Не так давно, я всё-таки решила дать вторую попытку себе и своим возможностям обучиться высшему образованию (сейчас мне 31 год, и я уже на 2 курсе, совмещаю работу и учебу).
Окончив школу, я еще слабо понимала что мне будет интересно в 25-30 лет, чем я захочу заниматься, и к чему приведет меня моя жизнь.
Поэтому поступила на профессию, тогда интересной мне – программист. И прогадала…ведь программистом я не стала, да и с математикой у меня всегда было плохо, я больше гуманитарий..
В общем, обучилась 5 лет (после 9 класса), оказалась недовольной своим выбором (именно своим выбором, а не выбором моих родителей, так как они дали мне полную волю в выборе профессии), и начала искать себя и изучать, что же мне всё-таки ближе.
Что для меня высшее образование?
Во-первых, закрыть гештальт свой собственный. У меня уже была попытка получить диплом о высшем образовании, но я переехала, и совмещать заочную учебу, проживание и работу в другом городе – стало сложно. Ведь сессии никто не отменял, а мне нужно было еще как-то учиться, писать конспекты, и, в конце концов, сдавать зачеты. А перевестись в филиал того города (Москва), где я проживала и работала было сильно дороже. В итоге, закончив 1 курс я просто разорвала договор с институтом, и со свободной душой ушла в свободное плаванье. Вышла замуж, работала, и совсем меня не заботило это высшее образование…пока я не развелась с мужем. Тогда-то у меня в глазах взыграла сильная ответственность за саму себя, свою жизнь и будущее (почему раньше не было таких позывов к ответственности не знаю…).
Во-вторых, у моей семьи ни у мамы, ни у папы, ни у брата нет высшего образования- мне просто очень захотелось перепрограммировать немного наш род в этом плане, или может даже прокачать.
В-третьих, при трудоустройстве на работу обращают внимание на образование. Если у тебя есть диплом о высшем образовании, значит шансов на работу больше. Хотя, по сути, «корочка» особо ничего не значит, как по моему мнению. Ведь можно обучиться, но в голове будет совсем пусто…или на практике ты просто не сможешь ничего.
В-четвертых, это новые знания, и новые возможности. Конечно, все зависит от моего подхода к обучению.
Как выбрать школу, институт и образовательное учреждение в целом?
Для начала, я бы советовала определиться, конечно же с отраслью, потом уже сузить круг до профессии, или деятельности в целом. После того, как у вас есть направление, вы должны определиться с формой обучения: заочная, или дистанционная, а может смешанная.
Далее, промониторить институты в вашем городе и области, а может даже в крупных городах, ведь там больше предложений, точно будет из чего выбрать!
Обязательно проверить лицензию, и все документы образовательного учреждения, так как у некоторых нет должной аккредитации.
По возможности ознакомиться с отзывами, рекомендациями ваших коллег или знакомых.
С чем (какими сложностями) можно столкнуться на дистанционном обучении?
- С плохой подачей материала. Есть очень грамотные, интересные преподаватели, которые излагают суть внятно, приводят примеры, и буквально рассказывают и показывают все на пальцах – это мы любим, это нам надо. Большой процент усваивания информации зависит от изложения, на мой взгляд. Если не приводить примеры, мне кажется, сложно представить самому наглядно. Это как в школе по математике, сначала ты изучаешь формулы, обозначения, потом решаете задачи с учителем, а потом уже на практике делаешь сам. Это прям база.
- С самодисциплиной. Это тоже очень важно, так как расписания, и гневных звонков от кураторов не будет, а учиться надо! Можно самому распланировать свое расписание, или определить, сколько времени вы хотите уделять в день обучению.
Например, в начале 1 семестра я ответственно отнеслась к обучению, но потом как-то расслабилась, перестала гнаться за получением ценной информации, подумала, что еще нагоню, и пока можно заняться своими делами. Только потом приходилось впадать в стресс, так как учеба, работа всё это как навалилось…..И еще как на зло в один период. Лучше до такого не доводить, и распределить всё грамотно. К тому же, если каждый день уделять хотя бы по часу обучению, информация будет лучше усваиваться и запоминаться, чем за день быстро просмотреть много обучающих видео и конспектов еще и по разным дисциплинам….Идеально сначала плотно изучать одну дисциплину, сдавать проверочные тесты, зачеты (если зачеты не закреплены к конкретной дате), а потом уже приступать к другой. Хотя в школе, колледже в день было несколько предметов, и мы как-то успевали, запоминали и всё благополучно сдавали.
- Поиск дополнительных материалов, или изложение материала немного в другой форме. Конечно, дополнительные материалы на дистанционном обучении, или ссылки на них могут предоставляться, но часто приходится искать еще и самому. Может это и не плохо и не сложно, и выглядит, как домашнее задание разобраться или найти информацию самому, но когда ты платишь хорошие деньги за обучение, хочется, чтобы тебе подавали информацию на золотом блюдечке с голубой каемочкой. К тому же, в некоторых институтах, дополнительные материалы дают со ссылкой не на внешний источник, а на библиотеку института, или ссылку на материал в библиотеке партнера, а там ограниченная информация, например, дается для ознакомления всего 5 страниц, а тема сама на 10 страниц.
- Невозможность задать вопрос руководителю. Если обратная связь с руководителем предусмотрена, то она будет, а если нет? Например, там, где обучаюсь я, обратной связи с руководителем или преподавателем нет. Это значительно усложняет процесс обучения.
- Отсутствие домашнего задания с проверкой преподавателя. Как ни крути, практика везде важна и нужна. Если ты знаешь теорию, но никогда не применял это в практике, тебе будет сложновато. Взять, например, сочинение стихотворения. Ты можешь знать, разные схеми в этом направлении, но практики в сочинении у тебя ни разу не было…какой стих получиться? Кривой, не суразный и может даже без рифмы. Да, первый опыт даже после практики может не увенчаться 100% успехом, но практика должна быть! С обязательной проверкой руководителя.
Как совмещать работу и дистанционную учебу?
Это легко, но достаточно сложно. Звучит противоречиво, но это так и есть. Как я уже сказала, нужна самодисциплина, и тут не прокатит мне лень, я не хочу или не буду. Не хочешь, потеряешь деньги на обучении, и всё будет в пустую. Знаем, проходили.
У меня график 5/2, работа с 9:00-18:00, график получается плотный, но даже с ним можно грамотно организовать свой учебный план. Я живу в Подмосковье, и некоторые видео-лекции слушаю сидя в электричке, пока добираюсь до работы и обратно. Соглашусь, что после работы хочется отдохнуть, провести время за развлечениями (посмотреть фильм, сериал, или почитать новости). Но просто вспомните, для чего вам учеба? Чтобы что? Правильно, чтобы развиваться, или чтобы переквалифицироваться, или чтобы получать зарплату больше, чем сейчас- как примеры. Также вспомнили, что это временно…Конечно, учится и работать нужно не до фанатизма, иначе просто можно эмоционально выгореть. В выходные учиться проще, свободного времени больше, можно заняться и домашними делами, и учебой. Также советую выбрать важные для вас дисциплины, например, если вы уже поняли, чем в этой сфере хотите заниматься, и делать упор конкретно на эту тематику, изучать больше дополнительных материалов.
Я иногда занимаюсь учебой в обеденный перерыв, записываю конспекты, слушаю видео-лекции.
Какой материал подачи для обучения мне нравится?
Там, где я обучаюсь, смешанные варианты обучения.
Некоторые дисциплины только в виде видео-лекций, некоторые только в виде печатного материала из какого-то учебника, а есть подача материала в виде видео-лекций с готовым конспектом.
Первый вариант хороший, но нужно успеть записать ключевые и важные моменты со слов руководителя, и не упустить самое важное.
Второй вариант для меня плох тем, что я в большей степени визуал, и для меня информация воспринимается лучше в виде наглядных примеров, схем, диаграмм и иллюстраций. Поэтому сухой текст для меня сложно изучаем. Нет наглядных примеров, разъяснений, и сравнений визуальных.
Третий вариант, где рассказывается в формате видео лекции и дается печатный материал конспекта, в которой возможны кратные примеры, сравнения, важные определения и иллюстрации намного проще остальных. Это приятно моему восприятию, к тому же, я могу не записывать следом за руководителем конспект, а распечатать готовый, и выделить для себя нужную и важную информацию. Так экономится еще и моё драгоценное время.
Вообще я считаю, что строить обучение (особенно платное), стоит учитывая типы восприятия каждого человека.
Существует условно выделенная классификация типов людей, воспринимающих информацию по-разному:
- аудиалы;
- визуалы;
- кинестетики;
- дигиталы (дискреты).
Поэтому, третий вариант для подачи материала будет намного преимущественный для большинства типа людей, на мой взгляд.
Я рассказала о своём опыте, о своём мнении по поводу дистанционного обучения, и возможно, у вас есть другое мнение. Очень интересно послушать. Оставляйте свои комментарии, обсудим.