Очередной социальный конфликт произошел недавно в России: в ответ на заявление православного схиигумена Гавриила о том, что «мусульмане по первому приказу могут вырезать москвичей», известный защитник духовности Апти Алаудинов сделал ряд ответных и неоднозначных заявлений. И теперь у многих россиян возникают вопросы о том, что все это значит, и как россиянам жить дальше.
1. Заявления участников конфликта.
Издание «Царьград» приводит цитаты из обращения православного Гавриила и ответного заявления Апти Алаудинова.
- Схиигумен Гавриил: «Посмотрите, что творится на проспекте Мира, недалеко от главной их мечети. В те дни, когда у них Курбан-Байрам, нет движения по этой 12-полосной магистрали. Двенадцать полос - шесть в одну и шесть в другую сторону. И вот, с балкона люди снимают - от метро "Проспект Мира" и туда вдаль по Ярославскому шоссе не видно конца. Людьми покрыто всё пространство. И эти люди - мужчины. Здоровые, непьющие мужчины, которые все занимаются борьбой, ходят в спортзалы на тренировки. Это армия целая. И если им прикажет мулла в один прекрасный день вырезать москвичей, поверьте мне, они это быстро сделают. Потому что МВД не успеет даже пикнуть и справиться. И результат будет очень печальный. Почему они сильны? А вот я говорю ещё раз: потому что они скреплены единственной скрепой - это вера. Пусть она даже неправильная, но это вера».
- Ответ Апти Алаудинова: «Какой-то дебил, который натянул на себя рясу. Реально, кроме как дебилом, я его не назову. Это представители войск Антихриста. Никак по-другому. Рассказывает двум миллиардам мусульман, что у нас вера неправильная. У меня встаёт вопрос: а ты кто такой, чтобы такие вещи говорить? В России проживает коренных 30 миллионов мусульман. И что ты нам хочешь рассказать, какая у нас вера правильная или неправильная? В то время как мы делаем всё для того, чтобы объединить мусульман и христиан, какой-то вот опять ещё один дебил тоже делает такие провокационные вбросы. Но и у меня встаёт вопрос. Вот надо обязательно, чтобы кто-то пошёл, нарушил закон и что-то сделал для того, чтобы вот такие вот дебилы не говорили таких вещей. И если любой поднимает голову национализма, эту голову надо срубить. Просто её надо срубить, эту голову».
2. Основные тезисы, обозначенные в заявлениях.
Православный Гавриил:
- «Мусульмане перекрывают улицы в столице России для проведения своих обрядов». Это действительно факт, и это обстоятельство вызывает большую тревогу не только в столице, но и во многих российских городах. И, пожалуй, единственный выход из этой ситуации - это переход российской системы к светскому принципу управления. Необходим запрет на проведение религиозных мероприятий и обрядов за пределами официальных религиозных учреждений, или, по крайней мере, какие-то существенные ограничения. Так всем будет спокойней, и не будет никаких конфликтов. Светский принцип создает действительное равенство для всех религий и прекрасно решает все разногласия.
- «Массовое обучение мусульман боевым единоборствам». Это обстоятельство также является серьезным препятствием для спокойствия в обществе. Так, например, отсутствие специального контроля за деятельностью клубов и поведением их воспитанников - само по себе уже является угрозой для нормального развития социума. К примеру, в тех местах, где существует наибольшая концентрация «спортивной» идеологии и бойцовских клубов, агрессия на улицах просто зашкаливает, а постоянные разборки и драки становятся повседневностью и часто заканчиваются перестрелками. (Не хочется даже называть эти клубы «спортивными», поскольку по факту многие подобные клубы порождают огромное количество преступников и маргиналов, которые своим поведением только разрушают общество).
- А, кроме того, в России существует явное неравенство гражданской ситуации. Так, если для одних, по факту, существует возможность разгуливать с оружием, избивать, кого им вздумается, похищать людей, поддерживать идеи преимущества грубой силы перед гражданскими и гуманитарными основами, то другим даже в случае самообороны одного против толпы с применением ножа грозят очень серьезные проблемы со стороны закона. И где же то самое «равенство», о котором говорят некоторые? Его не существует в России.
- «В случае массовой акции агрессии российское МВД может не успеть предпринять адекватных мер реагирования». Что тут сказать - и это тоже похоже на правду. Нередко бывает так, что российская полиция не может решить вопросы даже с обычными хулиганами. Поэтому схиигумен Гавриил всего лишь выразил естественные и справедливые опасения большинства россиян.
- Но, с другой стороны, причиной тому не только агрессия радикально настроенных лиц или огромного числа маргиналов, коими наводнили Россию, но также и некорректная работа государственного аппарата. А, кроме того, разве не сам простой российский народ всячески поддерживает соответствующее мировоззрение «культа силы»? Поэтому, хотя данный тезис православного Гавриила и отражает объективные реалии жизни в России, но, тем не менее, претензии направлены не слишком по правильному адресу, и начинать надо всегда с себя.
- «Сообщество исламистов имеет особое влияние и силу из-за веры». И снова имеем проблему с глубинным мировоззрением российского социума и государственной идеологией: поскольку россияне в 21 веке до сих пор еще не приняли светский принцип и нормы современной цивилизации - как единую скрепу для российского государства, то религиозные радикалы и прочие личности и далее будут представлять собой мощную и социализированную стихию. И никакого другого решения у этой проблемы нет: либо единая государственная среда для всех россиян, либо бесконечная борьба религий и различных идеологий. А в такой борьбе, как правило, побеждают именно те, кто наиболее склонен к насилию и преступной деятельности. Поэтому, выбор простой: либо принятие светского принципа для всей страны, либо бесконечные конфликты с понятным результатом.
- «Неправильная вера». В этом, конечно, схиигумен Гавриил допустил неполиткорректное высказывание. Но здесь необходимо учитывать и реалии жизни.
Во-первых, давайте не будем становиться лицемерами, и честно признаем, что каждая религия утверждает о том, что именно она является единственно правильной, а все остальные — как минимум, во многом ошибаются.
Во-вторых, необходимо учитывать следующее: в России на бытовом уровне очень часто происходят оскорбления христианства, и существует достаточно много официальных свидетельств о подлых провокациях и оскорблениях в адрес христианства. А неофициальных случаев - и вовсе огромное количество. И все эти люди, которые делают это сознательно и целенаправленно, испытывают особое удовольствие от того, что насмехаются над христианством. Они постоянно пользуются тем, что христиане не будут их похищать и резать им головы, потому что культура современного христианства такое не допускает. При этом, необходимо отметить, что сами христиане в своем большинстве не склонны провоцировать и оскорблять другие религии, поскольку у христиан подобное считается неэтичным. И точно также, у современных христиан не принято отвечать и агрессией на подобные провокации - кого-то оскорблять, похищать, избивать, пытать, резать головы и тп.
И в-третьих, тот кто действительно хочет мира, тот не бросается за каждое слово с бешеной яростью, это же очевидно. А тот, кто берется рассуждать о терпимости, должен сначала на собственном примере показать, что это значит.
Итог. Конечно, такое заявление, да еще и официально - это было не совсем корректно со стороны православного Гавриила. К тому же, ему не следовало уходить от проблемы массового бытового неуважения к христианству в России в сторону официальных нападок на другую религию. Как знать, возможно, православный Гавриил просто нечетко сформулировал свои мысли? А может быть, таким не слишком удачным способом он просто выразил некое коллективное недовольство постоянными оскорблениями и провокациями в адрес христианства на бытовом уровне? Но как бы там ни было, христиане давно уже отказались от религиозных разборок и от агрессии в адрес несогласных с их верой, поэтому не следует выискивать или преувеличивать какой-то подтекст в заявлении православного Гавриила.
Апти Алаудинов.
- Публичные оскорбления христианского священника. Разбирать тут особо нечего, все и так понятно. Да и у каждого своя риторика общения. А также частично имеем последствия того неравенства, которое упомянуто выше, когда в России когда-то давно была сформирована особая «каста», привыкшая к вседозволенности.
- «2 миллиарда мусульман». Само собой разумеется, что Алаудинов не стал включать в эту цифру огромное количество радикальных исламистов, и посчитал без них. Но как, к примеру, насчет исламистов, которые не участвуют в незаконных формированиях, но категорически нетерпимы к христианству? Их он тоже вычел из общего списка, или же посчитал вместе с ними? А как насчет особенностей шариата? Может быть, кто-то и этого хочет в России? И сможет ли, к примеру, тот же Аллаудинов публично заявить о неприемлемости шариата на территории России, или он сам не прочь заменить законы России на шариат? Понятно, что все это очень сложные вопросы, но все это касается дальнейшей судьбы российского общества.
- «Коренные мусульмане России». Многие действительно коренные мусульмане России предпочитают именно светское мировоззрение и являются сторонниками позитивных идей, поэтому никак не реагируют на очень редкие подобные инциденты. И уж тем более, они не реагируют в таком конфликтном, агрессивном ключе, как это делают некоторые официальные и не официальные лица, стоящие на страже «духовности и единства» российского общества.
- «Вот надо обязательно, чтобы кто-то пошёл, нарушил закон и что-то сделал для того, чтобы вот такие вот дебилы не говорили таких вещей». Этими словами сказано многое, и, к примеру, присутствует тот же намек на возможность насилия. И получается так, что вместо того, чтобы публично осудить агрессию и насилие в ответ на какие-либо редкие инциденты, Аллаудинов наоборот - использует вероятность насилия как некую аргументацию и способ давления. Поэтому выводы очевидны.
- «И если любой поднимает голову национализма, эту голову надо срубить. Просто её надо срубить, эту голову». А вот это уже и вовсе нечто из ряда вон выходящее. Давайте попробуем уловить эту логику. Так, например, если в известных республиках происходят нападения на туристов за шорты или за открытую одежду, то это «нормально». Да и откуда вообще появился вопрос «национализма» в рассуждениях Алаудинова, если изначально обсуждались вопросы религии? Еще один вопрос - а разве, по мнению Алаудинова, у нас в стране не единая нация, ведь чем ему тогда может помешать «национализм»? Ведь даже Путин себя называл «националистом». Так что же означает эта фраза Аллаудинова: имеет ли она какой-то подтекст, или Алаудинов просто нечетко сформулировал свои мысли? А может быть замысел в том, чтобы одни сообщества поднимались, а все остальные не поднимали головы? В итоге, что именно хотел сказать Алаудинов таким заявлением — остается неясным, но тут есть о чем задуматься.
Но как бы там ни было, если уж начинается разговор в публичном пространстве, то, как минимум, должны разговаривать люди одной культурной кондиции. Никто ведь не устраивает состязания гребцов с волейболистами — это абсурд. При этом необходимо учитывать, что это не просто носимые маски и подбираемые слова, но, прежде всего, мировоззрение человека, его ментальность и внутренняя организация.
Итог.
В итоге приходим к выводу, что первопричина конфликта весьма простая: российский социум, российское национальное самосознание, российское коллективное мышление, а также государственная политика России, нуждаются в глобальной реформации. Так, например, в России не должно быть никаких двойных стандартов: либо закон - либо право сильного; либо религиозность - либо светский принцип; либо единство государственной нации - либо «у каждого региона свои особенности». В конце концов, многие из тех же коренных мусульман России никогда не устраивают подобных разборок из-за религии, даже если кто-то и скажет что-то неоднозначное. А это значит, что дело тут вовсе не в религии, а в чем-то другом, и кто знает, может быть у кого-то есть какие-то собственные планы относительно устройства российского общества?
И в данной ситуации лично я предлагаю хороший вариант компромисса — это единство российского общества в светском принципе. Но пусть это решает российское общество, и если оно решит, что христианская религия должна являться базовой, какой она исторически и является в России, то значит, так оно и будет. Нравится это кому-то или нет.