Уже в 2026 или 2027 году выйдет сериал по мотивам книг про Гарри Поттера. К сожалению, в культовых фильмах многие значимые события вселенной были либо упомянуты вскользь, либо проигнорированы. Сериал же обещают сделать полностью оригинальным и полным. Так чего все-таки не хватало фильмам, а что, наоборот, стоит почерпнуть сценаристам сериала у кинофраншизы?
Смягчененные отношения
В фильмах отношения между персонажами часто упрощены. Например, в кинофраншизе лишь в общих чертах обозначено, что Дурсли недолюбливают Гарри, а сами обладают прескверным характером. Но в книгах их отношения куда более насыщенные: Дурсли откровенно издеваются над племянником, брезгуют обращаться к нему по имени, демонстративно делают вид, что его просто не существует, а также морят голодом и поощряют издевательства сына над ним. Это важно не только для достоверности, но и в контексте популярной теории, что семейство Дурслей, возможно, намеренно подавляло личность и психику Гарри Поттера, чтобы лишить его развития магических способностей.
Другой Снейп
Благодаря таланту и харизме Алана Рикмана его персонаж получился совсем не таким, как в книгах. И это, как ни странно, чрезвычайно правильное решение: Роулинг изначально писала детскую сказку, и многие персонажи были расписаны откровенно по-детски и наивно. Снейп был одним из таких примеров. Вы верите, что взрослый мужчина, чрезвычайно одаренный и умнейший волшебник, главный приближенный Волан-Де-Морта и Альбуса Дамблдора, не умеет мыть голову и чистить зубы? А по характеру напоминает 11-летнего мальчика вроде Малфоя, который всех задирает и показывает язык? Все это просто не укладывается в глубину персонажа. Это выглядит максимально по-детски и смешно. Даже по книге, не говоря уже об экранизациях, не слишком понятно, с чего вообще Снейп так ненавидит Поттера (кроме его внешнего сходства с отцом)? И это не просто ненависть между двумя школьниками: мы говорим о взрослом и умном человеке и ребенке. И не забываем, что Снейп — потрясающий окклюмент. Развитие этого навыка буквально требует обязательного умения контролировать свои эмоции и, как выразился сам Снейп, «не держать душу нараспашку, как это делают дураки». Все это никак не вяжется с истериками, нерациональными и детскими издевательствами ради издевательств над обычными школьниками. Остается только надеется, что в сериале не будут повторять буквально все, что есть в книге, и оставят характер Снейпа таким, как это было в фильме. Потому что, даже судя по книге, его изображение и характер часто лишены всякого смысла.
Не «святой» Поттер
Мало уделено в фильмах внимания и характеру главного героя. Если для его лучших друзей — Рона и Гермионы — еще худо-бедно нашлось место показать их неидеальные черты характера (и слабость, и трусость, и зашоренность, и зависть, и вспыльчивость), то Гарри предпочли оставить спасителем и ангелом с тяжелой судьбой и вечными нападками на него. В книгах, впрочем, это не совсем так: Гарри очень похож на своего отца не только внешне, но и характером. А Джеймс Поттер, между тем, был совсем не высокоморальным рыцарем, и даже его друзья признавали, что поведение Джеймса в школе часто было достойно глубокого презрения и осуждения. Гарри был гораздо мягче и добрее, но вовсе не лишен высокомерности, предубеждений, жажды внимания, наглости и зависти. К сожалению, в фильмах всего этого нет. Но надо понимать, что поклонники «поттерианы» уже не дети, и смотреть на очередную детскую сказочку, где все поделены на «добрых» и «плохих», вряд ли кто-то захочет.
Важные эльфы
В фильмах домовики, такие как Добби и Кикимер, присутствуют, но их роли и значимость в сюжете не так ярко выражены. Например, из «Кубка огня» полностью убрали Винки и сократили до минимума линию Краучей, из-за чего образовались огромные сценические дыры. Убрали и яростную борьбу Гермионы за права эльфов, которая во многом повлияла на ее мировоззрение. Отсюда переходим к «Ордену Феникса», где одним из важных персонажей оказался Кикимер. Лишь Гермиона и Дамблдор понимают, как работает мозг домовиков, призывая относиться к нему благосклонно, тогда как Сириус его презирает, а Гарри с Роном даже не пытаются прислушаться к Гермионе и воспринимают это все в качестве шутки. Что ж, именно Кикимер становится одной из главных причин смерти Сириуса, и признать всю ошибочность своих взглядов Гарри приходится только в «Дарах Смерти». В битве за Хогвартс домовики также вступают на поле боя и вносят свой вклад в победу. Но важнее и то, что в книгах, предназначенных для детей, Роулинг поднимала важные темы расизма и дискриминации. Тогда как в фильмах этого посыла явно не хватает.
Любовь Джинни
Многие поклонники кинофраншизы (особенно те, кто не читал книги) были расстроены выбором возлюбленной для главного героя. Честно говоря, по фильмам действительно складывается впечатление, что между Гарри и Джинни если и есть «химия», то с большой натяжкой. Присутствуют лишь сцены, где Джинни целует Гарри в Выручай-комнате и на кухне в Норе (в книге этого нет), а факт их отношений вообще проигнорирован. Но, если смотреть книги, то выбор Гарри вполне логичен: долгие годы Поттер не замечает сестру Рона, которая от него без ума, а когда та начинает жить своей жизнью и раскрывается, то Гарри начинает обращать на нее внимание. Все примерно так, как часто и бывает в жизни. В книгах также ясно говорится, что Джинни на пятом курсе была настоящей красавицей, очень смелой, веселой и дерзкой девушкой, имеющей массу поклонников. И она, конечно, не вешалась на шею Гарри, как в фильме, а держалась гордо и непринужденно, тем самым вынудив Поттера самого делать первый шаг. Кроме этого, называются и более конкретные причины привязанности и любви Гарри к Джинни: его привлекает в ней чувство юмора, решительность, а главное — отсутствие каких-то сложностей и «девчачьих» замашек (роман с Чжоу его многому научил), а также то, что Джинни, в отличие от Чжоу, не льет слезы по любому поводу и без.
Квиддич
Спорт занимает важное место во всей вселенной и в жизни Гарри в частности. На протяжении трех книг большое внимание уделяется тому, что «Гриффиндор» уже много лет подряд не становится чемпионом школы по квиддичу, а это имеет большое значение для престижа факультета. В фильмах, по сути, линия с квиддичем вообще ни к чему не ведет: показаны лишь первый пойманный снитч Гарри, сломанная рука, дементоры на матче и Рон-вратарь. Иными словами, складывается ощущение, что они просто раз в год выходят побросать мяч безо всякого на то смысла, хотя на трибунах огромные толпы болельщиков. Конечно, из-за этого нет зияющих дыр в сюжете, но, по большей части, из-за отсуствия тезиса о важности квиддича зритель задумывается, зачем он нужен.
Спорные выдумки
Фильмы, безусловно, довольно точно соответствуют книгам, но некоторые моменты изменены для лучшей «картинки» не совсем логично и оправданно. Например, один из самых странных ходов с зачем-то дать Гарри убить дракона в первом испытании на Турнире трех волшебников. Во-первых, Поттер при всем желании почти наверняка никак не смог бы убить дракона, поскольку эти звери не под силу даже взрослым волшебникам. Во-вторых, в начале фильма ясно говорится, что турнир предусматривает повышенные меры безопасности для участников, поэтому трудно поверить, что кто-то бы дал дракону спокойно летать за 14-летним школьником. В-третьих, драконы крайне ценны для волшебного сообщества, их нельзя просто так взять и убить ради развлечения. Второй не менее странный момент — нападение Пожирателей смерти на Нору в шестом фильме. Мало того, что на тот момент Поттера оберегали и скрывали всевозможными способами, из-за чего Пожиратели просто никак не могли взять и вломиться в Нору (иначе что им мешало это сделать на свадьбе Билла и Флер?), так еще и добавлены кадры, как Гарри психует и бежит за Беллатрисой, а сопровождает его Джинни. Это сцены, полностью лишенные смысла и логики, поскольку никак не отразились на сюжете и выглядели до ужаса нереалистично.
Разумеется, есть множество других важных моментов, о которых фильмы умолчали. Это и быт школьников «Хогвартса», и экзамены, и нераскрытые истории Мародерови и Даров Смерти, и некоторые персонажи, которых решили не показывать. А чего вам не хватило в фильмах про Гарри Поттера?