В российском кинематографе Сарик Андреасян — фигура неоднозначная, обсуждаемая, временами иронизируемая. Но это не мешает ему снимать, собирать кассу, вдохновлять молодое поколение и искренне любить зрительское кино. В большом разговоре с Александром Цыпкиным в проекте «5 книг» на телеканале Ключ Андреасян откровенно рассказывает о том, как справляется с хейтом, зачем экранизирует классику, как научился не злиться на критику и почему надеется, что дети найдут своё призвание.
«Я снимаю то, что сам хотел бы посмотреть»
Сарик Андреасян уверен: зрительское кино — это прежде всего эмоции, которые остаются у человека после просмотра.
«Я поколение видеомагнитофонов. В тот момент, когда папа принёс первый видеомагнитофон, мы смотрели не Тарковского и не Феллини, а Брюса Ли и “Крепкий орешек”», — говорит режиссёр.
Он не стесняется признаться, что его фильмы могут казаться сентиментальными, но для него это не повод для смущения: «Я не делаю это специально. Я просто хочу, чтобы зритель выходил из зала с ощущением, что жизнь — это не только борьба, но и надежда».
Классику лучше не переиначивать
В разговоре о классике Сарик Андреасян признаётся, что изменил подход к экранизациям:
«Если есть возможность ничего не менять, лучше не менять, потому что, если это работает 300 или 400 лет, и стало классикой, то значит, там всё и так правильно».
Он вспоминает, как изначально хотел сделать «Онегина» в современной трактовке, но со временем понял, что лучше остаться верным оригиналу.
«Второй раз подходя к Онегину, я решил, что это будет абсолютно хрестоматийно и канонически — как написано».
«Главное, чтобы дети нашли своё зачем»
Сарик говорит с сыновьями не о школьных оценках, а о том, что важно искать себя и не бояться ошибок.
«Самая большая ценность — это не ваши оценки, а вы сами. Счастлив тот человек, который нашёл своё призвание».
Он воспитывает детей в доверии и открытости: «Главное — я ваш друг, чтобы ни произошло, ни скрывайте, расскажите, потому что вместе мы найдём решение». Для него важно, чтобы дети понимали: жизнь — это не гонка за успехом, а поиск своего пути и умение быть счастливым здесь и сейчас.
Критика — это не приговор, а повод стать сильнее
Сарик Андреасян не раз сталкивался с жёсткой критикой и хейтом, но относится к этому философски:
«Я просто всегда точно знал, что это несправедливо. Мы все живём представлениями друг о друге. Пока не узнаем друг друга. И поэтому даже те люди, которые писали обо мне плохо, это лишь их представления обо мне».
Он уверен, что важно не озлобиться и не терять уважения к себе и другим, даже если приходится работать под давлением общественного мнения.
«Голливуд дал мне опыт. Но дома — я свой»
Когда Сарик Андреасян снимал фильм «Ограбление по-американски» с Эдрианом Броуди, он прожил в США полтора года и получил ценный, но непростой опыт. Это была не история о славе, а о том, каково быть чужим в другой культуре и системе.
«Я себя там не нашёл в том плане, что, к сожалению, уехал поздно. Мне было уже лет 29–30. Я знал язык, но с Броуди и с кастом общался через переводчика. А режиссура — это всё-таки коммуникация, и это умение говорить. И очень сложно быть обаятельным на языке, которого ты не знаешь».
Он честно признаётся: чтобы стать «своим» в Голливуде, нужно начинать с нуля и быть готовым к долгому пути. «Там — я чужой», — говорит Сарик. Дома, в России, он чувствует себя на своём месте, понимает культурный код и может реализовывать свои идеи так, как видит сам.
Работа с Эдрианом Броуди стала для Андреасяна настоящим уроком профессионализма и отношения к ремеслу. Он отмечает, что в Голливуде даже звёзды ведут себя иначе, чем многие российские актёры: «У нас артист, чем богаче становится, тем хуже себя ведёт. У них работает от обратного». Сарик вспоминает, как Броуди приехал на площадку к десяти утра, но в кадр попал только к вечеру. В России, по его словам, в такой ситуации «уже бы три агента позвонили, родственники бы возмущались, почему артист сидит в вагончике». А Броуди лишь спокойно ответил: «Это моя работа». Более того, он добавил: «Я в каждом фильме должен играть так, чтобы подтвердить, что не зря получил Оскар, что я его заслуживаю»
«Я предлагаю жене только те роли, где я уверен, что это ее»
Сарик Андреасян не раз работал с женой (актриса Елизавета Моряк) на одной площадке, но, по его словам, это не семейная протекция.
«Жена не в курсе всех моих проектов, потому что огромное количество в разработках, в сценариях и так далее. И не то, чтобы я обсуждаю это дома», — говорит он.
При этом Сарик признаётся: «Я, конечно, понимаю, что моя жена актриса и хочу, чтобы она играла в каких-то хитах, я это не скрываю, и она это хочет, это очень классно. Нам нравится вместе работать. Но я предлагаю только то, где я уверен, что это её».
Посмотреть полное интервью с Сариком Андреасяном можно на канале телеканала Ключ в Rutube.
#звезды #интервью #сарик андреасян #5книг #александр цыпкин