Парадные бывших доходных домов Петербурга – тайна за семью замками. Но иногда достаточно толкнуть дубовую дверь, как оказываешься на пороге XIX века или начала XX.
Так случилось и на этот раз, когда я отправилась в бывший доходный дом купца первой гильдии Петра Матвеевича Кумовича. Благо, в доме работают разные организации, в том числе отель, поэтому обе парадные оказались открыты.
Историческое здание, построенное в 1902 году по проекту архитектора Алексея Шильцова, находится на перекрёстке ул. Некрасова, 46, и ул. Радищева, 27. В настоящее время признано объектом культурного наследия регионального значения.
«Прошу повернуть»
Ещё издалека дом обращает на себя внимание полукруглым эркером с башенкой в форме небольшого купола. Хочется повнимательнее рассмотреть фасад здания, который украшен многочисленными элементами разных архитектурных стилей, что характерно для эклектики. К слову, представители купеческого сословия часто выбирали для строительства домов этот стиль, подчёркивая тем самым свой статус и состоятельность.
Потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга Пётр Кумович был человеком обеспеченным и щедрым – не только вносил весомый вклад в развитие города, но и помогал детям из бедных семей.
В справочнике «Весь Петроград на 1916 год» есть информация о П. М. Кумовиче. Известно, что он был действительным членом попечительства Императорского человеколюбивого общества, которое занималось обучением детей из бедных семей ремёслам. В своём доме на Бассейной улице, 46 (ныне – ул. Некрасова) Пётр Матвеевич жил с женой Феозвой Петровной, которая также была действительным членом попечительства Императорского человеколюбивого общества.
На фасадах бывших доходных домов обычно выделяется богато декорированный «барский» этаж – второй или третий, как в данном случае. Здесь окна украшают женские маски в сочетании с природными элементами – морскими раковинами, которые олицетворяют плодородие, рождение новой жизни, и лавровыми гирляндами – этот символ славы и победы часто используется в декоре бывших доходных домов.
Окна второго этажа декорированы масками львов. Считалось, что царь зверей, как символ могущества и силы, защищает дом от злых духов.
Львиный маскарон также представлен в центре входной группы со стороны улицы Некрасова. К сожалению, историческая дверь главной парадной не сохранилась, её заменили на новую, похожую по стилю.
Что касается самой парадной, она тоже обновлена. Не так давно здесь был сделан ремонт. Посетителей встречает богато декорированный холл. Жёлтые стены, разделённые белыми пилястрами (плоские вертикальные выступы в виде колонн), украшены растительным орнаментом и медальонами с путти. Потолки декорированы цветочными розетками. Замечательно, что удалось сохранить эту красоту.
Украшением парадных бывших доходных домов, безусловно, являются исторические кованые перила, рисунок которых никогда не повторяется, в чём вы сможете убедиться. А пока запомните ажурное ограждение этой лестницы.
Между ступенями замечаю латунные кольца для держателей ковровых дорожек. Можно представить, как ковровое полотно украшало парадную, предавало ей изысканность и элегантность.
Также обращаю внимание на исторические двери, звонки… И здесь мне повезло – увидела старый звонок с надписью: «Прошу повернуть». А вы встречали такие?
В этой парадной интересно рассматривать не только стены, двери, потолки, но и пол. Здесь площадки на этажах покрыты метлахской плиткой – привычными восьмиугольниками с синими квадратными вставками и орнаментом по периметру, а холл украшает нарядный плиточный «ковёр», рисунок которого в доходных домах тоже никогда не повторяется.
Запомним эту парадную и пойдём в другую.
Ремонтников не пустили на порог
В отличие от главной парадной, где всё побелено, покрашено, в этой, выходящей на улицу Радищева, не было ремонта. Здесь нет богатого лепного декора, за исключением двух медальонов с ангелочками на стенах холла. Но что удивительно – у этой парадной какая-то особая аура, которая чувствуется буквально сразу.
Поднимаюсь по низким мраморным ступеням - здесь уже другой узор кованых перил. Лестничные площадки украшают комнатные растения. На стенах – рисунки и фотографии с видами Петербурга.
Особенность этой парадной в том, что здесь сохранились окна с исторической расстекловкой и «родной» фурнитурой.
Вижу объявление на окне: «Чистота! Наш дом». Насчёт «наш» – это действительно так. Как выяснилось, жильцы парадной встали горой и наотрез отказались делать ремонт на своей лестнице. Об этом мне рассказал местный житель Сергей.
– Моя супруга – архитектор. Это она выступила с инициативой – защитить парадную от вандального ремонта. И все наши соседи поддержали её. Ремонтники уже занесли свои инструменты, собирались отбивать в холле историческую метлахскую плитку, чтобы заменить её на новую. Мы с соседями не допустили этого. Просто выгнали их. В результате нам удалось сохранить парадную в историческом виде. Здесь и старые рамы, и фурнитура, и плитка на месте… К сожалению, утрачена входная дверь, как и в парадной со стороны улицы Некрасова. Но удалось сохранить проездные ворота во двор, сейчас они находятся на реставрации.
В парадной сохранились практически все деревянные двери. На одной из них вижу именную табличку: «Лев Георгиевич Гефель, инженер». Мой собеседник Сергей как раз из этой квартиры, правда, отношения к прежнему хозяину его семья не имеет. Из рассказа Сергея стало известно, что в 1930-е годы Лев Гефель попал под репрессии, был дважды арестован. Отбывал наказание в Карелии, «где-то на Беломорканале», оттуда он не вернулся...
В Книге памяти жертв политических репрессий «Ленинградский мартиролог. 1937-1938» есть более подробная информация о прежнем хозяине квартиры:
«Гефель Лев Георгиевич, 1889 г. р., уроженец и житель г. Ленинграда, русский, окончил политехникум в Германии, работал инженером-электромехаником. Арестован в 1931 г. и осуждён. Отбывал наказание в Белбалтлаге (Беломоро-Балтийский исправительно-трудовой лагерь). Вновь арестован 10 сентября 1937 г. Тройкой НКВД Карельской АССР 20 сентября 1937 г. приговорён по ст. 58-6 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян близ ст. Сегежа 26 сентября 1937 г. Реабилитирован 13 апреля 1989 года».
– На удивление, семья арестованного инженера не пострадала и даже жилплощади не лишилась, – продолжает Сергей. – Эта квартира никогда не была коммунальной. Мы купили её у потомков Льва Гефеля и оставили всё, как было при прежних хозяевах. Паркет, печь, двери, оконные рамы – всё сохранилось в первозданном виде. У нас нет ни телевизора, ни радио – как-то обходимся без этих атрибутов современной жизни. Да, в квартире своя особая атмосфера. И в ней осталась душа Льва Гефеля. Во всяком случае это чувствуется. В своей парадной мы тоже хотим сохранить историческую атмосферу, поэтому и отказались от ремонта. Нам не нужно ничего нового – сберечь бы старое. Кому-то это может показаться странным, что ж, вот такие мы странные люди.
Удивительно, как соседям удалось отстоять свою территорию. Неравнодушные люди смогли объединиться, потому что для них это не просто парадная, а часть истории Петербурга – прекрасного города, уникальность которого они хотят сохранить.
А как вы думаете: могут ли жители дома-памятника архитектуры самостоятельно принимать решение – проводить или не проводить ремонт в своей исторической парадной?
Подписывайтесь на мой канал. Удачи всем и до новых встреч!
Все фото автора
Предлагаю также прочитать другие статьи: