улучшение будущего для детей;

- желание перемен.

При этом люди, которые решились на переезд, учитывают и такие факторы, как квалифицированная медицинская помощь, безопасность, транспортная доступность, комфорт городской среды, а также доступность культуры и спорта.

По каким же критериям люди из других городов выбирают для постоянного места жительства Нижний Новгород и Нижегородскую область?

Экономика и образование

Во-первых, в Нижегородской области развита промышленность – особенно автопром, ОПК и нефтегазовая отрасль. Во-вторых, создан крупный IT-кластер. В-третьих, в Нижнем Новгороде множество научных и образовательных центров, НИИ и университетов – не зря в наши вузы приезжают учиться со всей России. А вскоре в регионе откроется межвузовский кампус мирового уровня «Неймарк». Это единый бренд нижегородского IT-образования, где будет осуществляться подготовка полного спектра специалистов для IT-компаний.

Близость к центру

Не секрет, что от Нижнего Новгорода до Москвы – всего около 4 часов по железной дороге и чуть больше пяти – по новой скоростной трассе М-12. При этом цены здесь значительно ниже, что особенно заметно при изучении рынка недвижимости.

Экология

Нижегородскую область можно назвать зеленым регионом: леса занимают более 50% ее площади. Да и в самой столице Приволжья множество зеленых зон и пространств для отдыха – чего стоит один парк «Швейцария» после масштабной реконструкции к 800-летию города. При этом климат здесь умеренный – в меру холодная зима и теплое лето, что покажется комфортным людям, переехавшим как с севера, так и из южных регионов.

Культурная и спортивная столица

Каждый год в Нижнем Новгороде проходят культурные и спортивные события, известные на всю страну. Расцвет привлекательности наш город пережил в год своего 800-летия – тогда масштабное шоу Ильи Авербуха транслировали на Первом канале. В то лето стартовал фестиваль «Столица закатов», который обрел такую популярность, что стал ежегодным. Нельзя не упомянуть и знаменитый кинофестиваль «Горький fest», куда съезжаются самые яркие звезды отечественного кинематографа. А среди спортсменов по всей России широко известен благотворительный полумарафон «Беги, герой!», который впервые прошел в 2015 году. События – в том числе международного масштаба – проводятся не только в областном центре, но и в муниципальных округах: это и «Золотая Хохлома», и «Арзамасский гусь», и «Пушкин без границ» – и многие другие.

Стоит отметить, что за последние годы Нижний Новгород превратился в один из главных туристических центров страны. Вся Россия знает Нижегородскую ярмарку, Нижегородский кремль и нижегородскую канатную дорогу – с самым протяженным пролетом над водой в Европе. Не отстает и Нижегородская область – особенно туристов привлекают Большое Болдино и кластер Арзамас – Дивеево – Саров.

Любое из этих событий, любую достопримечательность можно посетить в качестве туриста – а можно жить совсем рядом и не отказывать себе в удовольствии увидеть все и сразу.

Помощь в переезде

Совместными усилиями АНО «Горький Тех» и АНО ДПО «КУПНО» реализуется проект «Живи и работай в Нижнем!», который позволяет значительно упростить процесс переезда для высококвалифицированных специалистов в Нижегородскую область. На портале https://nn-to-go.ru/ru/ размещена информация о регионе и запущен консьерж-сервис для индивидуального сопровождения переезда. Консьерж-специалист поможет подобрать жилье, оформить документы, договориться со службами переезда, устроить детей в садик или школу – и будет сопровождать в процессе адаптации на новом месте. На портале можно найти работу и сотрудников, почитать истории людей, которые уже перебрались в Нижегородскую область, и узнать ответы на самые распространенные вопросы.

Благодаря проекту «Живи и работай в Нижнем!» перевезти специалиста в регион стало намного проще.

Рекомендации по привлечению

Около 50% нижегородских компаний, представители которых участвовали в прошедшей экспертной сессии, привлекают специалистов из других регионов. В основном это айтишники, инженеры и топ-менеджеры. Привлечь и удержать ценных работников можно различными способами. Остановимся на каждом из них – и рассмотрим подробнее.

Форматы работы

Работа в офисе в режиме «пять дней в неделю по 8 часов» подходит далеко не всем. В связи с этим работодателям предлагается развивать так называемые гибкие форматы. Рабочий день может начинаться позже, заканчиваться раньше, перетекать с будней на выходные, делиться на работу в офисе и удаленку – вариантов множество, главное, чтобы сотрудник и работодатель пришли к компромиссу.

Релокационные пакеты

Сменить регион, где налажена жизнь – от наличия жилья до школы возле дома, бывает непросто. Переезжая в Нижегородскую область, релоканты тоже могут столкнуться с рядом сложностей. Это, в частности, нехватка мест в школах и детских садах, проблема трудоустройства супруга или супруги и высокие затраты на переезд.

В свою очередь компании, которые привлекают сотрудников, предлагают компенсацию аренды жилья (50% – 100%, иногда до 3 лет), оплату переезда (включая билеты и перевозку вещей), временное жилье (гостиницы, корпоративные общежития), поддержку семей (помощь с устройством детей в школы и детсады). В отдельных случаях топ-менеджерам предоставляют подъемные, льготную ипотеку и даже собственные квартиры.

Как же улучшить условия для релокантов? Среди экспертных предложений:

- Введение квот в детских садах и школах для семей релокантов;

- Компенсация проезда к месту прежнего проживания 1–2 раза в год;

- Развитие инфраструктуры: транспорта, жилья, социальных объектов;

- Создание программ адаптации – от помощи с оформлением документов до культурной интеграции.

В целом можно говорить о том, что формирование комплексных пакетов поможет привлечь специалистов с семьями – и удержать их в Нижегородской области.

Инвестиции в инфраструктуру

Повышение транспортной доступности офисных кварталов, создание зеленых зон и благоустройство общественных пространств, ремонт и строительство детских садов, школ и поликлиник поможет сделать Нижегородскую область комфортнее, а значит, привлекательнее для людей из других городов. Эта задача посильна работодателям только во взаимодействии с властями региона.

Маркетинг HR-бренда

Последний (по порядку, но не по значимости) путь привлечения специалистов из разных уголков страны – продвижение бренда города, идеального не только для работы, но и для жизни. По мнению экспертов, правильный маркетинг HR-бренда позволит увеличить приток специалистов на 20–30%. Что же для этого нужно?

- Продвигать туристические бренды: от обновления канатной дороги до развития событийного туризма;

- Создать «Карту Нижегородца», с помощью которой переехавшие специалисты смогут получать всевозможные льготы;

- Активнее рассказывать о преимуществах в вакансиях и соцсетях.

Рассказывать о Нижнем Новгороде и Нижегородской области жителям других регионов ранее призвал заместитель губернатора Олег Беркович.

«…Материалы можно и нужно использовать как можно чаще», – написал он в своем Telegram-канале.

Речь идет о фотоматериалах (https://disk.yandex.ru/d/uArXyZGnaOJfhg) и серии видеороликов (https://disk.yandex.ru/d/n4T9kjFJnigWPw) о столице Приволжья, которые заставят влюбиться в наш регион даже тех, кто ни разу в нем не бывал. Работодатели могут свободно использовать их на своих сайтах и в рекламных кампаниях. Таким образом они смогут привлечь новых сотрудников не только преимуществами работы в конкретных организациях, но и развитой инфраструктурой, уникальной культурой и потрясающими видами Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Здесь есть, во что влюбиться!

Формирование сильного HR-бренда можно назвать долгосрочной инвестицией в развитие региона. Реализация предложенных стратегий поможет Нижегородской области не только привлекать таланты, но и удерживать их, создавая устойчивую экономику и комфортную среду для жизни.