Найти в Дзене
Культур-трегер

Как сложилась судьба мальчика с картины Перова "Тройка"?

Старушка с заплаканным лицом упала перед художником на колени, протягивая ему туго набитый кошелек: "Батюшка, возьми все мои сбережения, но продай мне картину с моим Васенькой!"

Недоуменный Василий Перов даже не сразу понял, что это за странная старушка постучалась в его дом.

Однако художник все-таки вспомнил, как четыре года назад в процессе работы над картиной "Тройка" он долго не мог найти подходящий типаж для фигуры центрального мальчика.

Василий Перов "Тройка" (Ученики мастеровые везут воду), 1866 год
Василий Перов "Тройка" (Ученики мастеровые везут воду), 1866 год

В какой-то момент Василий Перов уже совсем было отчаялся найти то, что ему нужно.

Но однажды он заметил на улице старушку-крестьянку с мальчиком лет 10-ти, лицо которого словно само просилось на его неоконченную картину.

Перов разговорился с крестьянкой которую звали Марья, и предложил ей деньги за то, что он напишет портрет сопровождаюшего ее мальчика. Однако Марья упорно отказывалась, уверяя Перова, что писать портреты с живых людей - это великий грех. Кроме того, она была уверена, что: "От этого не только чахнут люди, но даже умирают".

Василию Перову пришлось применить все свое красноречие и уверить Марью, что даже с членов царской фамилии пишут портреты и никто из них еще не умер от этого и т.п.

Наконец крестьянка согласилась, и художник за два дня написал портретный этюд с (как оказалосось) ее сына, которого звали Васенька.

В процессе работы над портретом Васеньки Перов выяснил, что его новые знакомые приехали в Москву из Рязанской губернии для того, чтобы поклониться святыням в Троице-Сергиевой Лавре и Новом Иерусалиме.

Троице-Сергиева Лавра, фото конца XIX века.
Троице-Сергиева Лавра, фото конца XIX века.

Кстати, при ближайшем рассмотрении Марья оказалась не такой уж и старой. Скорее всего, ей не было и 40-ка лет.

Однако полная горя жизнь этой несчастной женщины преждевременно состарила ее, т.к. Марья рассказала Перову, что схоронила мужа и всех детей, оставшись с единственным утешением: 12-тним сыном Васенькой.

Наконец этюд был закончен. Перов щедро заплатил Марье и через некоторое время закончил картину "Тройка", которая вскоре была признана шедевром Русской живописи и приобретена самим Павлом Третьяковым в его знаменитую галерею.

После чего прошло четыре весьма насыщенных в творческом плане для Василия Перова года.

Разумеется, художник забыл и о бедной крестьянке, и об ее сыне.

Теперь же та самая Марья, еще более постаревшая и несчастная, стояла на коленях перед художником и, едва шевеля губами от душивших ее рыданий, с трудом произносила одну и ту же фразу: "Батюшка, сынок-то мой... Батюшка, сынок то мой...".

Через некоторое время, наплакавшись и немного успокоившись, Марья смогла объяснить Перову, что ее любимый сынок Васенька год назад умер (получается что в 15 лет) и теперь она хочет выкупить у художника картину с его портретом.

Взамен же Марья хотела отдать художнику все свои сбережения.

Василий Перов объяснил крестьянке, что картина "Тройка" ему больше не принадлежит, но ее можно увилеть в галерее купца Павла Третьякова.

На следующий день друживший с Третьяковым Перов договорился с ним, чтобы Марью пустили в галерею в не рабочее время.

Что в скором времени и произошло.

Увидев картину: Марья горестно воскликнула: "Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый!". После чего упала на пол и зарыдала.

Василий Перов из деликатности ушел пообщаться с Павлом Третьяковвым, оставив Марью только в присутствии смотрителя галереи.

Дом семьи П.М. Третьякова. В XIX веке этот дом соединялся с галереей переходом.
Дом семьи П.М. Третьякова. В XIX веке этот дом соединялся с галереей переходом.

После чего художник несколько раз возвращался в зал галереи: и каждый раз Марья то рыдала навзничь под картиной, то истово молилась на нее.

Так прошло несколько часов, но ни Василий Перов, ни пришедший ему на помощь Павел Третьяков ничего не могли поделать с горем матери.

Наконец Василий Перов пообещал Марье написать портрет Васеньки и лично прислать его в ее деревню. Только после этого обезумевшую от горя крестьянку удалось вывести из галереи.

Василий Перов не обманул бедную женщину и действительно в скором времени написал и отправил ей портрет ее умершего сына.

А через несколько месяцев сама Марья написала художнику письмо (выходит что она была грамотная) о том, что повесила портрет Васеньки в красном углу избы рядом с иконами, и что она каждый день молит Бога: "О его успокоении и моем здравии".

-4

К сожалению, этот портрет не сохранился до наших дней. Но Васенька на картине "Тройка" по-прежнему как будто живой.