Найти в Дзене
Бел.Ру

Какие они — белгородские динозавры: меловой регион в меловой период

Какой была Белгородская область во времена динозавров? Журналистка Бел.Ру побывала в геолого-минералогическом музее при НИУ БелГУ и узнала подробности. Какие динозавры обитали на месте современной Белгородской области? Да и были ли они тут вообще? Что в регионе находили палеонтологи. Обо всём этом журналистка Бел.Ру пообщалась с директором Учебно-выставочного центра «Геолого-минералогический музей имени А. Н. Петина» Татьяной Липницкой. На территории современной Белгородской области в середине Мелового периода было неглубокое море с островами. В регионе из-за этого находили не очень много костных остатков. Однако представить, кто в этот период обитал в регионе, можно. Над морем парили орнитохейры. Размах их крыльев мог достигать 5 метров. На суше можно было встретить настоящих динозавров — растительноядных утконосых гадрозавров hadrosauroidea из группы птицетазовых динозавров и хищных теропод theropoda. В России находки костных остатков гадрозавров встречаются в Амурской области, на Чу
Оглавление

Какой была Белгородская область во времена динозавров? Журналистка Бел.Ру побывала в геолого-минералогическом музее при НИУ БелГУ и узнала подробности.

    Автор: Алёна Мальцева Источник: bel.ru
Автор: Алёна Мальцева Источник: bel.ru

Какие динозавры обитали на месте современной Белгородской области? Да и были ли они тут вообще? Что в регионе находили палеонтологи. Обо всём этом журналистка Бел.Ру пообщалась с директором Учебно-выставочного центра «Геолого-минералогический музей имени А. Н. Петина» Татьяной Липницкой.

Какие динозавры и древние ящеры водились в Белгородской области?

На территории современной Белгородской области в середине Мелового периода было неглубокое море с островами. В регионе из-за этого находили не очень много костных остатков. Однако представить, кто в этот период обитал в регионе, можно.

Над морем парили орнитохейры. Размах их крыльев мог достигать 5 метров. На суше можно было встретить настоящих динозавров — растительноядных утконосых гадрозавров hadrosauroidea из группы птицетазовых динозавров и хищных теропод theropoda. В России находки костных остатков гадрозавров встречаются в Амурской области, на Чукотке и острове Сахалин.

В море в середине мелового периода на территории области обитали дельфиноподобные рыбо-ящеры ихтиозавры рода платиптеригус platypterygius. А также встречались различные плезиозавры, включая крупного хищного плиозавра полиптиходона polyptychodon interruptus.

«Точную внешность его установить учёным не удалось, поэтому художник из Луганска Сергей Красовский, который изобразил белгородских морских рептилий и динозавров для университетского музея, на панно морду этого гигантского морского животного отвернул от зрителей», — поделилась директор музея.

Как в Белгородской области изучали палеонтологию и костные останки?

В Белгородской области сложилась не лучшая ситуация с изучением палеонтологии. До того как из Томского университета приехала Татьяна Липницкая в 2006 году, науку палеонтологию в целом нигде не преподавали, а древние ископаемые остатки не изучали. Так, уникальная находка 1990 года скелета мамонта с нижней челюстью из села Анновка Корочанского района хранилась в зоологическом музее БелГУ.

Приезжие учёные из Санкт-Петербурга, Москвы, Саратова все находки мезозойских организмов из железорудных карьеров и горно-обогатительных комбинатов Белгородской области забирали на изучение в свои университеты. С 2012 года Татьяна Липницкая начала собирать учебную коллекцию ископаемых организмов для преподавания курса «Основы палеонтологии и общая стратиграфия». В марте 2015 года приказом ректора Олега Полухина был основан Геолого-минералогический музей.

«Руководство белгородского университета выделило солидные финансовые средства на оформление экспозиций музея и закупку витрин. Закипела работа! Официальное открытие первой очереди музея состоялось спустя полтора года, 26 сентября 2016 года, и было приурочено к 140-летнему юбилею БелГУ», — вспоминает собеседница.

Костные остатки находили в железорудных карьерах региона ближе к Губкину и Старому Осколу.

В музее хранятся зубы акул, химеровых рыб и ихтиозавров мелового периода. Встречались учёным и небольшие раковины аммонитов, ростры белемнитов, которых белгородцы называют «чёртовыми пальцами» — это вымершие в конце мелового периода головоногие моллюски, их современные родственники — осьминоги и кальмары уже не имеют наружных раковин или внутренних заострённых торпедообразных ростров.

Во время глобального вымирания в конце мезозоя на территории современной Белгородской области погибли и все представители меловых рептилий — динозавры, ихтиозавры, плезиозавры, все виды птерозавров. Из переживших этот период животных — морские черепахи, акулы и химеровые рыбы.

Хотя наука динозаврология насчитывает 200 лет, российские динозавры долгое время оставались «невидимками», из-за чего известный американский палеонтолог 19 века Отниэль Чарльз Марш произнёс знаменитую фразу:

«Российские динозавры, как и змеи Ирландии, примечательны только тем, что их нет».

После посещения в 1897 году 7-й сессии Международного геологического конгресса в Петербурге он осмотрел все палеонтологические находки в музеях Петербурга и Москвы, но, кроме мамонтов, ничего не нашёл. Пермские звероподобные рептилии были только что открыты Владимиром Амалицким.

Сейчас в России известны 34 местонахождения костных остатков динозавров.

«Большинство российских динозавров было найдено после 1990 года. Сейчас найдено очень много оперённых динозавров. И сейчас даже считают, что динозавры не вымерли, а плавно эволюционировали из мелких хищных теропод в птиц», — уточнила директор музея.

Сейчас в геолого-минералогическом музее работает два человека. Собственно, наша собеседница и её коллега. Весь музей они создали самостоятельно.

«Это огромный труд — создать этот музей с нуля. Причем ректор нас очень торопил: давайте быстро-быстро всё облепим стендами». Я говорю: «Ну вы что, за год хотите музей создать?» Музей создается годами, десятилетиями. А у нас и минералогия, и горные породы, и палеонтология. То есть понемногу обо всём, а смысл — чтобы дать студентам базу, наглядные материалы», — поясняет Татьяна Липницкая.

Валериан Киприянов был одним из первых российских палеонтологов, и, что особенно важно, он работал в регионе — на курской земле. Он был дилетантом в палеонтологии — по своей основной профессии он был инженером путей сообщения, строителем дорог. В качестве инженера он руководил многими крупными проектами — прокладывал шоссе (это не было ещё асфальтированием, но щебёночное покрытие пропитывали каменноугольным дёгтем) между Курском и Орлом, строил железную дорогу от Владимира до Нижнего Новгорода, занимался водоснабжением Петербурга и Москвы. Значимой фигурой в истории инженерного дела он не стал, но оставил видный след совсем в другой области. Он опубликовал статьи с описаниями и изображениями изученных им остатков хрящевых и костистых рыб из верхнего мела Курской и Орловской губерний и стал автором четырёх монографий, посвящённых юрским и меловым рептилиям.

В 1848 году Киприянов был командирован в Курск для прокладки шоссе, его отсыпали фосфоритами, в которых попадались обломки окаменелой древесины, морские раковины, ископаемые кости. Киприянов заинтересовался ими и за 5 лет собрал огромную коллекцию из тысячи образцов. Большую часть находок Киприянов раздал специалистам. Себе оставил только остатки позвоночных: зубы, кости морских рептилий и рыб. Он хотел изучить их сам. Изучение затянулось почти на 30 лет: слишком трудным оказался материал. Лишь на пенсии Киприянов закончил свои ученые труды и выпустил подробное описание находок. Рептилиям он посвятил 4 тома, рыбам — несколько статей.

Уже в советское время ископаемыми рептилиями Белгородской области занимался Лев Несов. Выдающийся советский палеонтолог и палеогеограф, старший научный сотрудник Института земной коры Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета, основатель современной российской палеонтологической школы по изучению ископаемых позвоночных. Его монография «Динозавры Северной Евразии» была издана его учениками в 1995 году уже после его безвременного ухода. Она содержала огромный оригинальный исследовательский материал. В том числе были описаны ископаемые позвоночные из карьеров ГОКов Белгородской и Курской областей.

Несов открыл или успешно работал на 80 из 210 местонахождений динозавров на территории бывшего СССР, приведенных им в монографии. Дело продолжили его ученики — Аверьянов (Зоологический институт РАН, Петербург), Архангельский (Саратовский государственный технический университет) и другие.

Чем ещё выделялась Белгородская область далёкого прошлого?

Более известна Белгородская область в далёком прошлом, конечно, не динозаврами, а мелом. Ранее считалось, что мел — это известняковые раковины морских обитателей, которые со временем крошились, а после слипались между собой. Добывать ресурс в регионе начали ещё в 1861 году.

Современные технологии доказали, что мел имеет биогенную природу. Образовался он после того, как толщи морских водорослей оказались на суше.

Часть экспозиции музея посвящена и ему. По прогнозам экспертов, в Белгородской области практически неограниченные запасы мела. Сейчас тут найдено 29 месторождений. Самые крупные из них — Лебединское, Стойленское, Логовское, Петропавловское, Зелёная поляна и карьер цемзавода.

Майские демонстрации в Белгороде: история, традиции и воспоминания на фото и видео

Читайте также:

Почему белгородцы ходят на кладбище на Пасху и только ли они: что говорят историки

Учёные НИУ «БелГУ» получили премии Правительства РФ в области науки и техники

Российское научное общество фармакологов возглавил профессор НИУ «БелГУ»