Найти в Дзене

Уастырджи в Горной Дигории: всадник над ущельем и святилище

Горная Дигория в Северной Осетии сразу очаровала нас, встретив захватывающими дух видами с легендарного Чертова моста. Это край, где величие природы сплетается с тишиной святынь. Наш путь лежал через пробитый прямо в скальной толще тоннель. 20 лет назад Артур ездил в Стур Дигору и говорит, что проехать здесь можно было лишь по узкой карнизной дороге под самым козырьком нависающей скалы. Пространство было столь тесным, что разъехаться две машины не могли. Чтобы избежать столкновения, один из пассажиров выходил, пешком добирался до конца опасного участка за скалой и стоял там «живым светофором», сигнализируя, свободен ли путь. Сейчас этот головокружительный серпантин огражден, а скальные громады защищены от падающих камней прочной сеткой – дань безопасности современным путникам. Петляя по высокогорному серпантину, мы не переставали восхищаться меняющимися, как в калейдоскопе, пейзажами. Суровые, почти лысые скалы-исполины, выточенные ветром и водой, внезапно сменялись склонами, утопающи

Горная Дигория в Северной Осетии сразу очаровала нас, встретив захватывающими дух видами с легендарного Чертова моста. Это край, где величие природы сплетается с тишиной святынь.

Наш путь лежал через пробитый прямо в скальной толще тоннель.

Фото авторов
Фото авторов

20 лет назад Артур ездил в Стур Дигору и говорит, что проехать здесь можно было лишь по узкой карнизной дороге под самым козырьком нависающей скалы. Пространство было столь тесным, что разъехаться две машины не могли.

Фото авторов
Фото авторов

Чтобы избежать столкновения, один из пассажиров выходил, пешком добирался до конца опасного участка за скалой и стоял там «живым светофором», сигнализируя, свободен ли путь. Сейчас этот головокружительный серпантин огражден, а скальные громады защищены от падающих камней прочной сеткой – дань безопасности современным путникам.

Фото авторов
Фото авторов

Петляя по высокогорному серпантину, мы не переставали восхищаться меняющимися, как в калейдоскопе, пейзажами. Суровые, почти лысые скалы-исполины, выточенные ветром и водой, внезапно сменялись склонами, утопающими в буйной зелени альпийских лугов и реликтовых лесов.

Фото авторов
Фото авторов

Благодаря ясной погоде, на самом горизонте сияли, словно мираж, заснеженные шапки вершин Главного Кавказского хребта. Каждый новый поворот дороги открывал очередную главу этой горной саги – живописнейшую и величественную.

Фото авторов
Фото авторов

Проехав около четырех километров, за очередным изгибом серпантина перед нами возникло потрясающее зрелище: на самой вершине скалы, паря над ущельем, замер в вечном движении монумент Уастырджи на своем могучем коне.

Фото авторов
Фото авторов

Величественный всадник простирал вперед руку, словно благословлял всех путников.

Фото авторов
Фото авторов

У самого подножия скалы удобная смотровая площадка с парковкой, где мы и остановились. Отсюда, с высоты птичьего полета, открывалась панорама невероятной красоты: изумрудная лента Уруха прорывалась сквозь теснину скал, а склоны ущелья, освещенные солнцем, играли всеми оттенками зеленого.

Фото авторов
Фото авторов

Насытив взор и душу этим величием, мы двинулись дальше.

Ранняя поездка в горы хороша тем, что дороги практически пустые. Нет толп туристов, и можно неспешно, впитывая каждую деталь, наслаждаться первозданной тишиной и гармонией гор.

Фото авторов
Фото авторов

Буквально через километр мы остановились у священного для осетин места – святилища Уастырджи. Это ухоженный и благоустроенный комплекс.

Фото авторов
Фото авторов

На территории есть святой источник, обладающий, по преданию, целебной силой.

Фото авторов
Фото авторов

Вход в небольшое кирпичное здание святилища символично обрамлен колоннами в виде мечей – вечный символ воинской доблести и защиты. Над входным навесом сияет кованое солнце – древний солярный знак, олицетворяющий свет, жизнь и высшую силу.

Фото авторов
Фото авторов

Согласно строгому древнему обычаю, вход в святилище разрешен только мужчинам.

Фото авторов
Фото авторов

Внутри, в атмосфере благоговейной тишины, стоят накрытые скатертями ритуальные столы и деревянные лавки.

Фото авторов
Фото авторов

Стены украшают картины с изображением Уастырджи, а на полу красной плиткой выложен ромб с точкой внутри.

В осетинской символике ромб означает плодородие и связан с рождением детей, устойчивостью и процветанием.

Напротив святилища, со склона, свежо и звонко ниспадал небольшой, но живописный водопад.

-15

Его прохладные брызги смешивались с горным воздухом, создавая ощущение особой чистоты и освященности этого места.

Фото авторов
Фото авторов

Прощальный шепот водопада проводил нас. Насыщенные тишиной и святостью места мы отправились дальше навстречу заповедным тропам и красоте национального парка «Алания». О котором мы расскажем в другой раз.