С середины мая на трёх площадках Екатеринбургского музея изобразительного искусства и на четырёх площадках партнёров (в частности, в музейно-выставочном центре искусств "Главный проспект и в галерее "ПоЛе") проходит фестиваль наивного искусства "Иное/ Наивное". Представлено большое количество работ из разных музейных и частных коллекций. Значительная часть представленных работ — из собрания Владимира Мороза и Анны Годик. Среди них шесть картин Владимира Богданова, племянника Казимира Малевича. При этом пять картин Богданова можно увидеть в главном здании музея ИЗО, на улице Воеводина, рядом с произведениями знаменитых художников-авангардистов, а картина "Памяти К.С. Малевича" размещается в Большом выставочном зале центра "Эрмитаж-Урал" на экспозиции "Толстой, Мороз и другие", посвящённой Владимиру Морозу и его коллекции.
Картины на выставке сопровождаются текстами, из которых можно узнать краткую биографию Владимира Богданова, а также познакомиться с его воспоминаниями о знаменитом дяде и мыслями-рассуждениями о своём творчестве и о том, какое влияние на него оказал Казимир Северинович.
Владимир Богданов (1912 — 2002 гг.) родился в Москве, в семье художника-декоратора Александра Богданова и Марии Севериновны Богдановой (урождённой Малевич), сестры Казимира Малевича. С детства Владимир Александрович находился в окружении авангардного искусства. В 1916 году посещал Казимира Малевича в деревне Немчиновка и наблюдал за его работой под "заветным дубом", а в 1920-е посещал дядю в Ленинграде, где знакомился с произведениями основоположника супрематизма и его окружением.
Вот как писал Владимир Богданов о посещениях Немчиновки:
"Иногда летом я с сестрой и мамой приезжали в Немчиновку, где жил дядя Казик и тётя Соня (Софья Рафалович). Жили они в двухэтажном домике с садом. Мы с сестрёнкой спали на втором этаже. По утрам, когда мы спускались вниз, дядю уже не заставали. Он любил с утра уходить под свой заветный дуб, что стоял в открытом поле, под кроной которого была его студия. Туда вдоль какого-то ручья, собирая землянику, приходили мы. Дядя приветливо встречал нас, шутил, отвечал на все наши "почему". Я часто задавал ему вопросы по поводу его рисунков, так как мне было многое непонятно из них. На что он отвечал, мол, ты ещё мал, вот когда вырастешь, тогда будешь понимать, так как всё, что он рисует, могут понять только взрослые".
Несмотря на то, что с детства находился в творческом окружении, Владимир в юности не помышлял о карьере художника. После окончания в 1925 году школы-семилетки работал стеклодувом, затем конструктором, учился на вечерних курсах при Энергострое. В 1934-1936 гг. служил в армии в Сибири, став радистом первого класса. Участвовал в Великой Отечественной войне как картограф, закончив службу в 1945 году на Курляндском полуострове. В послевоенные годы трудился инженером-проектировщиком. К искусству обратился уже после выхода на пенсию — начал рисовать сначала карандашами, а затем, после того как на 70-летие ему подарили этюдник с красками, стал создавать живописные работы. В отличие от дяди, Владимир Александрович избрал наивное искусство, не требующее специального образования.
Казимир Малевич скончался в 1935 году, а урна с прахом была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновка. Над могилой был установлен деревянный кубический монумент с изображённым чёрным квадратом. Владимир Богданов не мог присутствовать на похоронах дяди, поскольку в это время находился в армии. Но его отец, Александр Богданов, оставил зарисовки похорон и места захоронения.
В годы Великой Отечественной могила Малевича была утрачена. Впоследствии группа энтузиастов с достаточной точностью определила её местонахождение, и в 1988 году там был установлен памятный знак в виде бетонного куба с красным квадратом на лицевой стороне. Владимир Александрович Богданов присутствовал при установке памятного знака, а затем изобразил на картине это событие и его участников.
Владимир Александрович вспоминал:
«В день открытия памятного знака собрались самые известные исследователи творчества дяди. Я решил их всех изобразить, стоящими вокруг куба. Они часто потом ко мне приходили в гости и, глядя на картину, смеялись, но себя просили убрать. Я даже обиделся. И решил вместо живых нарисовать героев картин Малевича, идущих почтить память своего творца. Они точно замечаний мне делать не будут».
Так родилась идея с включениями-цитированиями в картины персонажей Малевича, и появился цикл работ "Памяти дяди".