Вообще-то я думала, что буду писать про Новосибирск и то, что поближе к нему, но как вспомнила Фрежюс, так не отпускает.
Кемпинг, где я работала 2,5 месяца, находился за городом, но поскольку мне давали в пользование велосипед, у меня была свобода перемещений - и я ею пользовалась, постепенно проникаясь атмосферой места.
Если зайти в Википедию, то она выдаст, что гавань на месте нынешнего города была заложена Юлием Цезарем, в 49 г. до н.э. Изначально место называлось Форумом Юлия. Так что роскошь современного Фрежюса причудливо сочетается с ощущением древности.
Я это почувствовала, когда, катаясь по задворкам города, наткнулась вот на такое сооружение:
"Колизей! - обрадовалась я. - Ну, то есть... амфитеатр".
По-французски - Arènes de Fréjus, то есть, арены Фрежюса. Эта конструкция появилась чуть позже римского Колизея, конец 1 в. н.э., и считается одним из древнейших памятников Галлии.
Покопавшись в интернете, я даже нашла цитату В. Гюго, который делился впечатлениями от посещения этого места: «Я был на той же площади, где 2000 лет назад львы, гладиаторы и тигры кружились [друг вокруг друга]. Сейчас там растёт высокая трава, на которой мирно пасётся стадо тощих лошадей…».
Самое интересное, что арены до сих пор используются по назначению - не для гладиаторских боёв, но всякие представления там проходят. А что - вместимость 5000 человек.
Древнеримские памятники по Фрежюсе повсюду:
Сохранились остатки древнеримских дорог, мостов, бань. Ну как не испытывать уважение к этим местам?
Вот одна знакомая, ещё давно, убеждала меня, что познавать культуру можно и не выезжая из России - изучать, например, древнерусские памятники, и при этом ничего не потеряешь. Конечно, можно, но древнерусские памятники и следы Римской империи - это просто разные вещи. Да, я знаю, что у нас тоже кое-где в южных регионах сохранились эти следы (и даже лично участвовала в раскопках) - и тем не менее... в общем, чего тут объяснять.
Как ни крути, удивительно - гулять по какому-нибудь Фрежюсу и представлять себе, как когда-то здесь у древних римлян происходил замес.
А вот, кстати, уже гораздо ближе к современности, но тоже одно из примечательных мест близ Фрежюса: плотина Мальпассе (Barrage de Malpasset), построенная в 19 в. на реке Рейран и рухнувшая в 1959 г., что повлекло за собой многочисленные жертвы.
Сейчас, как и во времена Виктора Гюго, место (да и весь город с его окрестностями) кажется очень тихим и мирным, сонным, я бы сказала. Живут здесь обеспеченные люди - и приезжают отдыхать люди тоже не самые бедные. Чувствуется контингент.
Ничего близкого к криминогенной среде Марселя или Парижа - хотя некорректно сравнивать эти города со Фрежюсом хотя бы в силу разных размеров. Да и в принципе очевидно, что подобный антично-курортный городок будет чище, уютнее и безопаснее всяких мегаполисов.
Правда, не всем здесь, оказывается, живется комфортно.
"Я уехала из Фрежюса, - рассказала мне Жюли, девушка, с которой я позже оказалась в волонтерском лагере в Альпах. - Не нравились мне люди... богатые, высокомерные снобы".
А Васили, посудомойщик, с которым я работала в ресторане, сказал:
"Терпеть не могу местных жителей. Богатые избалованные... [нехорошее слово]. Не то что в Лионе".
Если набрать в поиске "Фрежюс", система выдаст множество похожих друг на друга фотографий с домами нежных кремовых тонов - весь город более или менее одного оттенка:
Соседний городок Сан-Рафаэль, в который незаметно перетекает Фрежюс, выглядит схоже:
А вот вид на Фрежюс и Сан-Рафаэль издалека:
В окрестностях и в самом Фрежюсе замечательные пляжи:
Но летом вода прогревается до такой степени, что находиться днём на пляже некомфортно (по крайней мере, мне было), что в море, что на берегу. Можно сравнить с Сочи, но на самом деле хуже.
Вообще, если вы передвигаетесь на Фрежюсу летом днём (и рядом нет кондиционера), то всё воспринимается сквозь этакую знойную пелену, это просто дурняк. Если утром жизнь ещё заметна - люди прогуливаются, ходят по магазинам, обедают в ресторанах (около 12 утра), то затем всё как будто вымирает. Рестораны закрываются до вечера - нельзя, например, просто прийти и поесть. Люди расползаются кто по бассейнам, кто просто по прохладным помещениям или хотя бы в тень.
Вечером в летнее время город оживает: часов в 20 (приблизительно) время ужина, с наступлением темноты на набережной начинаются всякие гуляния: зажигаются фонарики, открываются многочисленные киоски, павильоны, балаганы и пр. Торгуют сладостями, одеждой, сувенирами. Людей столько, что не протолкнуться.
Катаясь на велосипеде (обычно в первой половине дня, поскольку вечером была работа), я объезжала не только и даже не столько город. Я такой уж человек, что меня тянет на всякие задворки.
Окраины Фрежюса выглядят менее гламурно, хотя вполне безобидно.
Однажды я наткнулась на магазин растений (под открытым небом).
Мне кажется, по всем этим фотографиям можно сделать вывод, что в июле и августе в тех краях было очень жарко. В Сочи и Анапе как-то по-другому - там нет ощущения, что постепенно мир начинает превращаться в пустыню.
Ниже - домик, не похожий на те, что ближе к центру Фрежюса. Удаленность, облупленные стены - всё, что так мило моему сердцу.
Хочу ещё немного поделиться ощущениями. Разъезжая по городу, нечаянно наткнулась на магазин lIDL.
Как известно (кому-то, хотя, может, не всем), это магазин с очень низкими ценами, один из тех, что наши журналисты, когда хотят побесить народ, называют "нищемаркетами". Антураж в магазине LIDL точно похуже, чем в обычных супермаркетах - но мне стало так уютно, прямо как в России оказалась, к тому же я пришла в полный восторг от цен.
Но ещё лучше я почувствовала себя, потому что оказалась (внезапно) среди всяких не-французов с самым разным цветом кожи, значительная часть которых явно была мигрантами. Это были на вид вполне нормальные люди, но было видно, что живется им хуже, чем тем людям, которых я привыкла видеть в центре Фрежюса. Социально уязвимые.
А почему мне стало лучше - потому что я чувствовала себя вроде как ближе к ним, чем к богатым туристам. В конце концов, я была дешевой рабочей силой в чужой стране. Иногда полезно оказаться в таком положении - жизнь начинает восприниматься по-другому.