Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Грайндхаус (2007, США, боевик / триллер / ужасы / ретро): Кто круче - Тарантино или Родригес?

Во время просмотра фильма в кинозале в 2007 году я задумался над сакраментальным вопросом, кто круче, Родригес или Тарантино? Так-то, конечно, понятно, что Тарантино круче. Но круче ли он Родригеса в рамках данного проекта? Идея сделать такое вот грайндхаусное кино принадлежала Родригесу, и мексикано подошел к делу с полной ответственностью. Его "Планета страха" — это настолько удачная мимикрия под зомби-трэшак, что никак иначе восприниматься не может. Какой там, к черту, постмодерн, какая пародия, где хиперссылки? — их особо-то и не замечаешь. Несмотря даже на то, что в один полуторачасовой фильм Родригес напихал и маньяков-врачей, и цистерны с зеленой гадостью, превращающей людей в зомби, и постельную сцену, целомудренно зажеванную кинопроектором, и оборону дома от зомби, и, в конечном итоге, бегство. В сумме всё это отдает потрясающей безвкусицей, но смотрится на ура, как и любой трэш, представляющий собой гору гарбэджа. Стилизация удалась. Как и полагается настоящему мексиканцу

Во время просмотра фильма в кинозале в 2007 году я задумался над сакраментальным вопросом, кто круче, Родригес или Тарантино?

Так-то, конечно, понятно, что Тарантино круче. Но круче ли он Родригеса в рамках данного проекта? Идея сделать такое вот грайндхаусное кино принадлежала Родригесу, и мексикано подошел к делу с полной ответственностью.

Его "Планета страха" — это настолько удачная мимикрия под зомби-трэшак, что никак иначе восприниматься не может. Какой там, к черту, постмодерн, какая пародия, где хиперссылки? — их особо-то и не замечаешь. Несмотря даже на то, что в один полуторачасовой фильм Родригес напихал и маньяков-врачей, и цистерны с зеленой гадостью, превращающей людей в зомби, и постельную сцену, целомудренно зажеванную кинопроектором, и оборону дома от зомби, и, в конечном итоге, бегство.

В сумме всё это отдает потрясающей безвкусицей, но смотрится на ура, как и любой трэш, представляющий собой гору гарбэджа. Стилизация удалась.

Кадр из фильма "Планета страха" ("Грайндхаус", 2007)
Кадр из фильма "Планета страха" ("Грайндхаус", 2007)

Как и полагается настоящему мексиканцу, Родригес применил навыки "контролируемой глупости", принесенной в Калифорнию начала 60-х Карлосом Кастаньедой.

Кстати, сценарий "Планеты" Родригес начал писать в 1998 году, и в том же году вышел "Факультет" (читайте о нем - ЗДЕСЬ), на мой взгляд, лучший фильм Родригеса. Мне кажется, у Родригеса вообще талант снимать картины о вторжениях похитителей тел и прочую тому подобную фантастику.

Тарантино же сделал фильм в стиле Тарантино. А грубо говоря — схалявил. Или, вернее, не смог сделать фильм не в стиле Тарантино. Или не захотел. При этом "Доказательство смерти" понравилось мне больше "Планеты страха".

Кадр из фильма "Доказательство страха" ("Грайндхаус", 2007)
Кадр из фильма "Доказательство страха" ("Грайндхаус", 2007)

Ведь сделан-то фильм Квентина более профессионально, хотя и придуряется он на полную катушку, рассыпая по всему сюжету нарочито бессмысленную болтовню простых провинциальных дивчин!

Но у Родригеса в фильме не было таких захватывающих дух сцен, как, например, сцена с ночным столкновением на шоссе и последующей за ней сценой в больнице, позаимствованной из "Планеты страха". Эта закольцовывающая "Грайндхаус" сцена удивительно печальна и экстраординарна, она выбивается из общего юморного контекста. Получается, что Квентин либо сыграл не по правилам, либо уступил Родригесу в режиссерском мастерстве, который намеренно скатился до ширпотреба, чтобы сделать замечательную стилизацию.

Кадр из фильма "Доказательство страха" ("Грайндхаус", 2007)
Кадр из фильма "Доказательство страха" ("Грайндхаус", 2007)

То же было и в "Четырех комнатах". У Родригеса была лучшая новелла, но когда говорят "4 комнаты", почему-то подразумевают именно Тарантино. Тарантино выступает словно Большой Брат Родригеса, и никакие "Города грехов" никогда не смогут исправить этого положения. Тем более, что Родригес сам приглашает лучшего друга отснять парочку-другую сцен в своих фильмах…

Оценка: 7,0 из 10.

Режиссеры: Роберт Родригес, Квентин Тарантино, Эдгар Райт, Эли Рот, Роб Зомби.
Сценарий: Роберт Родригес, Роб Зомби, Эдгар Райт, Джефф Ренделл, Эли Рот, Квентин Тарантино,
Операторы: Милан Хадима, Фил Пармет, Роберт Родригес, Квентин Тарантино.

В главных ролях: Джош Бролин, Росарио Доусон,
Курт Рассел, Роуз МакГоуэн, Фредди Родригез,.
В ролях:
Николас Кейдж, Удо Кир, Саймон Пегг, Брюс Уиллис, Мэрли Шелтон, Джефф Фейхи, Майкл Бин, Трейси Томс, Зо Белл, Ванесса Ферлито.

Кадр из фильма "Планета страха" ("Грайндхаус", 2007)
Кадр из фильма "Планета страха" ("Грайндхаус", 2007)

Интересные факты о фильме:

  • Фильм существует в двух вариантах — в синкретичной двуединой версии и версии разделённой на два самостоятельных фильма — "Доказательство смерти" и "Планета страха", которые успешно демонстрируются в кинотеатрах.
  • На роль Трюкача Майка рассматривались кандидатуры Микки Рурка, Сильвестра Сталлоне и Винга Рэймса.
    Часть музыки для "Планеты страха" была позаимствована из фильмов "Побег из Нью-Йорка" (1981) и "Прокол" (1981).
  • Идея снять грайндхаус-фильмы принадлежала Роберту Родригезу, идея фэйк-трейлеров — Квентину Тарантино.
Кадр из фильма "Планета страха" ("Грайндхаус", 2007)
Кадр из фильма "Планета страха" ("Грайндхаус", 2007)

Читайте также на моем канале:

Курт Рассел
Владимир Гордеев15 апреля 2023
Брюс Уиллис. Актеры голливудского кино
Владимир Гордеев5 апреля 2023
Зомби-фильмы | Владимир Гордеев | Дзен
Кадр из фильма "Планета страха" ("Грайндхаус", 2007)
Кадр из фильма "Планета страха" ("Грайндхаус", 2007)