Прежде чем начать рассказ о потерях в 44 году опытных асов штурмовой авиации, немного скажем про расстановку сил. На Восточном фронте работали следующие штурмовые эскадры: SG1, SG2, SG3, SG5, SG9, SG10, SG77. Проще говоря, подавляющее большинство немецких штурмовиков. На Западе работала всего одна полноценная эскадра – SG4, да и она в середине 44 года в составе двух групп перебралась на Восток. При этом в то время на Востоке были всего четыре истребительных эскадры, одна из них - JG5, заполярники. Поэтому штурмовики волей-неволей вынуждены были тренировать навыки воздушного боя. Фактически в лице некоторых групп, вооружённых фв-190, немцы получили дополнительные истребительные силы.
Не будем утомлять читателя перечислением вооружения, командования и дислокации штурмовых частей. Об этом информации достаточно. Скажем лишь, что SG9 фактически была соединением из hs-129, разбросанным по разным отрядам, SG5 так и не стала полноценной эскадрой. Перевооружение на фв-190 шло не слишком быстро. Так, SG1 и SG3 только к лету 44 года пересели на фв-190. У SG2 к началу 44 года всего одна группа перевооружилась на фв-190. Только SG10 и SG77, наследники SchG и SKG, воевали на фв-190. Основные силы штурмовиков были сосредоточены на территории Украины, чем, кстати, во время операции «Багратион» воспользовалась Советская Армия. Немцы не успели перебросить в Белоруссию достаточные силы штурмовиков. Они думали, что Советы будут дальше жать в Румынии и на Волыни, и держали там серьёзные силы.
Первую серьёзную потерю враги понесли 23 января – был сбит и тяжело ранен в небе Украины командир 7 отряда Вильгельм Йосвиг, известный тем, что не раз вывозил сбитые экипажи с Советской территории, кроме того уничтожил большое количество Советских танков. По отчётам 5 ВА, в тот день было сбито два ю-87, очевидно одним из сбитых и был Йосвиг, но при изучении низовых документов истребителей этих побед найти не удалось. Не исключено, что Йосвига сбили Советские штурмовики.
27 числа на разных участках фронта немцы потеряли по асу. В небе Винницы погиб Йоханнес Германн на фв-190, командир II группы SG77. Кстати, этот пилот одержал 8 побед в воздухе, причём сбил 5 истребителей. Мы подробно описывали бой, в котором он погиб, в статье про 3 гиап. Приведём описание и здесь. На задание по сопровождению «Илов» ушла группа 3-го гиап. Ведущим был Мудров Михаил Иванович, лучший ас полка, он имел 33 победы на счету. Шли двумя эшелонами – звено Базанова Петра Васильевича, тоже опытного аса, отвечало за штурмовики, а Мудров осуществлял со своей группой общее прикрытие. Первыми в дело вступили пилоты SG77, которые атаковали советские штурмовики. Однако их группа Базанова взяла в крепкий переплёт. В завязавшемся бою было заявлено два фв-190, один из них сбил сам Базанов, второй – Фомочкин Иван Алексеевич. Причём Базанов видел, как из атакованного им фв-190 выпрыгнул парашютист. Это точно согласуется с обстоятельствами гибели Херманна Йоханнеса. Он действительно спасся с парашютом, но в итоге повис на дереве и погиб мучительной смертью. К сожалению, бой на этом не закончился. Звено бф-109, появившись в этом районе, внезапно атаковало группу Мудрова. В первой же атаке самолёт Мудрова был подбит, сам он тяжело ранен, но смог всё же посадить самолёт на льду на брюхо. Он попал в госпиталь, где, к сожалению, умер. Был сбит и погиб и другой пилот полка, Королев Валерий Алексеевич. Обе победы одержал фельдфебель Хельмут Хольц из 11 отряда JG51.
А в районе восточнее Катерлез погиб командир 9 отряда SG3 Христиан Кюнкель, который получил РК уже посмертно. Как заявили немцы, столкнулся с землёй. Между тем, по Советским данным, в указанном районе отражением атаки ю-87 занимались сразу четыре Советских истребительных полка. «Кобры» 101 гиап отрезали истребителей, которых было явно недостаточно, а «Яки» и «Лагги» занялись ю-87. Наибольших успехов добился 42 гиап, сбивший три «лапотника». Очевидно, Кюнкель пал жертвой Павлова Григория Родионовича, так как его заявка по месту совпадает с местом гибели Кюнкеля очень точно.
Февраль обошёлся для врага без особых потрясений, зато в марте немцам пришлось пережить ряд болезненных потерь. 9 марта пикировщики недосчитались двух асов. Пилот 2 отряда SG77 фельдфебель Осмар Грибель на ю-87 сбит в районе Порохня, как решили немцы, огнем пехоты, и погиб. Он был кавалером РК. По Советским же данным, в указанном районе ю-87 в момент захода на цель атаковал и сбил Ванчугов Алексей Михайлович, ас знаменитого 40 гиап. Очевидно, он и сбил Грибеля.
В тот же день во время вылета на разведку был сбит и легко ранен постоянный ведомый знаменитого командира III группы SG2 Хельмут Фиккель, также в скором времени кавалер РК, в то время он был адъютантом группы. Он приземлился за линией фронта и был вывезен Руделем. Решили, что сбили его, как водится, огнём с земли. В тот день погода была почти нелетная, аэродромы размокли, был сильный туман, немцы почти не летали. Тем не менее, командир 659 иап Смешков Василий Мефодьевич решил попытать счастья в свободной охоте, на которую он отправился парой. Он обнаружил четвёрку самолётов, опознанных как фв-190, тут же атаковал, используя облачность, и сбил ведомого первой пары. Нет сомнения, что Смешков сбил Фиккеля. Совпадает место действия, обстоятельства (Рудель и Фиккель эту атаку вовсе не заметили), такие факты, что сбит именно ведомый первой пары. Не совпадает только тип, но в тумане спутать самолёты – дело не хитрое, особенно при столь скоротечном бое. Благо по сообщениям постов наблюдения в тот день вообще полётов ю-87 не зафиксировано, только фв-190 и пара бф-109. Вообще Рудель отзывался о Советских истребителях презрительно, что лишено какого-либо основания. Самомнение этого вояки было очень велико, а вот его достижения, как мы вскоре увидим, были в основном плодом вымысла.
Следующий непростой день для немцев – 20 марта. В тот день Рудель потерял своего стрелка – кавалера РК Эрвина Хенчеля. В воспоминаниях он описывает этот случай очень подробно. Если вкратце – он вылетел бомбить переправы у Ямполя в составе группы, легко обманул глупых и неумелых пилотов Ла-5 ловкими маневрами, успешно спикировал, разбомбил мост (а как иначе), но пара новичков в ходе боя отстала, и одного из них сбили-таки неумелые Советские пилоты. Этот пилот растерялся, сел за Днестром на территории Советов, после чего Рудель решил вернуться, забрать его, несмотря на то, что кругом ещё кружили истребители, но самолёт завяз в грязи, и пришлось им вчетвером бежать к Днестру, переплывать его, вода была ледяная, трое переправились, но Хенчель утонул.
Как всегда, Рудель ошибается в ряде эпизодов. Начнём с того, что никаких Ла-5 в районе Ямполя не было ни 20, ни 21 числа, Ла-5 работали на другом участке фронта. 20 числа здесь боев вовсе не зафиксировано, зато имели место быть 21 числа. Очередной раз ошибка в дате. Это были «Кобры» 129 гиап. Причём Рудель вовсе не упоминает про прикрытие, кажется, что его вовсе не было. Оно было, прикрывал Руделя сам Храбак, командир JG52, со своим звеном, но прикрывал «так себе». Рудель описывает, что Советские истребители атаковали в лоб, так оно и было и по Советским данным. Никакую переправу он не разбомбил, бомбометание атакой «Кобр» было сорвано, потеряв два ю-87, они ушли восвояси. Отличился Мариинский Евгений Пахомович, который заявил два ю-87, и, судя по всему, Рудель был попросту подбит им, а дальше он уже насочинял героическую версию. Признать, что тебя уделали «слабые советские пилоты», для него было бы слишком больным ударом. Мы помним, что Мариинский успешно сбивал и немецких асов-истребителей, не только хвастливых пикировщиков. В конце боя Советский ас несколько увлёкся и в ходе очередной атаки в лоб был сам сбит, как он определил, огнём пушек ю-87. Действительно, ю-87 со лба был противник довольно опасный. Но в этом случае Мариинский ошибся, его атаковал как раз Храбак. К счастью, Мариинский отделался потерей самолёта, а вот Руделю пришлось искупаться в ледяной ванне. Впрочем, Рудель хоть и был хвастун и лгун, но при этом был абсолютно не убиваем и вынослив. Справедливости ради, и пилоты 129 гиап задним числом успех увеличили. Так, Михаил Васильевич Лусто тоже записал на счёт два ю-87, хотя по оперативным документам таких побед не значится. Явно они появились позже. Вероятно, Лусто тоже посчитал себя причастным к уничтожению ю-87, а групповые победы к тому времени практически не писали. Мы уже упоминали о такой беде 129 гиап, как некоторая склонность к завышению успехов. Будем честны, как говорится, до конца. Но в целом бой, безусловно, был большим успехом 129 гиап.
Также 20 числа был сбит командир 13 отряда SG9, выдающийся ас Франц Освальд, на hs-129, и ранен. Это произошло южнее, в зоне действия 17 ВА и, видимо, было следствием огня ЗА, хотя со стороны немцев точных данных нет.
Рудель в воспоминаниях повествует про бой, в котором его чуть не сбили «Кобры», буквально изрешетив его самолёт. А вот одному из его подчинённых, Эриху Фишеру из 9 отряда, в том бою повезло меньше: он погиб. Очевидно, это был бой 26 марта в районе Бельцы. Всего одно звено «Кобр» все того же 129 гиап, обнаружив ю-87, агрессивно атаковало, причём Архипенко Фёдор Фёдорович сбил одного из ю-87, а Кошельков Николай Филиппович второго сбил после долгого преследования. Очевидно, жертвой Архипенко стал Фишер, а Кошельков знатно погонял Руделя, но тот все же в итоге ушёл.
Но самая тяжкая потеря ждала немцев впереди. 30 марта в районе Пырлицы погиб кавалер РК с Дубовыми листьями, многоопытный командир I группы SG2 Альвин Бёрст. Это был один из лучших асов штурмовой авиации вообще. Он посмертно получил ещё и РК с мечами. Его стрелок Эрнст Филиус тоже посмертно получил РК (Бёрст воевал на ю-87). По немецким данным, в районе Пырлицы недалеко от Ясс он атаковал танки, был сбит огнём с земли и, падая, протаранил Советский танк, а его стрелок Филиус пытался спастись с парашютом, но зацепился за самолёт и погиб.
Однако это тот случай, когда немцы ошиблись в идентификации потери. По Советским данным, группа все того же 129 гиап, ведущий Фёдор Фёдорович Архипенко, обнаружила в районе Пырлицы ю-87 и ю-88, которые шли без сопровождения. Архипенко решил атаковать, но дал команду своей группе проводить одиночные атаки, а не наносить удар единым кулаком. В бою Архипенко сбил один ю-87, но, скорее всего, Бёрста сбил не он, а Михаил Васильевич Лусто. Поскольку он проводил атаку снизу и сзади, из «мертвой зоны», и при таком способе атаки легко спутать было атаку истребителя с огнём ЗА. На сей раз, как видим, победа Лусто имеет полное подтверждение. Впрочем, Архипенко исключать из авторов победы над Бёрстом мы бы тоже не стали.
Подводя некоторые промежуточные итоги, мы видим, что немцы много потерь несли как раз от огня истребителей. Причём срабатывала тактика внезапных атак. В свою очередь, прежняя тактика сопровождения со стороны JG52 стала давать сбои, поскольку Советские пилоты приспособились к ней, применяли успешно подстраховку и эшелонирование, кроме того успевали атаковать до того, как сопровождение реагировало. Скорее всего, например, в случае, когда Архипенко или Лусто сбили Бёрста, сопровождение было (не выпускать же столь сильного аса штурмовой авиации без сопровождения), но среагировать не успело и, вероятно, вообще не заметило Советских истребителей. Так что немецкая тактика сопровождения изъяны имела, и серьёзные. Что до зенитного огня, то он как раз был недостаточен. На Южной Украине шло слишком стремительное наступление. Отсутствие мобильных зенитных установок по типу немецких «Вирбельвиндов» было серьёзной проблемой, и, действительно, немецкие штурмовики, работая без достаточного противодействия огня ЗА, существенно затрудняли работу Советским частям. Истребительная авиация старалась, но не могла прикрыть все объекты. Летом 44 года этот негативный опыт был учтён, и одним из больших плюсов операции «Багратион» было отличное оснащение зенитками наступающих частей.
В апреле 11 числа был сбит в районе Ходачков временно исполняющий обязанности командира I группы SG77 Гюнтер Хитц на ю-87, кавалер РК. По Советским данным, в указанном районе не зафиксировано побед истребителей, следовательно сбит он был огнём ЗА.
А 15 числа был сбит ранним утром оберфельдфебель Эренфрид Лагоис из 5 отряда SG2. Он только недавно праздновал награждение РК. Немцы отмечают, что его случайно сбила утром невдалеке от аэродрома своя же ЗА. По советским данным, утром пилот 291 иап Мельниченко Николай Александрович отправился на свободную охоту. Этот пилот, хотя и появился на фронте недавно, проявлял большую любовь к свободному поиску врага вблизи его аэродромов. Обнаружив заходящие на посадку самолёты, он атаковал и сбил одного из них. Опознан он был как ю-87, но, скорее всего, молодой пилот ошибся, и в его прицел попал Лагоис на фв-190, вероятно уже выпустивший шасси перед посадкой, с чем и связана данная ошибка.
Был близок к гибели и сменивший Альвина Бёрста а посту командира I группы SG2 Курт Лау, ещё один знаменитый пилот штурмовой авиации. 26 апреля он был в районе Тирасполя подбит в бою и, дотянув до своих, спасся с парашютом, избежав ранений. Его атаковал Онискевич Григорий Демьянович на Ла-5ф, пилот 164 иап. Самолёт как сбитый ему не засчитали, так как падения не видели.
Безрадостно начался для штурмовиков и май. 2 мая 44 года недалеко от Тарнополя был сбит и погиб оберфельдфебель Ханс-Отто Майер из штаба II./ SG77. Посмертно он получил РК. Обычно указывается, что он погиб на ю-87, но его подразделение воевало на фв-190. На это указывают и Советские данные. Как отмечено в документах, четверка «Яков» 32 иап во время патрулирования обнаружила в указанном районе звено фв-190, которое без сопровождения штурмовало советские позиции. Лётчик Худяков Николай Васильевич атаковал и сбил один из «фоккеров». Очевидно, его как раз пилотировал Майер.
Однако больше всего в первой половине 44 года страдала SG2. Её первая группа потеряла одного командира, а второй был сбит, но уцелел, а третья группа чуть не потеряла своего командира Руделя. Теперь пришёл черёд для траура II группы. 20 мая 44 года майор Максимилиан Отте был на ю-87 сбит в районе Кошница. После удара до Советским позициям, как отмечено, он долго кружил над ними, рассматривая итоги атаки, и был сбит с земли. Примечательно, что, хотя группа в основном летала на фв-190, её командир предпочитал привычный «лапотник». Отте был знаковой фигурой для штурмовой авиации, кавалер РК с Дубовыми листьями. Вряд ли бы столь опытный лётчик стал бы допускать такую ошибку. Потеря пилота такого ранга могла бы привести к неприятностям, поэтому, наверное, гибель аса переложили на его собственную оплошность. А по Советским данным, в указанный район семёрка «Яков» 897 иап сопровождала «Илы», были замечены ю-87, которые работали по цели. Решено было их атаковать. Атака получилась быстрой и успешной, Микрюков Виталий Васильевич и Меренков Виктор Алексеевич заявили каждый по победе. Очевидно, два сильных советских аса совместными усилиями сбили Отте. Немецкие истребители эту атаку прозевали, как и в случае с гибелью Бёрста, и охотно списали всё на ошибку Отте.
Был в очередной раз на грани гибели и Рудель. Хотя он упорно отрицает, что его сбивали Советские истребители, данный случай обнаружен именно в немецких документах. Это было 16 мая. В бою он был подбит атакой Советского истребителя, совершил посадку за линией фронта, но его спас пилот из его группы. Меньше повезло пилоту Хансу-Герберту Тиннелю, который, кстати, тоже был довольно опытен, имел чин хауптмана. Он был тоже сбит и погиб в бою.
По Советским данным, этот бой произошёл 15 мая, причём успешную атаку провел выше упомянутый пилот Онискевич Григорий Демьянович из 164 иап. Второй ю-87 сбил его напарник Овчинников Василий Дмитриевич. Как видим, Онискевич был прямо-таки спец по атакам на немецких именитых штурмовиков.
В ходе активной фазы боев в небе Ясс чуть не погиб ас из 1 отряда SG2 Ханс Швирблатт, он был 31 мая сильно ранен в бою, самолёт разбит на вынужденной. Судя по месту боя, знаменитый ас 438 иап Кожевников Анатолий Леонидович обнаружил группу ю-87, атаковал её, используя фактор внезапности, и сбил одного из них, за штурвалом которого и был Швирблатт.
Про гибель 4 июня в небе Ясс командира II группы SG2 Гюнтера Блекманна мы уже рассказывали в цикле статей о потерях немецких асов-истребителей, так как Блекманн имел на счету большое количество побед в воздухе и, по сути, был скорее истребитель, чем штурмовик. Впрочем, подтверждаемость их весьма низкая, да и обстоятельства его гибели показывают, что асом он был так себе: вместе с другими пилотами своей группы он долго гонял потерявшего строй новичка из 427 иап, Сергеева Алексея Васильевича, и в итоге не только не смог его сбить, но и сам получил фатальные повреждения. Сергеева немцы все же сбили, но сделал это другой пилот, кроме того Сергеев выжил в бою, остался в строю и мог смело считать себя победителем.
Последней потерей топового штурмовика до начала операции «Багратион» стала гибель 6 июня аса SG10 фельдфебеля Клауса Рибикке. Он посмертно получил РК. Он погиб южнее Львова (точное место неизвестно) утром при налете на станцию Ж.Д. Хотя по немецким данным он сбит ЗА, по Советским данным его сбила четверка «Яков» из состава 5 ИАК (32 или 91 иап). Она вылетела с запозданием, когда враг уже нанес удар, однако удалось сбить одного из фв-190. Очевидно это и был Рибикке. К сожалению, имя пилота, который его сбил, установить пока не удалось.
Итак, мы можем подвести итоги боев первой половины 44 года. Штурмовая авиация теряла своих ярких асов исключительно на Украине и в Крыму. При этом, как читатель наверняка помнит, истребительная авиация люфтваффе асов теряла на всех фронтах.
Объяснение тут, конечно же, есть. Именно на Украине Советские войска стремительно продвигались вперёд, штурмовики пытались им мешать. Львиную долю побед одержали пилоты 5 и 17 ВА. Ещё одно наблюдение: хотя немцы этого и не хотели признавать, но в данный период времени полный перевес по победам над асами штурмовой авиации был за истребителями, зенитная артиллерия одержала побед мало. Мы помним, что в Сталинграде, например, всё было иначе. Оно и понятно: там была организована долговременная оборона с мощным зенитным заслоном, но в ходе наступления на Украине сказался недостаток именно мобильных зенитных установок.
Зато истребители прекрасно научились справляться с вражескими штурмовиками, делая ставку на внезапность атак, обычно не тратя времени на отвлечение истребителей сопровождения. Большинство боев, где сбиты были опытные асы-штурмовики, были очень краткими, состояли по сути из одной точной атаки. Так были сбиты, например, Бёрст, Рудель, Отте, Ханс-Отто Майер, Рибикке, Швирблатт, Лагоис, Лау, Фиккель, Грибель. Групповые долгие успешные бои тоже случались, но реже. Например, победа над Кюнкелем, Германном, первая победа над Руделем. Осенью 43 года Советские пилоты в подобных случаях пытались атаковать большой группой, теряя фактор внезапности и становясь целью для асов из сопровождения. Теперь же ставка делалась на индивидуальное мастерство. И, что бы там не писал Рудель, у пилотов 5 и 17 ВА особенно развито было умение проводить внезапные атаки.
Эти бои показали окончательно, что ю-87 уязвим чрезвычайно. И летом 44 года SG2, SG1 и SG3 начали спешно переходить на фв-190. Освоили его, прямо скажем, в степени разной: если в SG1 и в «пикировочных» группах SG2 особых талантов воздушного боя не нашлось, то в SG3 многие пилоты обнаружили большую способность к воздушному бою. Что до SG10 и SG77, которые давно уже летали на фв-190, то в этих эскадрах, не говоря уже о II группе SG2, был целый ряд способных пилотов-истребителей. Летом 44 года здесь появилась и ещё одна эскадра - SG4, которая выросла из штурмовой авиации и пилоты которой тоже любили воздушный бой.
В таком, прямо скажем, не идеальном состоянии немцы подошли к тяжёлым боям лета 44 года, о которых мы расскажем в следующей части.