Опыт эксплуатации первых авианосцев достаточно быстро потребовал формирования вокруг них кораблей сопровождения, обеспечивающих их полноценное функционирование. Условно задачи этих кораблей можно разделить на две группы:
1. Спасение экипажей - подъём из воды самолётов и лётного состава, совершивших вынужденную посадку на воду;
2. Защита авианосца - обеспечение противовоздушной и противолодочной обороны.
Очевидно, что наиболее подходящими для подобной роли кораблями могли быть эсминцы. Они обладали необходимой дальностью плавания и способностью поддерживать ход наравне с авианосцем.
Что касается артиллерии ПВО японских кораблей, важно сразу подчеркнуть, что японцы стремились использовать абсолютно все калибры для защиты от атак с воздуха. В дело шли даже самые крупные пушки во всем Императорском флоте - главный калибр линкора "Ямато" - 460 мм. Для них были созданы специальные снаряды эффективность которых, впрочем, осталась спорной.
Все попытки сделать установки главного калибра универсальными для крейсеров и эсминцев привели японцев к значительному уменьшению калибра. Если Эсминцы "Фубуки" оснащались 127-мм орудиями, то специализированные эсминцы ПВО "Акидзуки" получат 100-мм орудия. По аналогичному пути пойдут и в других флотах: например британские крейсера ПВО "Сцилла" и "Харибда" вместо 133 мм орудий (которые тоже считались универсальными) получат 114 мм зенитки. Автор книги называет 100-мм пушки одними из лучших зенитных орудий во Второй мировой войне. Их скорострельность достигала 19 выстрелов в минуту, при начальной скорости 13 килограммового снаряда в 1000 метров в секунду. Для сравнения, 127-мм зенитные орудия ВМС США совершали 10 выстрелов в минуту, разгоняя 29 килограммовый снаряд до 790 метров в секунду.
Хотя эсминцы типа "Акидзуки" создавались в первую очередь для борьбы с авиацией, приходилось им вступать в бой и с кораблями противника.
Эсминец "Тэрудзуки" отличился в ночном бою у Гуадалканала получившим известность как бой "Пятница 13-го", но понять на сколько удачно он применил в бою свои скорострельные орудия достаточно сложно. Хотя на его счету участие в потоплении американских эсминцев "Лэффи" и "Кушинг".
Эсминец "Судзуцуки" принял участие в последнем походе гордости японского флота - линкора "Ямато". Выполняя роль корабля ПВО, он, однако, не смог защитить флагманский корабль, который погиб под нескончаемой вереницей атак палубной авиации США. Более того, сам "Судзуцуки" получил повреждения от прямого попадания авиабомбы. С трудом сохранив ход он добрался до военно-морской базы Сасебо где и встретил завершение войны.
Господство американских ВВС в воздухе было на столько подавляющим, что дать оценку эффективности столь малочисленной серии кораблей (12 единиц) не представляется возможным.
Как я уже писал раньше, идея создать корабль, заточенный под функции ПВО возникала во многих флотах. Слишком велика была угроза с воздуха. Как правило, такие корабли строились на базе крейсеров. Хотя в истории с испанскими и английскими кораблями, установка зенитных орудий вместо орудий главного калибра часто становилась вынужденной мерой: лучше было получить хоть какой-то корабль, чем ждать, пока промышленность произведёт нужные пушки. Устанавливали то что было под рукой...
Уже поминавшиеся в статье о крейсерах типа "Дидо", устаревшие к началу Второй мировой войны первые корабли серии "Кондаттьери" планировалось переделать в крейсера ПВО, но до реализации дело так и не дошло.
Японские кораблестроители стремились к узкой специализации своих кораблей. Они создавали уникальные эсминцы ПВО типа "Акидзуки", крейсера - лидеры типа "Агано", гидроавианосцы-носители малых подводных лодок типа "Титосэ". В условиях ограниченных ресурсов, Япония не стала создавать относительно универсальные корабли массовой постройки. С началом войны японская промышленность с трудом справлялась со строительством новых кораблей, сосредоточив большую часть ресурсов на ремонте уже имеющихся судов.
P.S. Великолепный рассказ Максима Токарева о действиях эсминцев (в том числе "Тэрудзуки") в бою "Пятница 13-го".